Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как создавался «мятный домик» на улице Камышинской в Тюмени

О своем творчестве рассказала мастер тюменской росписи Вера Быкова

Слушать новость
Как создавался «мятный домик» на улице Камышинской в Тюмени . О своем творчестве рассказала мастер тюменской росписи Вера Быкова.

Народный мастер Союза художников России, исследователь и популяризатор традиционной тюменской домовой росписи Вера Быкова рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня о том, каким был ее творческий путь, что для нее значит роспись и как создавался «мятный домик».

– Мой дом – единственный образец традиционной домовой росписи в Тюмени. Хочется, чтобы таких зданий стало больше, – поделилась мастер.

Далее – от лица Веры Быковой.

Путь к росписи

Росписью я увлеклась в девяностые годы, когда любовалась изделиями из Нижнего Тагила, Хохломы, Гжели, Жостово и Кемерова в магазине «Подарки» и универмаге. Видимо, душа чувствует свой будущий путь или подсознание помнит что-то из прошлых жизней, но у каждого человека есть свое ощущение красоты. Мое всегда было связано именно с росписями. Я преподавала изо-деятельность в школе и на уроках рисования с детьми по программе прошла все основные декоративные промыслы России. В тюменской росписи меня привлекло сочетание цвета и формы, когда простыми приемами можно добиться максимума выразительности: в ней каждый элемент несет смысловую нагрузку.

  • Фото из личного архива Веры Быковой
    Фото из личного архива Веры Быковой
  • Фото из личного архива Веры Быковой
    Фото из личного архива Веры Быковой
  • 

    Например, наши предки верили, что зеленый цвет – это надежда на хороший урожай, желтый – хлебосольство хозяйки и достаток в доме, а синий – это символ воды, чтобы урожай был вовремя полит. Крупный цветочек обозначал символ солнца и взрослого поколения, а ягодки и бутончики считались символом детей. Поэтому, открывая входную дверь в дом, гость мог понять, сколько взрослых поколений здесь живет и сколько деток: это было древо жизни и родовое дерево.

    В XIX веке эти приемы стали теряться, уходить в декоративно-информационное содержание. В росписи появились фламинго и верблюд, уже можно увидеть железную дорогу с гудком над трубой, потому что художник рисовал не пар, а нотки в виде капелек. А на стене могли запечатлеть трель поющей птички.

    Краски старины

    Мне больше нравится выполнять роспись по дереву масляными красками – так работали наши тюменские красильщики в старину. Дерево сохраняет накопленное солнце десятилетиями. Оно переливается, теплое на ощупь, на нем очень приятно писать. А масло пластично, хорошо оставляет мазок на материале, и сочетание цветов можно подобрать более естественное, чем, например, при работе с акрилом. Акрил – это современный материал, им работать проще, он быстро сохнет, но иногда сочетания бывают излишне яркие и не очень подходят под нашу старинную роспись. Акрил из тюбика не возьмешь – его нужно обязательно смешивать с другими красками, чтобы добиться более спокойного сочетания цветов. А масло дольше сохнет, и поэтому можно подбирать цвета и выкладывать их в росписи. Это сочетается гораздо лучше.

    • Фото из личного архива Веры Быковой
      Фото из личного архива Веры Быковой
    • Фото из личного архива Веры Быковой
      Фото из личного архива Веры Быковой
    • Фото из личного архива Веры Быковой
      Фото из личного архива Веры Быковой
    • 

      «К рукам художника прикасаются ангелы»

      Для меня каждая работа, как ребенок. Как можно сказать, какого ребенка ты любишь больше, а какого меньше? Но поскольку я владею нижнетагильской, кемеровской и тюменской росписью, для меня интересен их синтез и более современный взгляд на роспись. Всегда ли результат получается таким, как я его представляю? Конечно, нет. Даже если я все хорошо продумаю, составлю эскиз, то в конце работы, когда краски уже выложены, может получиться совершенно другое впечатление. И для меня всегда сюрприз – что будет в конце росписи.

      Очень часто роспись при рождении сама начинает подсказывать, что этот элемент нужно сюда положить, тут добавить листик, вот здесь травинка просится, а тут еще пара цветочков хорошо ляжет. Процесс рождения росписи – он живой. И после того, как я в композиции создам основные большие элементы – цветы, например, которые ее держат, – дальше другие мелочи рождаются во время работы. Духовно просвещенные люди говорят, что наши – только руки, а когда художник чувствует вдохновение, к его рукам прикасаются ангелы. И это наиболее благодатный процесс – когда отключается подсознание, через твои руки рождается красота, а ты потом смотришь и удивляешься: а я ли это сделал?

      Я все время развиваюсь. Часто заканчиваю работу, и мне кажется, что лучше вообще написать невозможно, но проходит месяц, год, и я понимаю: тут можно было бы лучше краски подобрать, вот эту линию или композицию тоже иначе можно сделать. Таким образом спустя время я понимаю: то, что я написала год, два назад, сейчас я бы могла написать лучше.

      • Фото из личного архива Веры Быковой
        Фото из личного архива Веры Быковой
      • Фото из личного архива Веры Быковой
        Фото из личного архива Веры Быковой
      • 

        «Мятный домик» на Камышинской

        Когда я работала по росписи ставен своего дома, то продумала эскиз, и это помогло увидеть изделие целиком – чтобы не перегрузить и чтобы достаточно было узора и свободного фона. Заранее представила и цветовое сочетание. Дом получился мятного цвета, и горожане его стали называть «мятный домик на Камышинской». Естественно, такой активный фон требовал определенного спокойного сочетания росписи узора и цветов – они терракотовые, приглушенный синий цвет.

        Выкраску я сделала на фанерке, а потом, когда уже работала со ставнями, использовала модули своего тела. Например, ладошка при составлении орнамента обозначала длину одного завитка. Мелом я ставила точки, потом проводила волны и формировала дальнейший узор. Для росписи розочками я делила филенку на несколько разных частей, и ширина ладони была кружком, на который я в дальнейшем прописывала лепестки розы. Наши красильщики тоже использовали при разметке стен и простенок длину и ширину своей ладони. Впрочем, и кисти они делали сами, и краски варили.

        Спустя пять лет я поняла, что акриловая краска, которую я тогда использовала, стала смываться от ливней. Тогда я покрыла росписи на ставнях итальянским акриловым лаком – он водостойкий и морозоустойчивый. А вот если роспись выполнена масляными красками и это, например, деревянный поднос или чаша, которая будет использоваться на кухне и ее будут мыть, то такой предмет лучше закрыть лаком ПФ-283. Он имеет сертификат допуска в пищевую промышленность. Этим лаком пользуются мастера Нижнего Тагила и Жостово.

        Фото Сергея Мжельского

        Тюменская роспись – это культурное достояние

        Мне очень хочется, чтобы в нашем городе мой дом не был единственным, украшенным росписью. Пока у меня есть силы и желание нести красоту в наш город и дарить ее нашим жителям, хотелось бы сделать в Тюмени избу с росписью. Может быть, в комплексе для туристов или на базе отдыха в лесу. Мне хочется, чтобы наша роспись получила применение в современном мире. Это замечательное явление нашей культуры, нашего города, и оно могло бы быть культурным достоянием, как и наша резьба.

        Фото Сергея Мжельского

        Фото из личного архива Веры Быковой

        Народный мастер Союза художников России, исследователь и популяризатор традиционной тюменской домовой росписи Вера Быкова рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня о том, каким был ее творческий путь, что для нее значит роспись и как создавался «мятный домик».

        – Мой дом – единственный образец традиционной домовой росписи в Тюмени. Хочется, чтобы таких зданий стало больше, – поделилась мастер.

        Далее – от лица Веры Быковой.

        Путь к росписи

        Росписью я увлеклась в девяностые годы, когда любовалась изделиями из Нижнего Тагила, Хохломы, Гжели, Жостово и Кемерова в магазине «Подарки» и универмаге. Видимо, душа чувствует свой будущий путь или подсознание помнит что-то из прошлых жизней, но у каждого человека есть свое ощущение красоты. Мое всегда было связано именно с росписями. Я преподавала изо-деятельность в школе и на уроках рисования с детьми по программе прошла все основные декоративные промыслы России. В тюменской росписи меня привлекло сочетание цвета и формы, когда простыми приемами можно добиться максимума выразительности: в ней каждый элемент несет смысловую нагрузку.

        • Фото из личного архива Веры Быковой
          Фото из личного архива Веры Быковой
        • Фото из личного архива Веры Быковой
          Фото из личного архива Веры Быковой
        • 

          Например, наши предки верили, что зеленый цвет – это надежда на хороший урожай, желтый – хлебосольство хозяйки и достаток в доме, а синий – это символ воды, чтобы урожай был вовремя полит. Крупный цветочек обозначал символ солнца и взрослого поколения, а ягодки и бутончики считались символом детей. Поэтому, открывая входную дверь в дом, гость мог понять, сколько взрослых поколений здесь живет и сколько деток: это было древо жизни и родовое дерево.

          В XIX веке эти приемы стали теряться, уходить в декоративно-информационное содержание. В росписи появились фламинго и верблюд, уже можно увидеть железную дорогу с гудком над трубой, потому что художник рисовал не пар, а нотки в виде капелек. А на стене могли запечатлеть трель поющей птички.

          Краски старины

          Мне больше нравится выполнять роспись по дереву масляными красками – так работали наши тюменские красильщики в старину. Дерево сохраняет накопленное солнце десятилетиями. Оно переливается, теплое на ощупь, на нем очень приятно писать. А масло пластично, хорошо оставляет мазок на материале, и сочетание цветов можно подобрать более естественное, чем, например, при работе с акрилом. Акрил – это современный материал, им работать проще, он быстро сохнет, но иногда сочетания бывают излишне яркие и не очень подходят под нашу старинную роспись. Акрил из тюбика не возьмешь – его нужно обязательно смешивать с другими красками, чтобы добиться более спокойного сочетания цветов. А масло дольше сохнет, и поэтому можно подбирать цвета и выкладывать их в росписи. Это сочетается гораздо лучше.

          • Фото из личного архива Веры Быковой
            Фото из личного архива Веры Быковой
          • Фото из личного архива Веры Быковой
            Фото из личного архива Веры Быковой
          • Фото из личного архива Веры Быковой
            Фото из личного архива Веры Быковой
          • 

            «К рукам художника прикасаются ангелы»

            Для меня каждая работа, как ребенок. Как можно сказать, какого ребенка ты любишь больше, а какого меньше? Но поскольку я владею нижнетагильской, кемеровской и тюменской росписью, для меня интересен их синтез и более современный взгляд на роспись. Всегда ли результат получается таким, как я его представляю? Конечно, нет. Даже если я все хорошо продумаю, составлю эскиз, то в конце работы, когда краски уже выложены, может получиться совершенно другое впечатление. И для меня всегда сюрприз – что будет в конце росписи.

            Очень часто роспись при рождении сама начинает подсказывать, что этот элемент нужно сюда положить, тут добавить листик, вот здесь травинка просится, а тут еще пара цветочков хорошо ляжет. Процесс рождения росписи – он живой. И после того, как я в композиции создам основные большие элементы – цветы, например, которые ее держат, – дальше другие мелочи рождаются во время работы. Духовно просвещенные люди говорят, что наши – только руки, а когда художник чувствует вдохновение, к его рукам прикасаются ангелы. И это наиболее благодатный процесс – когда отключается подсознание, через твои руки рождается красота, а ты потом смотришь и удивляешься: а я ли это сделал?

            Я все время развиваюсь. Часто заканчиваю работу, и мне кажется, что лучше вообще написать невозможно, но проходит месяц, год, и я понимаю: тут можно было бы лучше краски подобрать, вот эту линию или композицию тоже иначе можно сделать. Таким образом спустя время я понимаю: то, что я написала год, два назад, сейчас я бы могла написать лучше.

            • Фото из личного архива Веры Быковой
              Фото из личного архива Веры Быковой
            • Фото из личного архива Веры Быковой
              Фото из личного архива Веры Быковой
            • 

              «Мятный домик» на Камышинской

              Когда я работала по росписи ставен своего дома, то продумала эскиз, и это помогло увидеть изделие целиком – чтобы не перегрузить и чтобы достаточно было узора и свободного фона. Заранее представила и цветовое сочетание. Дом получился мятного цвета, и горожане его стали называть «мятный домик на Камышинской». Естественно, такой активный фон требовал определенного спокойного сочетания росписи узора и цветов – они терракотовые, приглушенный синий цвет.

              Выкраску я сделала на фанерке, а потом, когда уже работала со ставнями, использовала модули своего тела. Например, ладошка при составлении орнамента обозначала длину одного завитка. Мелом я ставила точки, потом проводила волны и формировала дальнейший узор. Для росписи розочками я делила филенку на несколько разных частей, и ширина ладони была кружком, на который я в дальнейшем прописывала лепестки розы. Наши красильщики тоже использовали при разметке стен и простенок длину и ширину своей ладони. Впрочем, и кисти они делали сами, и краски варили.

              Спустя пять лет я поняла, что акриловая краска, которую я тогда использовала, стала смываться от ливней. Тогда я покрыла росписи на ставнях итальянским акриловым лаком – он водостойкий и морозоустойчивый. А вот если роспись выполнена масляными красками и это, например, деревянный поднос или чаша, которая будет использоваться на кухне и ее будут мыть, то такой предмет лучше закрыть лаком ПФ-283. Он имеет сертификат допуска в пищевую промышленность. Этим лаком пользуются мастера Нижнего Тагила и Жостово.

              Фото Сергея Мжельского

              Тюменская роспись – это культурное достояние

              Мне очень хочется, чтобы в нашем городе мой дом не был единственным, украшенным росписью. Пока у меня есть силы и желание нести красоту в наш город и дарить ее нашим жителям, хотелось бы сделать в Тюмени избу с росписью. Может быть, в комплексе для туристов или на базе отдыха в лесу. Мне хочется, чтобы наша роспись получила применение в современном мире. Это замечательное явление нашей культуры, нашего города, и оно могло бы быть культурным достоянием, как и наша резьба.

              Фото Сергея Мжельского