Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Чудеса мастерства: почему кукольная мебель ценится коллекционерами больше, чем детьми

Тюменский мастер рассказал о создании игрушечной мебели

Слушать новость
Чудеса мастерства: почему кукольная мебель ценится коллекционерами больше, чем детьми. Тюменский мастер рассказал о создании игрушечной мебели.

О миниатюрной мебели для своих кукол в детстве мечтают многие. Она позволяет сделать игру максимально приближенной к реальности и расширяет простор для фантазии. Но не только детям нравится помещать своих любимых героев в мир игрушечной мебели – маленькие деревянные копии шкафов, столов, стульев и других предметов быта с удовольствием берут взрослые для коллекционных кукол.

Фото из личного архива Сергея Шевченко

Об этом направлении столярного искусства рассказал корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» художник по дереву, столяр-краснодеревщик, плотник, реставратор Сергей Шевченко. Он объяснил, что в кукольной мебели есть несколько разных направлений: точные миниатюрные копии мебели для коллекционеров и мебель для детских игр. В шутку можно сказать, что первое делается для ценителей, а второе для «вандалов». И отличаются эти изделия конструкцией и детализацией.

– Сейчас есть очень много кукол под разные стили и эпохи, и многие коллекционеры хотят мебель, подходящую именно своей кукле: это может быть мебель в готическом стиле, средневековая, советская или современная – на все найдутся свои ценители. Меня привлекает именно это широкое поле для творчества, возможность применить знание конструкций и стилей из разных эпох, – отметил мастер.

Фото из личного архива Сергея Шевченко

Такая работа, по словам Сергея Шевченко, требует большого терпения, концентрации и эмоционального настроя. Если этого не будет, то что-то сколется, сломается, склеится не так. Примечательно, что на изделие уходит много труда, а результат выглядит внешне небольшим. Собрать большой шкаф или собрать миниатюру – по времени выходит примерно одинаково, а порой миниатюры вовсе изготавливаются дольше.

– Несложный кукольный шкафчик я делал четыре полных рабочих дня. На шкаф посложнее, с резьбой и фигурными элементами, может уйти два-три месяца кропотливой работы. Есть вещи, которые по времени занимают до года. Например, это кукольный дом с деревянным интерьером, в котором есть лестницы, двери, окна, потолки, панели и весь декор вплоть до мелочей, – объяснил художник по дереву.

Для изготовления кукольной мебели нужно то же оборудование, что и для больших работ: станки по дереву, электроинструмент, фрезы, сверла и другие инструменты – они используются для первоначальных заготовок. А в дальнейшем для миниатюры существуют специальные настольные копии станков: фрезерные, пильные, строгальные.

Фото из личного архива Сергея Шевченко

Можно сказать, что со стороны процесс работы выглядит как игра: взрослый мужчина возится на маленьких станках с маленькими деталями. Большое внимание здесь, как в любой художественной работе по дереву, уделяется ручному инструменту. Это стамески, резцы, ножовки, рубанки от больших до самых маленьких. С их помощью можно подравнять склейку, изготовить мелкие резные элементы, сделать соединения. Как отмечает мастер, вся работа на станках – это 10% результата, а остальные 90% занимает ручная подгонка.

На изготовление миниатюры идут разные породы дерева в зависимости от изделия. Например, для копии старого английского шкафа Сергей Шевченко выберет дуб или ясень. Из фурнитуры – маленькие металлические петельки, замки и прочее. Сейчас многое можно купить, но если есть задача повторить исторический оригинал, это делается мастером вручную по образцу.

– Какие-то материалы приходится для миниатюры заменять. Так, стекло не делают таким тонким, чтобы оно подошло в масштаб, и его я заменяю особым прозрачным пластиком, который обычно используют для рекламных щитов, – поделился мастер.

Фото из личного архива Сергея Шевченко

Коллекционная деревянная игрушечная мебель, таким образом, больше искусство, чем ремесло. Что касается детей, то, по мнению мастера, выбрать для них деревянную или пластиковую кукольную обстановку – это дело вкуса. Из дерева можно сделать что угодно, но это будет дороже по сравнению с пластиком. Детская кукольная мебель из дерева чаще всего изготавливается из березовой фанеры или массива сосны. В основном это крайне простые формы, непрочные соединения и отсутствие защитного покрытия.

– Такие изделия пользуются спросом, потому что на рынке нет аналогов от мастеров, которые бы этим занимались на профессиональном уровне, но при этом выпускали их фабричными партиями. С моим подходом массовое производство – это 30 штук в месяц. Для большего потока изделий потребуется целый завод на 3-4 цеха и оборудование, изготовленное для этого на заказ, – отметил Сергей Шевченко.

Сам мастер познакомился с миниатюрой еще в школьном возрасте, когда в секциях делал модель железной дороги и кораблей с внутренней отделкой. Модель корабля – это очень детальное изделие: мебель создается в каждую каюту, и даже если ее не видно со стороны, моделист знает, что она там есть, и она сделана качественно.

Фото из личного архива Сергея Шевченко

Во взрослом возрасте он обучался у мастера, который уделял много времени художественным работам – резьбе и изготовлению деревянных кукол, иногда в полный рост. Учитель делал миниатюрную мебель – лестницы, шкафы, даже целые комнаты с деревянным интерьером. Это были полные копии изделий в миниатюре. На создание одной такой работы уходило 2-3 дня, а ее размеры могли быть весьма впечатляющими. В процессе обучения Сергей Шевченко делал для мастера такие миниатюры, тогда он и загорелся этим творчеством. Возникает ли у него желание поиграть со своими изделиями?

– Своими изделиями я больше любуюсь – из возраста для игр я уже вышел. Но нет-нет – подойду, открою-закрою створки шкафа, улыбнусь. Эти изделия интересны даже взрослым, поэтому их и берут коллекционеры, – рассказал художник по дереву.

Фото Михаила Копотилова / Фото из личного архива Сергея Шевченко

О миниатюрной мебели для своих кукол в детстве мечтают многие. Она позволяет сделать игру максимально приближенной к реальности и расширяет простор для фантазии. Но не только детям нравится помещать своих любимых героев в мир игрушечной мебели – маленькие деревянные копии шкафов, столов, стульев и других предметов быта с удовольствием берут взрослые для коллекционных кукол.

Фото из личного архива Сергея Шевченко

Об этом направлении столярного искусства рассказал корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» художник по дереву, столяр-краснодеревщик, плотник, реставратор Сергей Шевченко. Он объяснил, что в кукольной мебели есть несколько разных направлений: точные миниатюрные копии мебели для коллекционеров и мебель для детских игр. В шутку можно сказать, что первое делается для ценителей, а второе для «вандалов». И отличаются эти изделия конструкцией и детализацией.

– Сейчас есть очень много кукол под разные стили и эпохи, и многие коллекционеры хотят мебель, подходящую именно своей кукле: это может быть мебель в готическом стиле, средневековая, советская или современная – на все найдутся свои ценители. Меня привлекает именно это широкое поле для творчества, возможность применить знание конструкций и стилей из разных эпох, – отметил мастер.

Фото из личного архива Сергея Шевченко

Такая работа, по словам Сергея Шевченко, требует большого терпения, концентрации и эмоционального настроя. Если этого не будет, то что-то сколется, сломается, склеится не так. Примечательно, что на изделие уходит много труда, а результат выглядит внешне небольшим. Собрать большой шкаф или собрать миниатюру – по времени выходит примерно одинаково, а порой миниатюры вовсе изготавливаются дольше.

– Несложный кукольный шкафчик я делал четыре полных рабочих дня. На шкаф посложнее, с резьбой и фигурными элементами, может уйти два-три месяца кропотливой работы. Есть вещи, которые по времени занимают до года. Например, это кукольный дом с деревянным интерьером, в котором есть лестницы, двери, окна, потолки, панели и весь декор вплоть до мелочей, – объяснил художник по дереву.

Для изготовления кукольной мебели нужно то же оборудование, что и для больших работ: станки по дереву, электроинструмент, фрезы, сверла и другие инструменты – они используются для первоначальных заготовок. А в дальнейшем для миниатюры существуют специальные настольные копии станков: фрезерные, пильные, строгальные.

Фото из личного архива Сергея Шевченко

Можно сказать, что со стороны процесс работы выглядит как игра: взрослый мужчина возится на маленьких станках с маленькими деталями. Большое внимание здесь, как в любой художественной работе по дереву, уделяется ручному инструменту. Это стамески, резцы, ножовки, рубанки от больших до самых маленьких. С их помощью можно подравнять склейку, изготовить мелкие резные элементы, сделать соединения. Как отмечает мастер, вся работа на станках – это 10% результата, а остальные 90% занимает ручная подгонка.

На изготовление миниатюры идут разные породы дерева в зависимости от изделия. Например, для копии старого английского шкафа Сергей Шевченко выберет дуб или ясень. Из фурнитуры – маленькие металлические петельки, замки и прочее. Сейчас многое можно купить, но если есть задача повторить исторический оригинал, это делается мастером вручную по образцу.

– Какие-то материалы приходится для миниатюры заменять. Так, стекло не делают таким тонким, чтобы оно подошло в масштаб, и его я заменяю особым прозрачным пластиком, который обычно используют для рекламных щитов, – поделился мастер.

Фото из личного архива Сергея Шевченко

Коллекционная деревянная игрушечная мебель, таким образом, больше искусство, чем ремесло. Что касается детей, то, по мнению мастера, выбрать для них деревянную или пластиковую кукольную обстановку – это дело вкуса. Из дерева можно сделать что угодно, но это будет дороже по сравнению с пластиком. Детская кукольная мебель из дерева чаще всего изготавливается из березовой фанеры или массива сосны. В основном это крайне простые формы, непрочные соединения и отсутствие защитного покрытия.

– Такие изделия пользуются спросом, потому что на рынке нет аналогов от мастеров, которые бы этим занимались на профессиональном уровне, но при этом выпускали их фабричными партиями. С моим подходом массовое производство – это 30 штук в месяц. Для большего потока изделий потребуется целый завод на 3-4 цеха и оборудование, изготовленное для этого на заказ, – отметил Сергей Шевченко.

Сам мастер познакомился с миниатюрой еще в школьном возрасте, когда в секциях делал модель железной дороги и кораблей с внутренней отделкой. Модель корабля – это очень детальное изделие: мебель создается в каждую каюту, и даже если ее не видно со стороны, моделист знает, что она там есть, и она сделана качественно.

Фото из личного архива Сергея Шевченко

Во взрослом возрасте он обучался у мастера, который уделял много времени художественным работам – резьбе и изготовлению деревянных кукол, иногда в полный рост. Учитель делал миниатюрную мебель – лестницы, шкафы, даже целые комнаты с деревянным интерьером. Это были полные копии изделий в миниатюре. На создание одной такой работы уходило 2-3 дня, а ее размеры могли быть весьма впечатляющими. В процессе обучения Сергей Шевченко делал для мастера такие миниатюры, тогда он и загорелся этим творчеством. Возникает ли у него желание поиграть со своими изделиями?

– Своими изделиями я больше любуюсь – из возраста для игр я уже вышел. Но нет-нет – подойду, открою-закрою створки шкафа, улыбнусь. Эти изделия интересны даже взрослым, поэтому их и берут коллекционеры, – рассказал художник по дереву.