Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Традиционная тюменская домовая роспись выходит на всероссийский уровень

О том, как развивалось народное творчество, рассказала мастер

Слушать новость
Традиционная тюменская домовая роспись выходит на всероссийский уровень. О том, как развивалось народное творчество, рассказала мастер.

Когда речь заходит о таком виде народного творчества, как роспись, чаще всего возникает ассоциация с хохломой и гжелью. Однако в Тюменской области есть своя неповторимая роспись. Ее особенность в том, что на кисть одновременно берутся две краски: на «пяточку» темная, на «носик» – светлая. А потом делается «растяжка» – краски смешиваются на палитре так, чтобы цвета плавно переходили друг в друга.

По словам народного мастера Союза художников России, исследователя и популяризатора традиционной тюменской домовой росписи Веры Быковой, в этом творчестве простыми приемами можно добиться максимальной выразительности. Каждый мазок и элемент тюменской домовой росписи несет смысловую нагрузку. О том, как развивалось это направление в нашем регионе, художница рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня».

  • Фото из личного архива Веры Быковой
    Фото из личного архива Веры Быковой
  • Фото из личного архива Веры Быковой
    Фото из личного архива Веры Быковой
  • Фото из личного архива Веры Быковой
    Фото из личного архива Веры Быковой
  • 

    Почему у нас мало кто знает о тюменской росписи?

    На фанерной фабрике до перестройки были предметы с нашей росписью. Это коробочки для сыпучих продуктов из остатков фанеры и разделочные доски, украшенные розочками с двухцветным мазком, но они не подписывались. К сожалению, ни в музее, ни на улице мы не сможем увидеть табличку или информационное сообщение, что перед нами тюменская роспись. Поэтому я, родившись в Тюмени, до сорока лет в общем-то и не знала, что у нас существовал и процветал такой замечательный вид народного творчества. Об этом мне рассказал заместитель директора Института художественной промышленности Василий Барадулин, с которым мы встретились в 2002 году на Международном фестивале ремесел финно-угорских народов «Югра» в Ханты-Мансийске.

    Он посмотрел мои работы с нижнетагильской росписью и сказал, что не стоит развивать чужой бренд, когда в Тюмени была своя замечательная роспись. Для меня это было, конечно, шоком и открытием. Он также рассказал мне про Нижнесинячихинский музей-заповедник, где я посмотрела росписи усадеб XVII, XVIII и XIX веков и впервые увидела нашу роспись. Можно сказать, что Василий Барадулин направил мою деятельность на ее изучение, и этим я занимаюсь по сей день.

    Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника

    Но не только я одна это делаю. Я работала в системе дополнительного образования, где были увлеченные педагоги и просто творческие люди, с которыми мы разбирали кемеровскую и нижнетагильскую роспись. И когда я увлеклась тюменской домовой росписью, у меня оказалась целая группа поддержки. Мы столько сделали за это время, что в 2022 году тюменскую домовую роспись внесли в региональный Реестр объектов нематериального культурного наследия. Это самая большая награда и самый большой результат. В своем рассказе об истории развития тюменской росписи я буду ссылаться на материалы Василия Барадулина и на нашу с ним совместную книгу.

    Как возникла тюменская домовая роспись?

    Роспись в нашем крае возникла вместе с переселенцами в XVIII веке: это были охочие люди из поморских городов Архангельской губернии. Но конкретно тех примеров и объектов росписи до наших дней не дошло. Итак, идет заселение русских на Урал и в Сибирь, естественно, они везут с собой домашнюю утварь, богато украшенную узорами. Среди переселенцев были и художники-ремесленники.

    • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
      Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
    • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
      Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
    • 

      Вокруг храмов и монастырей, где работали иконописцы, всегда шло зарождение и народных промыслов, потому что иконописцы, владея орнаментальной техникой, могли украсить что-то на заказ у зажиточных крестьян. Это могла быть утварь или роспись ставней на окнах, могли и сани, и ведра с коромыслами, и прялки расписать, а могли и внутреннее помещение украсить. Но в XVII веке в Сибири было трудно жить, в заповеднике нам рассказали, что до этого времени дом больше был похож на маленькую крепость, потому что защищались от набегов кочевников.

      Расцвет тюменского творчества

      К XVIII веку крестьяне укрепились и стали жить более зажиточно. По данным местной печати можно сказать, что к 1860–70-м годам наш промысел росписи считался сложившимся. Каждую субботу в Тюмень привозили свои расписные изделия крестьяне, они пользовались спросом. Основная масса художников жила по реке Кармак – до 1919 года это был Тюменский уезд Тобольской губернии, поэтому и в искусствоведческую литературу это явление народного творчества вошло как кармацкий или тюменский промысел, и называли мастеров «красильщики кармацкие».

      • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
        Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
      • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
        Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
      • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
        Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
      • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
        Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
      • 

        Это был отхожий промысел, потому что около 25% крестьян в этих селениях занимались ямщицким промыслом. Через Тюмень проходил Сибирский тракт, и ямщиков было много. Между полевыми сезонами крестьяне садились на свою лошадку, и вместе с кем-то из своей семьи или с другом отправлялись в путешествие – зарабатывать дополнительные деньги к своим доходам. Расцвет промысла относится к 1880–1910-м годам, когда крестьяне могли уже не заниматься полевыми работами, а зарабатывали на жизнь своим ремеслом.

        Кризис тюменской домовой росписи

        Первая мировая война снизила потребности в украшении домов, потому что это было дорогое удовольствие. Роспись и отделка одной комнаты доходила до стоимости коровы, а весь дом, если красили и внешний, и внутренний интерьер – это было уже полстада. В 1914 году в списке ремесел Успенской волости занятие живописью названо последним, и занимались им некоторые домохозяева лишь побочно. А к 1916 году промысел резко сократился и прекратил развиваться. Среди старообрядцев, которые вели замкнутый образ жизни, до 1940 года некоторые мастера еще работали. Сам промысел тюменской домовой росписи практически перестал существовать в 40-х годах. Я видела продукцию в магазине «Подарки» нашей фабрики, но она была выполнена двухцветным мазком – там были розочки и листики. Так могли писать и на Урале, а конкретно элементов с тюменской домовой росписью не было.

        Возрождение традиционного творчества

        Сейчас мы пытаемся снова возродить этот промысел, изучая уже исторические объекты в запасниках фондов в Музее имени И.Я. Словцова и в Нижнесинячихинском заповеднике. Тюменская роспись в России сейчас достаточно популярна, и мы ее представляем. Это, например, выставки «Ладья». Кроме того, с моими работами меня приглашали в Кремлевский дворец на фестиваль «Хранимые веками», – то есть мы выходим на хороший всероссийский уровень. О нас знают, и я думаю, что теперь наша тюменская домовая роспись не исчезнет из памяти и из истории.

        • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
          Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
        • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
          Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
        • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
          Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
        • 

          Фото Сергея Мжельского

          Когда речь заходит о таком виде народного творчества, как роспись, чаще всего возникает ассоциация с хохломой и гжелью. Однако в Тюменской области есть своя неповторимая роспись. Ее особенность в том, что на кисть одновременно берутся две краски: на «пяточку» темная, на «носик» – светлая. А потом делается «растяжка» – краски смешиваются на палитре так, чтобы цвета плавно переходили друг в друга.

          По словам народного мастера Союза художников России, исследователя и популяризатора традиционной тюменской домовой росписи Веры Быковой, в этом творчестве простыми приемами можно добиться максимальной выразительности. Каждый мазок и элемент тюменской домовой росписи несет смысловую нагрузку. О том, как развивалось это направление в нашем регионе, художница рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня».

          • Фото из личного архива Веры Быковой
            Фото из личного архива Веры Быковой
          • Фото из личного архива Веры Быковой
            Фото из личного архива Веры Быковой
          • Фото из личного архива Веры Быковой
            Фото из личного архива Веры Быковой
          • 

            Почему у нас мало кто знает о тюменской росписи?

            На фанерной фабрике до перестройки были предметы с нашей росписью. Это коробочки для сыпучих продуктов из остатков фанеры и разделочные доски, украшенные розочками с двухцветным мазком, но они не подписывались. К сожалению, ни в музее, ни на улице мы не сможем увидеть табличку или информационное сообщение, что перед нами тюменская роспись. Поэтому я, родившись в Тюмени, до сорока лет в общем-то и не знала, что у нас существовал и процветал такой замечательный вид народного творчества. Об этом мне рассказал заместитель директора Института художественной промышленности Василий Барадулин, с которым мы встретились в 2002 году на Международном фестивале ремесел финно-угорских народов «Югра» в Ханты-Мансийске.

            Он посмотрел мои работы с нижнетагильской росписью и сказал, что не стоит развивать чужой бренд, когда в Тюмени была своя замечательная роспись. Для меня это было, конечно, шоком и открытием. Он также рассказал мне про Нижнесинячихинский музей-заповедник, где я посмотрела росписи усадеб XVII, XVIII и XIX веков и впервые увидела нашу роспись. Можно сказать, что Василий Барадулин направил мою деятельность на ее изучение, и этим я занимаюсь по сей день.

            Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника

            Но не только я одна это делаю. Я работала в системе дополнительного образования, где были увлеченные педагоги и просто творческие люди, с которыми мы разбирали кемеровскую и нижнетагильскую роспись. И когда я увлеклась тюменской домовой росписью, у меня оказалась целая группа поддержки. Мы столько сделали за это время, что в 2022 году тюменскую домовую роспись внесли в региональный Реестр объектов нематериального культурного наследия. Это самая большая награда и самый большой результат. В своем рассказе об истории развития тюменской росписи я буду ссылаться на материалы Василия Барадулина и на нашу с ним совместную книгу.

            Как возникла тюменская домовая роспись?

            Роспись в нашем крае возникла вместе с переселенцами в XVIII веке: это были охочие люди из поморских городов Архангельской губернии. Но конкретно тех примеров и объектов росписи до наших дней не дошло. Итак, идет заселение русских на Урал и в Сибирь, естественно, они везут с собой домашнюю утварь, богато украшенную узорами. Среди переселенцев были и художники-ремесленники.

            • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
              Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
            • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
              Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
            • 

              Вокруг храмов и монастырей, где работали иконописцы, всегда шло зарождение и народных промыслов, потому что иконописцы, владея орнаментальной техникой, могли украсить что-то на заказ у зажиточных крестьян. Это могла быть утварь или роспись ставней на окнах, могли и сани, и ведра с коромыслами, и прялки расписать, а могли и внутреннее помещение украсить. Но в XVII веке в Сибири было трудно жить, в заповеднике нам рассказали, что до этого времени дом больше был похож на маленькую крепость, потому что защищались от набегов кочевников.

              Расцвет тюменского творчества

              К XVIII веку крестьяне укрепились и стали жить более зажиточно. По данным местной печати можно сказать, что к 1860–70-м годам наш промысел росписи считался сложившимся. Каждую субботу в Тюмень привозили свои расписные изделия крестьяне, они пользовались спросом. Основная масса художников жила по реке Кармак – до 1919 года это был Тюменский уезд Тобольской губернии, поэтому и в искусствоведческую литературу это явление народного творчества вошло как кармацкий или тюменский промысел, и называли мастеров «красильщики кармацкие».

              • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
                Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
              • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
                Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
              • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
                Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
              • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
                Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
              • 

                Это был отхожий промысел, потому что около 25% крестьян в этих селениях занимались ямщицким промыслом. Через Тюмень проходил Сибирский тракт, и ямщиков было много. Между полевыми сезонами крестьяне садились на свою лошадку, и вместе с кем-то из своей семьи или с другом отправлялись в путешествие – зарабатывать дополнительные деньги к своим доходам. Расцвет промысла относится к 1880–1910-м годам, когда крестьяне могли уже не заниматься полевыми работами, а зарабатывали на жизнь своим ремеслом.

                Кризис тюменской домовой росписи

                Первая мировая война снизила потребности в украшении домов, потому что это было дорогое удовольствие. Роспись и отделка одной комнаты доходила до стоимости коровы, а весь дом, если красили и внешний, и внутренний интерьер – это было уже полстада. В 1914 году в списке ремесел Успенской волости занятие живописью названо последним, и занимались им некоторые домохозяева лишь побочно. А к 1916 году промысел резко сократился и прекратил развиваться. Среди старообрядцев, которые вели замкнутый образ жизни, до 1940 года некоторые мастера еще работали. Сам промысел тюменской домовой росписи практически перестал существовать в 40-х годах. Я видела продукцию в магазине «Подарки» нашей фабрики, но она была выполнена двухцветным мазком – там были розочки и листики. Так могли писать и на Урале, а конкретно элементов с тюменской домовой росписью не было.

                Возрождение традиционного творчества

                Сейчас мы пытаемся снова возродить этот промысел, изучая уже исторические объекты в запасниках фондов в Музее имени И.Я. Словцова и в Нижнесинячихинском заповеднике. Тюменская роспись в России сейчас достаточно популярна, и мы ее представляем. Это, например, выставки «Ладья». Кроме того, с моими работами меня приглашали в Кремлевский дворец на фестиваль «Хранимые веками», – то есть мы выходим на хороший всероссийский уровень. О нас знают, и я думаю, что теперь наша тюменская домовая роспись не исчезнет из памяти и из истории.

                • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
                  Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
                • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
                  Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
                • Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
                  Фото из личного архива Веры Быковой: экспозиция Нижнесинячихнского музея- заповедника
                •