Тюменский мастер рассказала о работе с керамикой и о собственной школе
Дарья Гассман создала «Школу юного керамиста» в селе Червишево
Каждый человек – творческая личность. Так считает мастер керамики Дарья Гассман, которая живет в селе Червишево. Здесь она создала «Школу юного керамиста», где старается показать ребятам все грани этого традиционного искусства. О творчестве, своем проекте и его реализации Дарья рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня».
Поговорим о керамике
Керамику как предмет я начала изучать с 2015 года. Сама знакомилась с материалами, покупала книги, изучала технологии, участвовала в керамических проектах, много вопросов задавала бывалым мастерам. Зацепили в керамике ее возможности: это бесконечное количество вариаций, сочетания глазурей и масс. Можно что-то изобрести самому, идет погружение в химию и физику процессов.
Еще привлекает непредсказуемость результата при одних и тех же вводных данных. Например, мы сделали чашки, намазали их сначала глазурью А – условно белой, потом глазурью Б – условно зеленой, поставили в печку на обжиг. Одна кружка получилась как пенное море – бирюзово-белая, вторая как болото – зелено-коричневая. Как так? А это химия. Одна стояла выше, где жарче, и стала кипеть, оксиды перешли в другие формы – и вот тебе уже не море, а болото. Когда постоянно работаешь с одними и теми же материалами, уже интуитивно знаешь, как лучше нанести глазурь и на какую полку поставить, чтобы получить определенный результат. Однако никто не отменял случай – иногда все идет не по плану.
Такого в селе Червишево еще не было
С детьми мы начали заниматься еще с 2016 года, когда открыли мастерскую «Два керамиста», но немного не в том формате, что сейчас – мало изучали, а больше фантазировали. Когда я переехала в новое помещение, то поняла, что заинтересованных в этом мастерстве много, а школы нет, и возникла идея ее создать.
До пандемии, когда я разрабатывала проект, он должен был представлять собой некое соединение поколений – семейное времяпрепровождение вместе с пожилыми людьми. Но в силу обстоятельств того периода реализован проект был только среди детей. А сейчас на занятия периодически записываются и взрослые с детьми. К защите проекта я шла год, в течение которого участвовала в конкурсах, получала обратную связь от экспертов, много думала и переписывала. Когда куратор мультицентра «Моя территория» Дарья мне написала: «Даша, я тебя поздравляю», были шок, радость и желание делать больше.
Реализация проекта: сложности и достижения
Грант я использовала по назначению: были закрыты нужды по материалам для занятий, оплачена аренда помещения. Но из-за пандемии реализация проекта отодвигалась. В итоге пришлось немного сдвинуть сроки, изменить протяженность одного занятия и исключить старшее поколение как наиболее уязвимое для ковида. Зато результатом стал даже больший охват детей – мы увеличили показатели почти в два раза. Ко мне приходят не только местные ребята, едут и из Тюмени, и из ближайших деревень.
Сейчас у меня в школе на постоянной основе занимается одна группа. Состав постоянно меняется: кто-то берет перерыв, а кто-то приходит новенький. Поскольку все потоки цикличны, мы все время делаем что-то новое. И в то же время часто повторяем пройденный материал. Занятия длятся два-три месяца, потом кто-то делает паузу, я вновь собираю группу. Результаты у школы есть, и достаточно ощутимые. Мои воспитанники участвуют в конкурсах, но так как у меня нет профильного образования, я не могу выступать в качестве их наставника. Поэтому они делают это через свои школы искусств.
Особенности работы с детьми
На занятия дети приходят разные. Кто-то сразу лепит долго и хорошо, а у кого-то возникают сложности. Одни не могут работать аккуратно, другие неспособны сразу долго чем-то заниматься, а есть дети, у которых не получается фантазировать. Я не берусь сказать, что глина – это «чудо-терапия», но со временем дети начинают преодолевать все «не могу». Они стараются, вырабатывается навык.
Большой плюс для ребятишек в том, что мы работаем и с маленькими деталями, развивая мелкую моторику, и с крупными формами, что дает возможность развить пространственное мышление и объемное видение. Мы играем в глину, чтобы решить какие-то текущие проблемы, возможно, о чем-то сказать в игровой форме и, конечно, запустить фантазию и убрать страх слепить «неправильно». Часто речь на уроке заходит о том, что происходит в жизни у детей. Они переносят ситуацию в мастерскую и получают поддержку.
В процессе лепки мы часто изучаем что-то новое. Я рассказываю не только про историю ремесла, но и интересные факты из химии, физики, механики. Часто дети уходят из мастерской выжатыми как лимон, ведь работа с глиной – это в первую очередь физический труд, на него очень много энергии уходит. Но они довольны, им нужна эта разрядка. Когда они работают, часто не ощущают время. Проходит два часа, и они удивляются этому.
Чем отличаются гончары и керамисты
Мой основной профиль – не «гончарка», хоть я могу и умею. Но это занятие для одного преподавателя и одного ученика. Для того, чтобы понять и прочувствовать, человек должен погрузиться в гончарку хотя бы в рамках занятия на 2-3 часа. А у нас в школе один круг сейчас и 12-14 детей в группе. Каждому достается по 10 минут за кругом. Поэтому он у нас больше как развлечение для тех, кто хочет попробовать, а не для работы на результат.
Я сейчас как мастер в основном работаю с фарфором. Материал достаточно сложный и требует аккуратности в работе и терпения. Зато изделия из фарфора прочнее, долговечнее. Он более белый, и рисунки получаются яркими. А основная техника лепки у меня сейчас ручная, и на занятиях тоже. Но с детьми мы изучаем разные техники и методы.
Если говорить о разнице, то гончары – тоже керамисты. Некоторые, правда, «однобокие». Вот сидит условный Иван на фабрике и гончарит большие горшки по 60-80 сантиметров высотой. За рабочий день он может сделать 100 штук. Но Иван их только гончарит, он не занимается проточкой, сушкой или обжигом. Вот такие люди – «однобокие» керамисты. По идее, он все может изучить, но для него эта работа – ремесло. Он выполняет свою задачу и идет домой.
Я скорее художник-керамист. Мне интересно было изучить разные способы и техники, попробовать себя во всем и использовать то, что больше по душе. Конечно, я не забываю и про слабые свои стороны – их нужно подтягивать, закрывать пробелы, иначе очень сложно потом анализировать то, что ты делаешь. У каждого керамиста есть свой профиль. Авторский стиль вырабатывается не сразу, но все же у большинства керамистов, которые уже давно в профессии, он есть. И чаще всего к ним идут именно за определенным стилем в работе.
Работа с керамикой – ремесло или искусство?
По поводу искусства мнения расходятся и очень сильно. Лично для меня дело обстоит следующим образом: если человек заморачивается на пропорциях, обработке (проточке) изделия, если он стремится сделать эстетически привлекательное изделие, значит, он создает искусство. Если же это механическая работа по накатанной, без эстетического удовлетворения, это уже искусством сложно назвать.
Планы на будущее
Сейчас я нахожусь в процессе оформления своего здания мастерской. В будущем, конечно, хочется сделать отдельное производственное помещение. Оставить класс и в рамках «Школы юного керамиста» изучать другие интересные процессы: добавить живопись, композицию, цианотипию, резьбу по дереву. Детям часто не хватает этих знаний.
Еще очень хочется быть полезной в сфере туризма. Продумываю, как можно создать небольшую «лавку» на базе мастерской, чтобы могли приезжать экскурсии. После Нового года мы с хозяйкой «Музея тюменских историй» Оксаной Усмановой уже провели пробный мастер-класс, а недавно у меня была делегация из 46 человек с маршрута «Робинзон». В прошлую субботу мы немного поиграли в глину в рамках Библионочи. Получился отличный опыт для участников: они лепили свою семью, как если бы мы жили в сказочном мире: каждый член семьи – какой-то герой. И потом они получили психологический портрет, пищу для размышлений.