Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Потомки кармацких красильщиков встретились на фестивале в Тюмени

В мероприятии участвовали педагоги, что ставят главной задачей – передать мастерство молодым поколениям

Слушать новость
Потомки кармацких красильщиков встретились на фестивале в Тюмени. В мероприятии участвовали педагоги, что ставят главной задачей – передать мастерство молодым поколениям.

Мастеров художественной росписи со всей страны 7-8 июля собрал V Межрегиональный фестиваль «Красильные выходные». Местом действия организаторы выбрали Музей крестьянского быта в деревне Насекина Тюменского района. Мало кто знает, что на Урало-Сибирской земле был распространен красильный промысел – художники ездили по деревням и предлагали расписать дома, их внутренние убранства, инструменты труда.

Главная цель фестиваля – сохранить это мастерство и передать его новым поколениям. Если в первый раз на мероприятии собрались не более десяти человек, то на пятый в гости к тюменцам приехали представители Перми, Челябинска, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Омска и других городов.

В доме Ивана Нестерова

Пару слов важно сказать о локации. Прежний хозяин 150-летнего деревянного подворья, почетный гражданин Тюмени и Тюменской области Иван Нестеров большую часть своей жизни посвятил добыче нефти и газа. Но о культуре не забывал. Считал, что крайне важно сохранять ее для потомков. Он – один из авторов «Большой Тюменской энциклопедии».

Про дом говорил «хочу, чтобы здесь был музей». Исполнить желание удалось команде энтузиастов под руководством Инны Нестеровой.

Фото Артемия Романова

– Основные здания здесь – дом, баня, дровник и амбар, – рассказала директор музея. – Если вы собираетесь строить свой, обязательно делайте такой сибирский тип строения. Ведь если дом стоит в одиночестве, его со всех сторон обдувают ветра, и на улице находиться некомфортно. Всегда будете сидеть внутри.

Поскольку большая часть из команды музея представляли ткачество, то основной упор был сделан именно на это древнейшее ремесло. Изучили, как ткань получали. Стали выращивать лен. О его обработке Инна Александровна рассказала гостям во время экскурсии.

  • Фото Артемия Романова
    Фото Артемия Романова
  • Фото Артемия Романова
    Фото Артемия Романова
  • Фото Артемия Романова
    Фото Артемия Романова
  • Фото Артемия Романова
    Фото Артемия Романова
  • Фото Артемия Романова
    Фото Артемия Романова
  • 

    Мастеру важно передать знания потомкам

    В этом году фестиваль получил президентский грант Фонда культурных инициатив. Мероприятие стало заключительным событием культурно-просветительской программы «Тюменская (Кармацкая) роспись». В рамках нее авторы провели 25 мастер-классов для педагогов изобразительного и декоративно-прикладного искусств. А еще были записаны 20 видеоуроков. Они опубликованы в открытом доступе в интернете.

    – По итогу образовательной программы у нас сформировалась выставка «Народная палитра», которая проходила в доме культуры «Поиск». Ставим себе задачу популяризировать нашу роспись, возродить ее, – прокомментировала Инна Нестерова. – Этим летом поедем по муниципалитетам Тюменской области и в соседние регионы, представим работы наших мастеров.

    Фото Артемия Романова

    В число участников фестиваля вошли педагоги тюменской детской художественной школы им. А.П. Митинского. Набравшись опыта, они смогут передать знания своим воспитанникам. По словам замдиректора учреждения Татьяны Сергейчук, поначалу детям сложно объяснить, зачем им вообще нужно погружаться в красильный промысел и как он может пригодиться.

    – Наша школа – академическая. Там учат рисунку, живописи, скульптуре. Но несколько лет назад мы поняли, что наши ученики имеют совершенно разный опыт. Некоторые попадают в наш город впервые, они не знакомы с местными традициями. Поэтому мы стали делать проекты, которые посвящали детей в региональную культуру, – рассказала Татьяна Александровна.

    Фото Артемия Романова

    По ее словам, крайне важно знать и понимать, где ты живешь, что тут происходит, насколько может быть интересна судьба твоих предков.

    – Когда общаешься с детьми, показываешь им разные промыслы – косторезный, гончарный, ткацкий, ковровый – многие дети вспоминают, что у них, например, дедушка был косторезом, а бабушка ткала эти красивые ковры. А это момент связи поколений, – подчеркнула Татьяна Сергейчук.

    Таким образом происходит и профориентация учеников. Ребят приглашают на творческие встречи, показывают, что возможности художника безграничны. Ведь народную культуру можно включать в контекст произведений, использовать даже в дизайне. Например, на одном из мастер-классов дети создавали эскизы сумок и других предметов обихода. Все это действительно проявляет интерес детей. Они успешно погружаются в народное творчество, в том числе с точки зрения исследовательских проектов.

    Фото Артемия Романова

    Оставили след в русской культуре

    Изюминкой фестиваля этого года стало участие прямых потомков уральских маляров-красильщиков – Тихомировых-Ореховых и Рябковых. История обеих семей исходит к деревне Рябова на границе Свердловской и Тюменской областей, которая ныне уже не существует.

    Там проживал Варлам Кононович Рябков, который вместе со своим сыном Федором расписывали избы и, в частности, оставили большой след в деревне Нижняя Синячиха вблизи города Алапаевска.

    – Федор Варламович является мне дедом, – рассказал глава семейства Рябковых Виталий. – С приходом советской власти деда отправили в ссылку на Север за то, что он был зажиточным крестьянином: использовал наемный труд, имел в хозяйстве много приспособлений и инструментов. Это все конфисковали. В ссылке родился мой отец, Борис Федорович. Поскольку дед был ссыльным, в тот период никто не хотел распространяться по поводу своей родни. Поэтому у нас никто толком не знал, кем были дед и прадед. Отец умер в 2010 году, не поведав даже каких-то отрывочных знаний.

    Виталий и Наталья Рябковы с сыном Георгием | Фото Артемия Романова

    Информация о Варламе Кононовиче, его жене Варваре и Федоре Варламовиче была найдена случайно, в интернете, в одной из курсовых работ, посвященных уральскому изобразительному искусству. В частности, там было указание на Нижнесинячихинский музей-заповедник с выставленными работами Варлама Кононовича.

    В белой горнице одной из изб он изобразил чудо человеческой мысли – железную дорогу, появившуюся рядом с деревней Рябова в 1886 году. Еще в его росписи встречаются фазан, фламинго и даже верблюд, который стал символом музея.

    Работы Варлама Рябкова в Нижней Синячихе | Фото из личного архива Елены Егоровой

    Помощь в упорядочивании данных также оказал двоюродный брат Виталия, тюменский писатель и историк Аркадий Захаров. Известно, что жизнь красильщика Варлама Кононовича оборвалась, когда с выручкой после одного из выполненных заказов его по дороге убили разбойники. Судьба жены Варвары осталась неизвестной. Старший сын Виталия Артемий – автор этого текста – в середине 2010-х посетил Нижнюю Синячиху в рамках школьной экскурсии и был тепло принят как прямой потомок того самого художника. Виталий подчеркнул, что и сам должен побывать в этом музее в ближайшем будущем.

    На фестиваль красильщиков Рябковых пригласила Елена Егорова – потомок Ивана Митрофановича, его сына Ивана Ивановича и других представителей семьи красильщиков Тихомировых. Она преподаватель иностранного языка, но тоже погружена в искусство росписи, оформила в этом стиле собственную кухню.

    – На днях в Нижней Синячихе состоялся фестиваль #УралРосписьФест, в котором я как художник расписывала лавки для музейного фонда. Если приедете, сможете посидеть на лавках современных мастеров, – поделилась Елена. – Мне очень интересна история красильщиков. Это ведь удивительно, когда крестьяне, которые работают на земле, ухаживают за животными, доят коров, начинают делать что-то творческое, а потом их произведения приобретают статус культурных ценностей России.

    Стараясь восстановить хронологию событий и увековечить память об истории своей семьи, девушка ведет блог «Мирно и Тихо», посвященный достижениям предков и урало-сибирской росписи в целом.

    Елена Егорова – потомок семьи красильщиков Тихомировых | Фото Артемия Романова

    У каждого своя техника

    В рамках фестиваля также состоялись мастер-классы для всех участников: изготовление трафарета для росписи сундука, пермская роспись с двуцветным мазком, варианты декорирования текстиля. Не обошлось без музыки, песен, хороводов. Ближе к вечеру читали научные доклады. А еще состоялся конкурс среди художников – им предложили расписать фартуки.

    У каждого из мастеров – своя техника исполнения. Например, представительница села Петрокаменское Свердловской области Ольга Береговых (в качестве псевдонима использует Оберег) в училище при заводе эмалированной посуды освоила тагильскую роспись. Волею судеб она 30 лет проработала в сельском центре культуры художником-оформителем, но потом поняла, что душа ее стремится именно к тому, на что училась. Сейчас она преподает урало-сибирскую роспись в школе искусств.

    Фото Артемия Романова

    – У всех нас разные течения, но принцип один – двойной мазочек, на кисточку набираются два цвета. И по определенному подмалевку придаются формы каждому элементу, – рассказала Ольга Береговых.

    Она добавила, что основной элемент урало-сибирской росписи – это древо жизни. Потому что красильщики расписывали жилище с пожеланием добра и счастья этой семье.

    – Цветы – это солярный символ, солнце, тепло, свет. Бутоны, ягоды – это большое поколение, то есть потомки, которые придут в этот дом. И чтобы они никогда не забывали про свои корни, – добавила художница.

    Художница Ольга Береговых | Фото Артемия Романова

    На второй день фестиваля участники встретились в селе Исетском. Вместе с представителями Исетского народного краеведческого музея им. А.Л. Емельянова гости познакомились с аутентичными и современными расписными предметами быта и посетили мастер-классы от своих коллег.

    Работы современных мастеров | Фото Артемия Романова

    Фото Артемия Романова

    Мастеров художественной росписи со всей страны 7-8 июля собрал V Межрегиональный фестиваль «Красильные выходные». Местом действия организаторы выбрали Музей крестьянского быта в деревне Насекина Тюменского района. Мало кто знает, что на Урало-Сибирской земле был распространен красильный промысел – художники ездили по деревням и предлагали расписать дома, их внутренние убранства, инструменты труда.

    Главная цель фестиваля – сохранить это мастерство и передать его новым поколениям. Если в первый раз на мероприятии собрались не более десяти человек, то на пятый в гости к тюменцам приехали представители Перми, Челябинска, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Омска и других городов.

    В доме Ивана Нестерова

    Пару слов важно сказать о локации. Прежний хозяин 150-летнего деревянного подворья, почетный гражданин Тюмени и Тюменской области Иван Нестеров большую часть своей жизни посвятил добыче нефти и газа. Но о культуре не забывал. Считал, что крайне важно сохранять ее для потомков. Он – один из авторов «Большой Тюменской энциклопедии».

    Про дом говорил «хочу, чтобы здесь был музей». Исполнить желание удалось команде энтузиастов под руководством Инны Нестеровой.

    Фото Артемия Романова

    – Основные здания здесь – дом, баня, дровник и амбар, – рассказала директор музея. – Если вы собираетесь строить свой, обязательно делайте такой сибирский тип строения. Ведь если дом стоит в одиночестве, его со всех сторон обдувают ветра, и на улице находиться некомфортно. Всегда будете сидеть внутри.

    Поскольку большая часть из команды музея представляли ткачество, то основной упор был сделан именно на это древнейшее ремесло. Изучили, как ткань получали. Стали выращивать лен. О его обработке Инна Александровна рассказала гостям во время экскурсии.

    • Фото Артемия Романова
      Фото Артемия Романова
    • Фото Артемия Романова
      Фото Артемия Романова
    • Фото Артемия Романова
      Фото Артемия Романова
    • Фото Артемия Романова
      Фото Артемия Романова
    • Фото Артемия Романова
      Фото Артемия Романова
    • 

      Мастеру важно передать знания потомкам

      В этом году фестиваль получил президентский грант Фонда культурных инициатив. Мероприятие стало заключительным событием культурно-просветительской программы «Тюменская (Кармацкая) роспись». В рамках нее авторы провели 25 мастер-классов для педагогов изобразительного и декоративно-прикладного искусств. А еще были записаны 20 видеоуроков. Они опубликованы в открытом доступе в интернете.

      – По итогу образовательной программы у нас сформировалась выставка «Народная палитра», которая проходила в доме культуры «Поиск». Ставим себе задачу популяризировать нашу роспись, возродить ее, – прокомментировала Инна Нестерова. – Этим летом поедем по муниципалитетам Тюменской области и в соседние регионы, представим работы наших мастеров.

      Фото Артемия Романова

      В число участников фестиваля вошли педагоги тюменской детской художественной школы им. А.П. Митинского. Набравшись опыта, они смогут передать знания своим воспитанникам. По словам замдиректора учреждения Татьяны Сергейчук, поначалу детям сложно объяснить, зачем им вообще нужно погружаться в красильный промысел и как он может пригодиться.

      – Наша школа – академическая. Там учат рисунку, живописи, скульптуре. Но несколько лет назад мы поняли, что наши ученики имеют совершенно разный опыт. Некоторые попадают в наш город впервые, они не знакомы с местными традициями. Поэтому мы стали делать проекты, которые посвящали детей в региональную культуру, – рассказала Татьяна Александровна.

      Фото Артемия Романова

      По ее словам, крайне важно знать и понимать, где ты живешь, что тут происходит, насколько может быть интересна судьба твоих предков.

      – Когда общаешься с детьми, показываешь им разные промыслы – косторезный, гончарный, ткацкий, ковровый – многие дети вспоминают, что у них, например, дедушка был косторезом, а бабушка ткала эти красивые ковры. А это момент связи поколений, – подчеркнула Татьяна Сергейчук.

      Таким образом происходит и профориентация учеников. Ребят приглашают на творческие встречи, показывают, что возможности художника безграничны. Ведь народную культуру можно включать в контекст произведений, использовать даже в дизайне. Например, на одном из мастер-классов дети создавали эскизы сумок и других предметов обихода. Все это действительно проявляет интерес детей. Они успешно погружаются в народное творчество, в том числе с точки зрения исследовательских проектов.

      Фото Артемия Романова

      Оставили след в русской культуре

      Изюминкой фестиваля этого года стало участие прямых потомков уральских маляров-красильщиков – Тихомировых-Ореховых и Рябковых. История обеих семей исходит к деревне Рябова на границе Свердловской и Тюменской областей, которая ныне уже не существует.

      Там проживал Варлам Кононович Рябков, который вместе со своим сыном Федором расписывали избы и, в частности, оставили большой след в деревне Нижняя Синячиха вблизи города Алапаевска.

      – Федор Варламович является мне дедом, – рассказал глава семейства Рябковых Виталий. – С приходом советской власти деда отправили в ссылку на Север за то, что он был зажиточным крестьянином: использовал наемный труд, имел в хозяйстве много приспособлений и инструментов. Это все конфисковали. В ссылке родился мой отец, Борис Федорович. Поскольку дед был ссыльным, в тот период никто не хотел распространяться по поводу своей родни. Поэтому у нас никто толком не знал, кем были дед и прадед. Отец умер в 2010 году, не поведав даже каких-то отрывочных знаний.

      Виталий и Наталья Рябковы с сыном Георгием | Фото Артемия Романова

      Информация о Варламе Кононовиче, его жене Варваре и Федоре Варламовиче была найдена случайно, в интернете, в одной из курсовых работ, посвященных уральскому изобразительному искусству. В частности, там было указание на Нижнесинячихинский музей-заповедник с выставленными работами Варлама Кононовича.

      В белой горнице одной из изб он изобразил чудо человеческой мысли – железную дорогу, появившуюся рядом с деревней Рябова в 1886 году. Еще в его росписи встречаются фазан, фламинго и даже верблюд, который стал символом музея.

      Работы Варлама Рябкова в Нижней Синячихе | Фото из личного архива Елены Егоровой

      Помощь в упорядочивании данных также оказал двоюродный брат Виталия, тюменский писатель и историк Аркадий Захаров. Известно, что жизнь красильщика Варлама Кононовича оборвалась, когда с выручкой после одного из выполненных заказов его по дороге убили разбойники. Судьба жены Варвары осталась неизвестной. Старший сын Виталия Артемий – автор этого текста – в середине 2010-х посетил Нижнюю Синячиху в рамках школьной экскурсии и был тепло принят как прямой потомок того самого художника. Виталий подчеркнул, что и сам должен побывать в этом музее в ближайшем будущем.

      На фестиваль красильщиков Рябковых пригласила Елена Егорова – потомок Ивана Митрофановича, его сына Ивана Ивановича и других представителей семьи красильщиков Тихомировых. Она преподаватель иностранного языка, но тоже погружена в искусство росписи, оформила в этом стиле собственную кухню.

      – На днях в Нижней Синячихе состоялся фестиваль #УралРосписьФест, в котором я как художник расписывала лавки для музейного фонда. Если приедете, сможете посидеть на лавках современных мастеров, – поделилась Елена. – Мне очень интересна история красильщиков. Это ведь удивительно, когда крестьяне, которые работают на земле, ухаживают за животными, доят коров, начинают делать что-то творческое, а потом их произведения приобретают статус культурных ценностей России.

      Стараясь восстановить хронологию событий и увековечить память об истории своей семьи, девушка ведет блог «Мирно и Тихо», посвященный достижениям предков и урало-сибирской росписи в целом.

      Елена Егорова – потомок семьи красильщиков Тихомировых | Фото Артемия Романова

      У каждого своя техника

      В рамках фестиваля также состоялись мастер-классы для всех участников: изготовление трафарета для росписи сундука, пермская роспись с двуцветным мазком, варианты декорирования текстиля. Не обошлось без музыки, песен, хороводов. Ближе к вечеру читали научные доклады. А еще состоялся конкурс среди художников – им предложили расписать фартуки.

      У каждого из мастеров – своя техника исполнения. Например, представительница села Петрокаменское Свердловской области Ольга Береговых (в качестве псевдонима использует Оберег) в училище при заводе эмалированной посуды освоила тагильскую роспись. Волею судеб она 30 лет проработала в сельском центре культуры художником-оформителем, но потом поняла, что душа ее стремится именно к тому, на что училась. Сейчас она преподает урало-сибирскую роспись в школе искусств.

      Фото Артемия Романова

      – У всех нас разные течения, но принцип один – двойной мазочек, на кисточку набираются два цвета. И по определенному подмалевку придаются формы каждому элементу, – рассказала Ольга Береговых.

      Она добавила, что основной элемент урало-сибирской росписи – это древо жизни. Потому что красильщики расписывали жилище с пожеланием добра и счастья этой семье.

      – Цветы – это солярный символ, солнце, тепло, свет. Бутоны, ягоды – это большое поколение, то есть потомки, которые придут в этот дом. И чтобы они никогда не забывали про свои корни, – добавила художница.

      Художница Ольга Береговых | Фото Артемия Романова

      На второй день фестиваля участники встретились в селе Исетском. Вместе с представителями Исетского народного краеведческого музея им. А.Л. Емельянова гости познакомились с аутентичными и современными расписными предметами быта и посетили мастер-классы от своих коллег.

      Работы современных мастеров | Фото Артемия Романова