Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменский мастер создает малые архитектурные формы из дерева

Сергей Шевченко рассказал об этом направлении деревянного зодчества

Слушать новость
Тюменский мастер создает малые архитектурные формы из дерева. Сергей Шевченко рассказал об этом направлении деревянного зодчества.

Уютные лавочки, детские городки, беседки – все эти малые архитектурные формы давно стали частью идентичности города и местом притяжения жителей. К ним приходят отдыхать, собираются компании, в местах, где они установлены, проводят праздники и досуговые мероприятия.

Художник по дереву, столяр-краснодеревщик, плотник, реставратор Сергей Шевченко рассказал корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» об этом оригинальном направлении в деревянном зодчестве. Он подчеркнул, что малые архитектурные формы изначально появились для красоты и удобства, и даже если совсем отказаться от них в городе, люди сами к ним вернутся.

Фото Сергея Шевченко

С малыми архитектурными формами краснодеревщик начал работать около 17 лет назад. Он пришел к учителю, который, среди прочего, изготавливал художественные детские площадки по мотивам сказок. Его площадки населяли Змей Горыныч, богатыри и другие сказочные персонажи. Подобное изделие – это большая, объемная, прежде всего художественная работа по дереву. Именно это привлекло Сергея.

Фото из личного архива Сергея Шевченко: автор Михаил Копотилов

Мастер объяснил, что основными принципами в работе с деревянными МАФами являются грамотный подбор материала, использование правильных соединительных элементов, качественное покрытие и, конечно, художественный подход.

– Такие изделия должны быть эстетичными, прочными и долговечными. Меня, прежде всего, привлекает именно художественная часть. При изготовлении таких изделий самое приятное – что потом они стоя́т, радуют глаз и приносят пользу людям, – поделился краснодеревщик.

В целом работа с малыми архитектурными формами более тонкая, чем работа с большими. Поскольку постройки миниатюрные, больше элементов конструкции оказываются на виду. Соответственно, и доски для них должны быть высокого качества – без сучков и трещин.

Фото из личного архива Сергея Шевченко: автор Михаил Копотилов

Подбор дерева – это самый сложный вопрос. По словам мастера, все зависит от того, какой элемент нужно сделать. Исходя из этого, идет подбор материала по текстуре. Например, если в работе есть криволинейный элемент с повышенной нагрузкой, как крыши или стоевые, это обязательно должна быть доска с корневища. В таком материале заключена вся сила дерева, и он менее подвержен трещинам и усыханию.

– Отчасти все это вопрос интуиции, опыта работы и материаловедения. Спустя 27 лет постоянной разносторонней работы с деревом я просто это «вижу». Каждый день для меня – учеба, даже если работа повторяется. Я всегда нахожу что-то новое, чему можно научиться, – объяснил Сергей Шевченко.

Свои идеи мастер берет из природы – она сама все показывает. Достаточно только увидеть идею в окружающем мире, понять ее и использовать. Сначала создается эскиз на бумаге, в процессе работы добавляются определенные художественные элементы. Сергей старается, чтобы все было гармонично, в своих конструкциях он использует традиционные элементы.

Фото из личного архива Сергея Шевченко: автор Михаил Копотилов

Как отмечает Сергей, МАФ – это часть архитектурного наследия, часть истории города. Чтобы это направление деревянного зодчества продолжало жить, необходима заинтересованность в развитии городской идентичности и эстетики. Нужно работать с молодежью: вызывать интерес к труду, воспитывать новое поколение мастеров. Добиться этого, по мнению Сергея, можно через выставки, мастер-классы, экскурсии и работу со школами напрямую.

– Я считаю, в школах должно быть профессиональное ориентирование и полноценные уроки труда, способные заинтересовать молодежь. Уроки труда в школе могут и должны быть интересными, все зависит от подхода в преподавании, – отметил мастер.

  • Фото Михаила Калянова
    Фото Михаила Калянова
  • Фото Михаила Калянова
    Фото Михаила Калянова
  • 

    Работы мастера можно увидеть на улицах города, правда, не малые архитектурные формы, а иные элементы деревянного зодчества. Например, Сергей Шевченко изготавливал наличники на дом купца Н.О. Сергеева на улице Дзержинского, а также сделал парапет в ДК «Нефтяник». В настоящее время художник по дереву участвует в реставрации объекта культурного наследия «Дом жилой станции пристань «Тура».

    • Фото Михаила Калянова
      Фото Михаила Калянова
    • Фото Михаила Калянова
      Фото Михаила Калянова
    • Фото Михаила Калянова
      Фото Михаила Калянова
    • 

      Фото из личного архива Сергея Шевченко: автор Михаил Копотилов

      Уютные лавочки, детские городки, беседки – все эти малые архитектурные формы давно стали частью идентичности города и местом притяжения жителей. К ним приходят отдыхать, собираются компании, в местах, где они установлены, проводят праздники и досуговые мероприятия.

      Художник по дереву, столяр-краснодеревщик, плотник, реставратор Сергей Шевченко рассказал корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» об этом оригинальном направлении в деревянном зодчестве. Он подчеркнул, что малые архитектурные формы изначально появились для красоты и удобства, и даже если совсем отказаться от них в городе, люди сами к ним вернутся.

      Фото Сергея Шевченко

      С малыми архитектурными формами краснодеревщик начал работать около 17 лет назад. Он пришел к учителю, который, среди прочего, изготавливал художественные детские площадки по мотивам сказок. Его площадки населяли Змей Горыныч, богатыри и другие сказочные персонажи. Подобное изделие – это большая, объемная, прежде всего художественная работа по дереву. Именно это привлекло Сергея.

      Фото из личного архива Сергея Шевченко: автор Михаил Копотилов

      Мастер объяснил, что основными принципами в работе с деревянными МАФами являются грамотный подбор материала, использование правильных соединительных элементов, качественное покрытие и, конечно, художественный подход.

      – Такие изделия должны быть эстетичными, прочными и долговечными. Меня, прежде всего, привлекает именно художественная часть. При изготовлении таких изделий самое приятное – что потом они стоя́т, радуют глаз и приносят пользу людям, – поделился краснодеревщик.

      В целом работа с малыми архитектурными формами более тонкая, чем работа с большими. Поскольку постройки миниатюрные, больше элементов конструкции оказываются на виду. Соответственно, и доски для них должны быть высокого качества – без сучков и трещин.

      Фото из личного архива Сергея Шевченко: автор Михаил Копотилов

      Подбор дерева – это самый сложный вопрос. По словам мастера, все зависит от того, какой элемент нужно сделать. Исходя из этого, идет подбор материала по текстуре. Например, если в работе есть криволинейный элемент с повышенной нагрузкой, как крыши или стоевые, это обязательно должна быть доска с корневища. В таком материале заключена вся сила дерева, и он менее подвержен трещинам и усыханию.

      – Отчасти все это вопрос интуиции, опыта работы и материаловедения. Спустя 27 лет постоянной разносторонней работы с деревом я просто это «вижу». Каждый день для меня – учеба, даже если работа повторяется. Я всегда нахожу что-то новое, чему можно научиться, – объяснил Сергей Шевченко.

      Свои идеи мастер берет из природы – она сама все показывает. Достаточно только увидеть идею в окружающем мире, понять ее и использовать. Сначала создается эскиз на бумаге, в процессе работы добавляются определенные художественные элементы. Сергей старается, чтобы все было гармонично, в своих конструкциях он использует традиционные элементы.

      Фото из личного архива Сергея Шевченко: автор Михаил Копотилов

      Как отмечает Сергей, МАФ – это часть архитектурного наследия, часть истории города. Чтобы это направление деревянного зодчества продолжало жить, необходима заинтересованность в развитии городской идентичности и эстетики. Нужно работать с молодежью: вызывать интерес к труду, воспитывать новое поколение мастеров. Добиться этого, по мнению Сергея, можно через выставки, мастер-классы, экскурсии и работу со школами напрямую.

      – Я считаю, в школах должно быть профессиональное ориентирование и полноценные уроки труда, способные заинтересовать молодежь. Уроки труда в школе могут и должны быть интересными, все зависит от подхода в преподавании, – отметил мастер.

      • Фото Михаила Калянова
        Фото Михаила Калянова
      • Фото Михаила Калянова
        Фото Михаила Калянова
      • 

        Работы мастера можно увидеть на улицах города, правда, не малые архитектурные формы, а иные элементы деревянного зодчества. Например, Сергей Шевченко изготавливал наличники на дом купца Н.О. Сергеева на улице Дзержинского, а также сделал парапет в ДК «Нефтяник». В настоящее время художник по дереву участвует в реставрации объекта культурного наследия «Дом жилой станции пристань «Тура».

        • Фото Михаила Калянова
          Фото Михаила Калянова
        • Фото Михаила Калянова
          Фото Михаила Калянова
        • Фото Михаила Калянова
          Фото Михаила Калянова
        •