Как уникальная транспортная инфраструктура способствовала развитию Тюменской области
Дороги влияли на взрывной рост региона на протяжении всей его истории
Далее в сюжете: Тюменская область занимает первое место в УФО по производству молока
Тюмень как центр всей Тюменской области создавалась в качестве основы для дальнейшего освоения Сибири. Вместе с тем город был крупным транзитным пунктом торговли, что объясняет количество купцов, проживающих в нем. Более того, торговые пути в Тюменской области не только соединяли Сибирь с центром России, но также были ключом к взаимодействию с Китаем. В этом контексте безусловно важное значение имеет транспортная инфраструктура.
О том, как дороги и транспортные пути определили развитие региона, изданию «Тюменская область сегодня» рассказал председатель Совета отделения Российского исторического общества в Тюменской области, доктор исторических наук, профессор Сергей Шилов.
Железная дорога
Один из важнейших для Тюменской области объектов транспортной инфраструктуры – это железная дорога, а именно знаменитая Транссибирская магистраль, которая прошла через Тюмень в 1913 году. Существует легенда, что она должна была идти через Тобольск, однако в итоге сообщение было установлено через Тюмень. Во многом именно этот способ перемещения между западной частью России и Сибирью опередил будущее развитие региона.
Еще в то время, когда Тюменская область считалась Тобольской губернией, она развивалась как сельскохозяйственная зона. За счет этого регион мог производить большое количество хлеба и хлебобулочных изделий. Более того, объемы производства позволяли покрывать потребности не только тюменцев, но и жителей других регионов. А для доставки продуктов применялась железная дорога, так как дорожное сообщение населенных пунктов было еще плохо развито.
– Поэтому ранее производившийся в регионе хлеб был как нефть. Он приносил большой доход империи. В связи с этим железнодорожное сообщение было очень важно, – подчеркнул Сергей Шилов.
Что немаловажно, такие производственные мощности в том числе были достигнуты за счет эвакуации производственных предприятий из других регионов и городов. Переселение проходило в начале Великой Отечественной войны в 1941–1942 году из Харькова, Киева, Москвы и Омска. В связи с этим вопрос транспортировки кадров и материалов стоял особенно актуально. А решить его можно было за счет Транссиба.
– Железная дорога, а также Тобольский тракт, который проходил параллельно, способствовали развитию промышленности, и как следствие, росту региона, – добавил историк.
Транспортные сети
Сообщение с Сибирью для страны имело большое значение. Это позволило не только связать торговыми путями две части континента для их развития, но и укрепить оборонную функцию страны. Поначалу любое взаимодействие с Сибирью проходило по речным путям. Эксперты отмечают, что с дорогами на тот момент были колоссальные проблемы.
Путешествие по ним было не только долгим, но и опасным. Чтобы добраться из Ишима в Тюмень в военное время, людям приходилось тратить приблизительно неделю. И все это в нормальных условиях. А в дождь, когда тракт размывало, это время увеличивалось в полтора раза.
Причиной развития дорог, которые соединили европейскую часть России с Сибирью, стало образование союза между Россией и Китаем, который был заключен в конце XVIII начале XIX века. А для эффективного взаимодействия стран в экономическом плане требовалось создать полноценный транспортный коридор. И очень удачно, что он проходил через Тюмень. Благодаря этому областная столица приобрела значение не только форпоста, в который стекались все дороги Сибири, но и получила статус стратегически важного объекта.
Как отметил Сергей Шилов, для развития региона оказались важны не только связи с центральной Россией, но и взаимодействие в рамках одного субъекта. Серьезный толчок к развитию транспортной сети в Тюменской области определила необходимость связать Тюмень с Уралом и Омской областью.
– Для региона было крайне важно развить промышленность и нарастить производственные мощности, при этом сохранив старые связи с другими субъектами, когда Тюмень еще входила в состав Омской области, – подчеркнул эксперт.
Современное состояние тюменских дорог
На текущий момент тюменская дорожная сеть является крайне развитой инфраструктурой. Это во многом определилось с исторической точки зрения за счет ресурсов и географического положения региона. Благодаря этому Тюменская область стала ключевым субъектом федерации. И в современное время за счет достигнутых высот дороги в Тюменской области продолжают улучшаться.
Жители областной столицы могут видеть это практически каждый сезон. Обновление дорожного полотна в Тюмени – ежегодные работы, которые в очередной раз доказывают важность транспортных сетей внутри региона. При этом аналогичная работа ведется и за пределами административного центра.
На сегодняшний день федеральная дорога Тюмень – Екатеринбург Р-351, которая является частью Сибирского тракта, реконструируется и расширяется до четырех полос. Это означает, что данная трасса остается актуальным транспортным маршрутом, который используют для перевозки как людей, так и ресурсов.
Одно из ведущих направлений экономики, в которых Тюменская область занимает лидирующие позиции на российском рынке – строительная отрасль. За 2023 год в регионе было введено в эксплуатацию более 2 485 тысяч квадратных метров жилья. По этому показателю регион находится на втором месте по стране. А достигнуть подобного результата без развитой транспортной сети также невозможно. Она обеспечивает логистику как ресурсов, так и техники.
Один из самых ярких примеров последних лет, доказывающих это, является аэропорт Ремезов в Тобольске. Построить международную воздушную гавань без развитой транспортной сети для доставки техники, ресурсов, комплектующих и специалистов крайне трудно.
Сегодня общая протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Тюменской области составляет более 1 023 километров. На них расположено порядка 69 мостов и путепроводов. Важно отметить, что за время реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» доля транспортных сетей, которые соответствуют всем требованиям, увеличилась до 51%.
При этом работа по реконструкции дорожного полотна продолжается. В 2024 году ремонт запланирован на 254 километрах автодорог. Вместе с тем подрядные организации приведут в нормативное состояние два моста и два путепровода.
Ранее в сюжете