Тюменский мастер создает малые архитектурные формы из дерева
Сергей Шевченко рассказал об этом направлении деревянного зодчества
Уютные лавочки, детские городки, беседки – все эти малые архитектурные формы давно стали частью идентичности города и местом притяжения жителей. К ним приходят отдыхать, собираются компании, в местах, где они установлены, проводят праздники и досуговые мероприятия.
Художник по дереву, столяр-краснодеревщик, плотник, реставратор Сергей Шевченко рассказал корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» об этом оригинальном направлении в деревянном зодчестве. Он подчеркнул, что малые архитектурные формы изначально появились для красоты и удобства, и даже если совсем отказаться от них в городе, люди сами к ним вернутся.
С малыми архитектурными формами краснодеревщик начал работать около 17 лет назад. Он пришел к учителю, который, среди прочего, изготавливал художественные детские площадки по мотивам сказок. Его площадки населяли Змей Горыныч, богатыри и другие сказочные персонажи. Подобное изделие – это большая, объемная, прежде всего художественная работа по дереву. Именно это привлекло Сергея.
Мастер объяснил, что основными принципами в работе с деревянными МАФами являются грамотный подбор материала, использование правильных соединительных элементов, качественное покрытие и, конечно, художественный подход.
– Такие изделия должны быть эстетичными, прочными и долговечными. Меня, прежде всего, привлекает именно художественная часть. При изготовлении таких изделий самое приятное – что потом они стоя́т, радуют глаз и приносят пользу людям, – поделился краснодеревщик.
В целом работа с малыми архитектурными формами более тонкая, чем работа с большими. Поскольку постройки миниатюрные, больше элементов конструкции оказываются на виду. Соответственно, и доски для них должны быть высокого качества – без сучков и трещин.
Подбор дерева – это самый сложный вопрос. По словам мастера, все зависит от того, какой элемент нужно сделать. Исходя из этого, идет подбор материала по текстуре. Например, если в работе есть криволинейный элемент с повышенной нагрузкой, как крыши или стоевые, это обязательно должна быть доска с корневища. В таком материале заключена вся сила дерева, и он менее подвержен трещинам и усыханию.
– Отчасти все это вопрос интуиции, опыта работы и материаловедения. Спустя 27 лет постоянной разносторонней работы с деревом я просто это «вижу». Каждый день для меня – учеба, даже если работа повторяется. Я всегда нахожу что-то новое, чему можно научиться, – объяснил Сергей Шевченко.
Свои идеи мастер берет из природы – она сама все показывает. Достаточно только увидеть идею в окружающем мире, понять ее и использовать. Сначала создается эскиз на бумаге, в процессе работы добавляются определенные художественные элементы. Сергей старается, чтобы все было гармонично, в своих конструкциях он использует традиционные элементы.
Как отмечает Сергей, МАФ – это часть архитектурного наследия, часть истории города. Чтобы это направление деревянного зодчества продолжало жить, необходима заинтересованность в развитии городской идентичности и эстетики. Нужно работать с молодежью: вызывать интерес к труду, воспитывать новое поколение мастеров. Добиться этого, по мнению Сергея, можно через выставки, мастер-классы, экскурсии и работу со школами напрямую.
– Я считаю, в школах должно быть профессиональное ориентирование и полноценные уроки труда, способные заинтересовать молодежь. Уроки труда в школе могут и должны быть интересными, все зависит от подхода в преподавании, – отметил мастер.
Работы мастера можно увидеть на улицах города, правда, не малые архитектурные формы, а иные элементы деревянного зодчества. Например, Сергей Шевченко изготавливал наличники на дом купца Н.О. Сергеева на улице Дзержинского, а также сделал парапет в ДК «Нефтяник». В настоящее время художник по дереву участвует в реставрации еще одного объекта культурного наследия Тюмени.