Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Что такое некоммерческие организации, регистрация и контроль их деятельности

Общество, 16:31, 28 мая 2024,
Слушать новость
Что такое некоммерческие организации, регистрация и контроль их деятельности. .

Все чаще мы слышим о деятельности некоммерческих организаций и их роли в решении важных социальных проблем. О том, что такое НКО, как создаются и кем контролируются, сегодня беседуем с начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области Топильской Олесей Николаевной.

Каковы полномочия Минюста России и его территориальных органов в сфере некоммерческих организаций?

Прежде всего Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, имеется в виду регистрация в качестве юридического лица. Юридическое лицо согласно законодательству считается зарегистрированным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц. Функцию ведения Единого государственного реестра юридических лиц выполняет Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, а решение о регистрации некоммерческих организаций принимается Минюстом России и его территориальными органами.

По состоянию на 01.01.2024 года на территории Тюменской области зарегистрирована 2 291 некоммерческая организация, из них общественных объединений – 913; религиозных организаций – 249; иных некоммерческих организаций – 1 093, казачьих обществ – 17, региональных отделений политических партий – 19.

Наиболее распространенными направлениями деятельности некоммерческих организаций в области являются сферы образования, культуры и спорта, благотворительности, также все чаще регистрируются организации, целью которых является социальная поддержка граждан, защита их прав.

В среднем в год в Управление поступает 700-800 заявлений о государственной регистрации некоммерческой организации, это и регистрация при создании, и внесение изменений в учредительные документы, и внесение изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и ликвидация некоммерческой организации.

Другой важнейшей функцией является контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Кроме того, к функциям Минюста России и его территориальных органов отнесено ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, ведение реестра исполнителей общественно полезных услуг.

Что такое некоммерческие организации? Какие направления деятельности подходят для некоммерческой организации, чем они занимаются?

Отличительная особенность некоммерческой организации – это то, что она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Иными словами НКО – юридическое лицо, главное направление деятельности которого не прибыль в интересах участников, а достижение социально ориентированных целей – помогать людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия или заниматься политикой, религией.

В ряде случаев некоммерческие организации действуют более эффективно, чем государственные учреждения. В результате го­сударству нередко оказывается выгоднее передавать средства независи­мым некоммерческим организациям, разумеется, в обмен на контролируемые обязательства с их стороны, чем созда­вать дополнительные организации. За последние годы мы наблюдаем беспрецедентные меры поддержки данного направления: происходит финансирование проектов через различные фонды (неоценима роль Фонда президентских грантов, также существуют региональные и муниципальные гранты), административная и информационная поддержка. Государство заинтересовано в развитии гражданского общества и прикладывает к этому значительные усилия. Когда граждане видят, что могут повысить свой уровень жизни, реализовав социальный проект, то они осознают, что сами являются активным звеном общества, что от их действий зависит, насколько благополучным будет жизненное пространство.

Могут ли некоммерческие организации осуществлять любые виды деятельности? Может ли некоммерческая организация осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность?

Не совсем так, любыми не могут. Эти виды деятельности должны соответствовать целям деятельности некоммерческой организации и быть предусмотрены ее учредительными документами. Вообще законодательством определены требования к содержанию устава некоммерческой организации. К слову, с 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в законы «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях», целью изменений как раз являлась оптимизация требований к содержанию уставов некоммерческих организаций для исключения излишнего дублирования положений закона.

Самое основное – в уставе некоммерческой организации должен быть указан исчерпывающий перечень видов деятельности, в том числе видов приносящей доход деятельности, осуществляемых организацией. При этом виды деятельности, указанные в уставе, должны соответствовать целям, а также наименованию некоммерческой организации.

И да, некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах.

Все ли могут быть учредителями некоммерческих организаций?

Требования к учредителям некоммерческой организации определяет статья 15 Федерального закона о некоммерческих организациях.

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Перечень лиц, которые не могут выступать в качестве учредителей (участников, членов) некоммерческой организации, приведен той же статье. К таким лицам, например, относятся иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Можно ли подать документы для регистрации некоммерческой организации в электронном виде без личного присутствия?

Да, получение государственной услуги «Принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» в настоящее время доступно для заявителей в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Для получения государственной услуги в Тюменской области заявитель направляет в Управление Минюста России по Тюменской области документы в форме электронных документов и (или) файлов-образов, отсканированных с бумажных носителей, включаемых в транспортный контейнер, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, с использованием портала госуслуг.

Преимущества электронной подачи документов очевидны, это:

- круглосуточная доступность портала (подача заявления о предоставлении государственных услуг в любое время, независимо от времени суток, праздничных и выходных дней, через любой компьютер, планшет или мобильный телефон, имеющие допуск к сети Интернет);

- получение услуги из любого удобного для вас места;

- отсутствие необходимости заявителю лично являться в государственный орган;

- свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на предоставляемом при государственной регистрации заявлении и оплата услуг нотариусу не требуется;

- учредительные документы юридического лица оформляются в одном экземпляре;

- отсутствие обязательства по уплате государственной пошлины;

- сокращенный срок оказания услуги;

- значительная экономия времени и финансовых средств заявителя.

Возможны ли в дальнейшем изменения в составе учредителей?

Это зависит от того, в какой организационно-правовой форме создана некоммерческая организация. Например, в общественной организации после создания учредители автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности, и прием в состав новых учредителей общественной организации невозможен. Прием в состав членов общественных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами.

В то же время законодательством предусмотрена возможность выхода из состава учредителей, например, в автономных некоммерческих организациях, в некоммерческих корпорациях, к которым относятся ассоциации (союзы), общественные объединения с последующим изменением сведений о них в Едином государственном реестре юридических лиц.

Здесь необходимо отметить, что с декабря 2023 года учредители обращаются с соответствующим заявлением о выходе из состава учредителей к нам (ранее это регистрационное действие осуществлялось органами Федеральной налоговой службы).

А в чем заключается контроль за деятельностью некоммерческих организаций со стороны Минюста России и его территориальных органов?

Осуществление государственного контроля включает в себя следующие административные процедуры: проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов); анализ отчетов некоммерческих организаций; участие в мероприятиях некоммерческих организаций; принятие по результатам контроля мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Отчетность некоммерческие организации предоставляют в Управление один раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчетным. Формы отчетности установлены Приказом Минюста № 185 от 30 сентября 2021 г. № 185 (в ред. от 09.08.2023). В настоящее время отчетность организациями предоставляется как на бумажных носителях (почтой, лично непосредственно в Управление), так и в электронной форме посредством Портала некоммерческих организаций Минюста России. Здесь хотелось бы обратить внимание, что со следующего года планируется полный переход на электронную форму предоставления отчетности. В этом году уже проведена апробация, в которой из нашей области приняло участие порядка 10 организаций.

Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Так, за 12 месяцев 2023 года Управлением проведено 35 проверок в отношении некоммерческих организаций, из них: 29 плановых документарных, 6 внеплановых документарных/выездных проверок. Их предметом является установление соответствия деятельности организации заявленным целям деятельности, а также проверка целей расходования организацией денежных средств.

По их результатам в случае выявления нарушений законодательства могут быть вынесены меры реагирования. Результаты проверок показывают, что большинство некоммерческих организаций допускают те или иные нарушения законодательства, но в то же время грубых нарушений, которые могут являться основаниями для обращения в суд за ликвидацией (прекращением деятельности), за последние годы не выявлялось.

Какие нарушения наиболее часто выявляются в ходе проверок? Какие меры принимаются в отношении нарушителей?

Чаще всего некоммерческие организации не соблюдают положения собственного устава в части функционирования своих руководящих органов, не информируют в установленный законом срок Управление о смене адреса. Реже – приносящая доход деятельность не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом, расходование денежных средств осуществляется на неуставные цели.

К некоммерческим организациям, действующим с нарушениями, Управлением применяются меры воздействия: выносятся предупреждения, составляются протоколы об административных правонарушениях, в суды направляются административные исковые заявления о ликвидации некоммерческих организаций или о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица.

Осуществляет ли Управление методическую помощь некоммерческим организациям?

Управлением непрерывно проводится работа по всестороннему информированию заявителей, в том числе посредством консультирования заявителей перед подачей заявления, размещения на сайте Управления обзоров применения законодательства о некоммерческих организациях, также мы стараемся принимать участие в обучающих мероприятиях, проводимых ресурсными центрами для некоммерческих организаций и лиц, планирующих создание некоммерческих организаций.

Эффективность проводимой работы подтверждается цифрами. Показатель предоставления отчетности в прошлом году составил 81%. Количество отказов в государственной регистрации составляет меньше 1% в общем количестве принимаемых решений.

Наша задача – создать максимальные удобства для эффективной работы добросовестных НКО, чей потенциал является важнейшим элементом при решении социальных вопросов.

Фото из личного архива Топильской О.Н.

Все чаще мы слышим о деятельности некоммерческих организаций и их роли в решении важных социальных проблем. О том, что такое НКО, как создаются и кем контролируются, сегодня беседуем с начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области Топильской Олесей Николаевной.

Каковы полномочия Минюста России и его территориальных органов в сфере некоммерческих организаций?

Прежде всего Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, имеется в виду регистрация в качестве юридического лица. Юридическое лицо согласно законодательству считается зарегистрированным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц. Функцию ведения Единого государственного реестра юридических лиц выполняет Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, а решение о регистрации некоммерческих организаций принимается Минюстом России и его территориальными органами.

По состоянию на 01.01.2024 года на территории Тюменской области зарегистрирована 2 291 некоммерческая организация, из них общественных объединений – 913; религиозных организаций – 249; иных некоммерческих организаций – 1 093, казачьих обществ – 17, региональных отделений политических партий – 19.

Наиболее распространенными направлениями деятельности некоммерческих организаций в области являются сферы образования, культуры и спорта, благотворительности, также все чаще регистрируются организации, целью которых является социальная поддержка граждан, защита их прав.

В среднем в год в Управление поступает 700-800 заявлений о государственной регистрации некоммерческой организации, это и регистрация при создании, и внесение изменений в учредительные документы, и внесение изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и ликвидация некоммерческой организации.

Другой важнейшей функцией является контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Кроме того, к функциям Минюста России и его территориальных органов отнесено ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, ведение реестра исполнителей общественно полезных услуг.

Что такое некоммерческие организации? Какие направления деятельности подходят для некоммерческой организации, чем они занимаются?

Отличительная особенность некоммерческой организации – это то, что она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Иными словами НКО – юридическое лицо, главное направление деятельности которого не прибыль в интересах участников, а достижение социально ориентированных целей – помогать людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия или заниматься политикой, религией.

В ряде случаев некоммерческие организации действуют более эффективно, чем государственные учреждения. В результате го­сударству нередко оказывается выгоднее передавать средства независи­мым некоммерческим организациям, разумеется, в обмен на контролируемые обязательства с их стороны, чем созда­вать дополнительные организации. За последние годы мы наблюдаем беспрецедентные меры поддержки данного направления: происходит финансирование проектов через различные фонды (неоценима роль Фонда президентских грантов, также существуют региональные и муниципальные гранты), административная и информационная поддержка. Государство заинтересовано в развитии гражданского общества и прикладывает к этому значительные усилия. Когда граждане видят, что могут повысить свой уровень жизни, реализовав социальный проект, то они осознают, что сами являются активным звеном общества, что от их действий зависит, насколько благополучным будет жизненное пространство.

Могут ли некоммерческие организации осуществлять любые виды деятельности? Может ли некоммерческая организация осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность?

Не совсем так, любыми не могут. Эти виды деятельности должны соответствовать целям деятельности некоммерческой организации и быть предусмотрены ее учредительными документами. Вообще законодательством определены требования к содержанию устава некоммерческой организации. К слову, с 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в законы «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях», целью изменений как раз являлась оптимизация требований к содержанию уставов некоммерческих организаций для исключения излишнего дублирования положений закона.

Самое основное – в уставе некоммерческой организации должен быть указан исчерпывающий перечень видов деятельности, в том числе видов приносящей доход деятельности, осуществляемых организацией. При этом виды деятельности, указанные в уставе, должны соответствовать целям, а также наименованию некоммерческой организации.

И да, некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах.

Все ли могут быть учредителями некоммерческих организаций?

Требования к учредителям некоммерческой организации определяет статья 15 Федерального закона о некоммерческих организациях.

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Перечень лиц, которые не могут выступать в качестве учредителей (участников, членов) некоммерческой организации, приведен той же статье. К таким лицам, например, относятся иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Можно ли подать документы для регистрации некоммерческой организации в электронном виде без личного присутствия?

Да, получение государственной услуги «Принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» в настоящее время доступно для заявителей в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Для получения государственной услуги в Тюменской области заявитель направляет в Управление Минюста России по Тюменской области документы в форме электронных документов и (или) файлов-образов, отсканированных с бумажных носителей, включаемых в транспортный контейнер, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, с использованием портала госуслуг.

Преимущества электронной подачи документов очевидны, это:

- круглосуточная доступность портала (подача заявления о предоставлении государственных услуг в любое время, независимо от времени суток, праздничных и выходных дней, через любой компьютер, планшет или мобильный телефон, имеющие допуск к сети Интернет);

- получение услуги из любого удобного для вас места;

- отсутствие необходимости заявителю лично являться в государственный орган;

- свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на предоставляемом при государственной регистрации заявлении и оплата услуг нотариусу не требуется;

- учредительные документы юридического лица оформляются в одном экземпляре;

- отсутствие обязательства по уплате государственной пошлины;

- сокращенный срок оказания услуги;

- значительная экономия времени и финансовых средств заявителя.

Возможны ли в дальнейшем изменения в составе учредителей?

Это зависит от того, в какой организационно-правовой форме создана некоммерческая организация. Например, в общественной организации после создания учредители автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности, и прием в состав новых учредителей общественной организации невозможен. Прием в состав членов общественных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами.

В то же время законодательством предусмотрена возможность выхода из состава учредителей, например, в автономных некоммерческих организациях, в некоммерческих корпорациях, к которым относятся ассоциации (союзы), общественные объединения с последующим изменением сведений о них в Едином государственном реестре юридических лиц.

Здесь необходимо отметить, что с декабря 2023 года учредители обращаются с соответствующим заявлением о выходе из состава учредителей к нам (ранее это регистрационное действие осуществлялось органами Федеральной налоговой службы).

А в чем заключается контроль за деятельностью некоммерческих организаций со стороны Минюста России и его территориальных органов?

Осуществление государственного контроля включает в себя следующие административные процедуры: проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов); анализ отчетов некоммерческих организаций; участие в мероприятиях некоммерческих организаций; принятие по результатам контроля мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Отчетность некоммерческие организации предоставляют в Управление один раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчетным. Формы отчетности установлены Приказом Минюста № 185 от 30 сентября 2021 г. № 185 (в ред. от 09.08.2023). В настоящее время отчетность организациями предоставляется как на бумажных носителях (почтой, лично непосредственно в Управление), так и в электронной форме посредством Портала некоммерческих организаций Минюста России. Здесь хотелось бы обратить внимание, что со следующего года планируется полный переход на электронную форму предоставления отчетности. В этом году уже проведена апробация, в которой из нашей области приняло участие порядка 10 организаций.

Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Так, за 12 месяцев 2023 года Управлением проведено 35 проверок в отношении некоммерческих организаций, из них: 29 плановых документарных, 6 внеплановых документарных/выездных проверок. Их предметом является установление соответствия деятельности организации заявленным целям деятельности, а также проверка целей расходования организацией денежных средств.

По их результатам в случае выявления нарушений законодательства могут быть вынесены меры реагирования. Результаты проверок показывают, что большинство некоммерческих организаций допускают те или иные нарушения законодательства, но в то же время грубых нарушений, которые могут являться основаниями для обращения в суд за ликвидацией (прекращением деятельности), за последние годы не выявлялось.

Какие нарушения наиболее часто выявляются в ходе проверок? Какие меры принимаются в отношении нарушителей?

Чаще всего некоммерческие организации не соблюдают положения собственного устава в части функционирования своих руководящих органов, не информируют в установленный законом срок Управление о смене адреса. Реже – приносящая доход деятельность не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом, расходование денежных средств осуществляется на неуставные цели.

К некоммерческим организациям, действующим с нарушениями, Управлением применяются меры воздействия: выносятся предупреждения, составляются протоколы об административных правонарушениях, в суды направляются административные исковые заявления о ликвидации некоммерческих организаций или о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица.

Осуществляет ли Управление методическую помощь некоммерческим организациям?

Управлением непрерывно проводится работа по всестороннему информированию заявителей, в том числе посредством консультирования заявителей перед подачей заявления, размещения на сайте Управления обзоров применения законодательства о некоммерческих организациях, также мы стараемся принимать участие в обучающих мероприятиях, проводимых ресурсными центрами для некоммерческих организаций и лиц, планирующих создание некоммерческих организаций.

Эффективность проводимой работы подтверждается цифрами. Показатель предоставления отчетности в прошлом году составил 81%. Количество отказов в государственной регистрации составляет меньше 1% в общем количестве принимаемых решений.

Наша задача – создать максимальные удобства для эффективной работы добросовестных НКО, чей потенциал является важнейшим элементом при решении социальных вопросов.

В Тюмени добавили остановки на городских маршрутах №120 и №120к

25 ноября

Тюменская область заняла третье место среди регионов РФ по исполнению нацпроектов

25 ноября