Чудеса мастерства: почему кукольная мебель ценится коллекционерами больше, чем детьми
Тюменский мастер рассказал о создании игрушечной мебели
О миниатюрной мебели для своих кукол в детстве мечтают многие. Она позволяет сделать игру максимально приближенной к реальности и расширяет простор для фантазии. Но не только детям нравится помещать своих любимых героев в мир игрушечной мебели – маленькие деревянные копии шкафов, столов, стульев и других предметов быта с удовольствием берут взрослые для коллекционных кукол.
Об этом направлении столярного искусства рассказал корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» художник по дереву, столяр-краснодеревщик, плотник, реставратор Сергей Шевченко. Он объяснил, что в кукольной мебели есть несколько разных направлений: точные миниатюрные копии мебели для коллекционеров и мебель для детских игр. В шутку можно сказать, что первое делается для ценителей, а второе для «вандалов». И отличаются эти изделия конструкцией и детализацией.
– Сейчас есть очень много кукол под разные стили и эпохи, и многие коллекционеры хотят мебель, подходящую именно своей кукле: это может быть мебель в готическом стиле, средневековая, советская или современная – на все найдутся свои ценители. Меня привлекает именно это широкое поле для творчества, возможность применить знание конструкций и стилей из разных эпох, – отметил мастер.
Такая работа, по словам Сергея Шевченко, требует большого терпения, концентрации и эмоционального настроя. Если этого не будет, то что-то сколется, сломается, склеится не так. Примечательно, что на изделие уходит много труда, а результат выглядит внешне небольшим. Собрать большой шкаф или собрать миниатюру – по времени выходит примерно одинаково, а порой миниатюры вовсе изготавливаются дольше.
– Несложный кукольный шкафчик я делал четыре полных рабочих дня. На шкаф посложнее, с резьбой и фигурными элементами, может уйти два-три месяца кропотливой работы. Есть вещи, которые по времени занимают до года. Например, это кукольный дом с деревянным интерьером, в котором есть лестницы, двери, окна, потолки, панели и весь декор вплоть до мелочей, – объяснил художник по дереву.
Для изготовления кукольной мебели нужно то же оборудование, что и для больших работ: станки по дереву, электроинструмент, фрезы, сверла и другие инструменты – они используются для первоначальных заготовок. А в дальнейшем для миниатюры существуют специальные настольные копии станков: фрезерные, пильные, строгальные.
Можно сказать, что со стороны процесс работы выглядит как игра: взрослый мужчина возится на маленьких станках с маленькими деталями. Большое внимание здесь, как в любой художественной работе по дереву, уделяется ручному инструменту. Это стамески, резцы, ножовки, рубанки от больших до самых маленьких. С их помощью можно подравнять склейку, изготовить мелкие резные элементы, сделать соединения. Как отмечает мастер, вся работа на станках – это 10% результата, а остальные 90% занимает ручная подгонка.
На изготовление миниатюры идут разные породы дерева в зависимости от изделия. Например, для копии старого английского шкафа Сергей Шевченко выберет дуб или ясень. Из фурнитуры – маленькие металлические петельки, замки и прочее. Сейчас многое можно купить, но если есть задача повторить исторический оригинал, это делается мастером вручную по образцу.
– Какие-то материалы приходится для миниатюры заменять. Так, стекло не делают таким тонким, чтобы оно подошло в масштаб, и его я заменяю особым прозрачным пластиком, который обычно используют для рекламных щитов, – поделился мастер.
Коллекционная деревянная игрушечная мебель, таким образом, больше искусство, чем ремесло. Что касается детей, то, по мнению мастера, выбрать для них деревянную или пластиковую кукольную обстановку – это дело вкуса. Из дерева можно сделать что угодно, но это будет дороже по сравнению с пластиком. Детская кукольная мебель из дерева чаще всего изготавливается из березовой фанеры или массива сосны. В основном это крайне простые формы, непрочные соединения и отсутствие защитного покрытия.
– Такие изделия пользуются спросом, потому что на рынке нет аналогов от мастеров, которые бы этим занимались на профессиональном уровне, но при этом выпускали их фабричными партиями. С моим подходом массовое производство – это 30 штук в месяц. Для большего потока изделий потребуется целый завод на 3-4 цеха и оборудование, изготовленное для этого на заказ, – отметил Сергей Шевченко.
Сам мастер познакомился с миниатюрой еще в школьном возрасте, когда в секциях делал модель железной дороги и кораблей с внутренней отделкой. Модель корабля – это очень детальное изделие: мебель создается в каждую каюту, и даже если ее не видно со стороны, моделист знает, что она там есть, и она сделана качественно.
Во взрослом возрасте он обучался у мастера, который уделял много времени художественным работам – резьбе и изготовлению деревянных кукол, иногда в полный рост. Учитель делал миниатюрную мебель – лестницы, шкафы, даже целые комнаты с деревянным интерьером. Это были полные копии изделий в миниатюре. На создание одной такой работы уходило 2-3 дня, а ее размеры могли быть весьма впечатляющими. В процессе обучения Сергей Шевченко делал для мастера такие миниатюры, тогда он и загорелся этим творчеством. Возникает ли у него желание поиграть со своими изделиями?
– Своими изделиями я больше любуюсь – из возраста для игр я уже вышел. Но нет-нет – подойду, открою-закрою створки шкафа, улыбнусь. Эти изделия интересны даже взрослым, поэтому их и берут коллекционеры, – рассказал художник по дереву.