Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Дыханием истории овеян...»

Первый и самый большой экспонат музея-усадьбы Григория Распутина в селе Покровском

Общество, 13:02, 15 апреля 2024, Марина Смирнова
Слушать новость
«Дыханием истории овеян...». Первый и самый большой экспонат музея-усадьбы Григория Распутина в селе Покровском.

Апрель в наших краях редко бывает теплым, Сибирь… Чаще всего еще промозглый воздух, серые низкие облака, порывы ветра и совсем мало солнца. Я подумала об этом, когда читала в дневнике последнего государя императора Российского Николая Александровича Романова запись от 14 апреля 1918 года. «В селе Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория и видели всю его семью глядевшую в окна». Этой записи сегодня исполняется 106 лет. На этом самом месте в селе Покровском около музея Распутина в 2018 году, на 100-летие убийства Царской семьи мы установили черный гранитный камень. В середине-православный крест, а на самом камне те самые слова государя о перепряжке в селе Покровском.

Из старой общей тетради начала прошлого столетия, совсем недавно переданной нам известным екатеринбургским краеведом Ю.Д. Охапкиным, узнаем интересные подробности: «Во время замены лошадей государь захотел покурить и дочь, Великая Княгиня Мария, ехавшая с матерью в соседней повозке, принесла Николаю Александровичу портсигар с папиросами. Сама государыня из повозки не выходила, Николай ехал один и его легко было узнать по портретам», – пишет Инна Васильевна Матвеева учитель истории Покровской школы. Перепряжка была долгой и дочь государя Великая Княжна Мария, которая очень хорошо рисовала, достала из саквояжа альбом и зарисовала дом Распутина, и все надворные постройки. Этот ее карандашный рисунок, сделанный в Покровке, вы видите в сегодняшних иллюстрациях к этой статье. Я же сразу вспомнила пророчество Григория Ефимовича: « Волей или неволей они приедут в Тобольск и, прежде чем умереть, увидят мою родную деревню». Вот и комиссар Яковлев, сопровождавший их в этой поездке в своих воспоминаниях пишет: «Когда повозка остановилась в центре села у красивого деревянного , двухэтажного дома императрица достала носовой платок, заплакала и сказала: «и это предвидел…».

Единственным домом, сохранившимся до наших дней, который еще помнит эту историческую перепряжку, является дом лоцмана Тимофея Кузьмича Зубова. Очень старый, деревянный, двухэтажный. Стоит он на территории нашего музея-усадьбы Григория Распутина, во дворе и прозван экскурсантами самым большим экспонатом.

  • Карандашный рисунок дома Распутина Великой Княжны Марии Николаевны, сделанный 14 апреля 1918 года в селе Покровском
    Карандашный рисунок дома Распутина Великой Княжны Марии Николаевны, сделанный 14 апреля 1918 года в селе Покровском
  • Правнучка Распутина в музее прадеда 2005 год. Из архива музея. Публикуется впервые.
    Правнучка Распутина в музее прадеда 2005 год. Из архива музея. Публикуется впервые.
  • 

    Лоцманы – люди богатые. Они знали лоцию, знали навигацию. Немалые деньги с купцов брали, по несколько домов имели. Так вот этот дом, который является первым экспонатом нашей музейной экспозиции, был своеобразным доходным домом. Комнаты второго этажа шли внаем. А весь первый этаж некоторое время занимали родители Распутина Ефим Яковлевич и Анна Васильевна. Об этом рассказывали старожилы села Матрена Моторина, Валерий Емельянович Миронов. Об этом же рассказала нам Лидия Михайловна Баранова ветеран Великой Отечественной войны, военврач. Я съездила к ней в Томск и записала ее воспоминания. «Я проживала в Покровском с 1920 по 1926 год, самого Григория Ефимовича я, конечно, не видела, он умер раньше, а вот жену его Параскеву Федоровну и сына Дмитрия со снохой Фешей, а также двух теток, помню очень хорошо. Они очень чисто и опрятно одевались, когда шли в церковь.

    Мама моя бывало говорила: «Иди посмотри в окно, вон какие нарядные Распутинские идут к обедне!». Еще Лидия Михайловна вспоминала, что у них была баня по белому, прямо в улицу в которой они по соседски у Распутиных часто мылись. Отец Барановой был лесничим. «На втором этаже лоцмановского дома наша семья и квартировала. Там же у отца была и канцелярия. Позднее этот дом лоцмана Зубова перенесли метров на двадцать вглубь двора и разместили в нем больницу. А еще позднее об этом же доме лоцмана Зубова, первый этаж которого занимали родители Распутина, написала нам в музей кандидат филологических наук, преподаватель ТГУ Лариса Беспалова. «Уважаемая Марина Юрьевна! Посылаю Вам то немногое, относящееся к Г.Е.Распутину, что известно мне лично. Мой дед Петр Гаврилович Герасимов был мастером по изготовлению некоторых видов экипажей и кузнецом. Мне вспоминается рассказ деда о том, что он видел Распутина в Тюмени. А однажды его позвали в село Покровское починить экипаж этого широко известного тогда человека. Дед поехал в Покровское на своей лошади-рысаке по кличке Знаменитый. В Покровском, во дворе дома Распутина, дед отремонтировал экипаж, а потом его и его спутника позвали в дом, к столу, накормили. Здесь же, за столом был и Григорий Ефимович. Сидя за столом напротив Распутина дед подумал: «Наступает вечер, благополучно ли довезет нас Знаменитый до Тюмени? Путь то немалый…» И вдруг Распутин говорит: «Не бойся, кузнец, ничего не случится, еще сегодня доедите до города». Дед потом не раз говорил, что Распутин умел читать мысли человека и предсказывать. А мой отец Георгий Дмитриевич Беспалов, лесовод по специальности, в 30-х годах некоторое время работал в селе Покровском, в лесхозе. Мы квартировали во втором этаже дома лоцмана Зубова, где по воспоминаниям стариков когда-то в первом этаже проживали родители Распутина. Дом был просторным, это видно по прилагаемой мною фотографии с подписью моего отца»

    Этот старый дом с богатой биографией мы и купили в 1990-м году, по бартеру у районной больницы за 15 тысяч одноразовых шприцов. Дом находился в плачевном состоянии, без окон и дверей, но, проведя ремонт, мы смогли разместить в нем свою первую музейную экспозицию, став первым частным музеем в стране, что было отмечено множеством местных и центральных газет. Сейчас дом уже и сам по себе экспонат. Ведь сегодня уже достоверно установлено, что в этом доме побывала еще и Великая княжна Милица Николаевна Романова, жена родного дяди государя Петра Николаевича. Пробыла тогда она в Покровском почти неделю. Это отмечает и Инна Васильевна Матвеева в своих записях бесценной для нас общей тетради. В этом же старом доме, когда наша первая экспозиция располагалась еще там, мы принимали правнучку Распутина Лоранс Ио Соловьефф. Ее, в 2005 году, привезли к нам журналисты Би Би Си. Проживает она в Париже и в 2019 году мы, по ее приглашению побывали у нее с ответным визитом. До сих пор поддерживаем связь с этой чудесной женщиной и ее родственниками.

    Прошедшим летом в Тюмени проходил кинофестиваль, и администрация города привезла к нам на экскурсию старшую дочь Василия Макаровича Шукшина – Марию. Когда мы дошли до стенда «Распутин в русской литературе», я процитировала ей отрывок из поэмы Марины Цветаевой «Сибирь»:

    Казацкая, татарская

    Кровь с молоком кобыл

    Степных... Тобольск, "Град-Царствующ

    Сибирь" – забыл, чем был?

    …Стоит. (Костлявым служкою

    Толчок: куды глядишь?

    В монастыре том с кружкою

    Ходил Распутин Гриш).

    И вот тут мой взгляд остановился на фотографии Распутина и Есенина. «Старец и отрок»,- подумалось мне и, неожиданно даже для самой себя, я спросила свою гостью: «Мария, а Вы понимаете, что Ваш отец гений? И я говорю Вам это не как рядовой читатель, а как профессиональный филолог. Ведь за многие годы в малых формах, на мой взгляд, ничего лучше, чем «Нервная система, космос и шмат сала» не было написано!». «И заметьте, Марина Юрьевна, тоже из мужиков»,- ответила она. И вот тут меня осенило – старец и отрок. Я говорю: «Маша, а можно я между фотографиями Распутина и Есенина повешу портрет Вашего отца, тем более в рассказе «Срезал» у него есть упоминание о Распутине. «Да что Вы, - ответила она. Мне это будет очень лестно, тем более именно вот эту фотографию, которая здесь у Вас висит я впервые увидела у папы на столе. Меня еще ребенком поразили глаза этого человека. Я очень рада, что теперь эта фотография Распутина с папиного стола хранится у меня». Так что литературный стенд в ближайшее время будет дополнен фотографией Василия Макаровича Шукшина.

    В прошлом годы мы отремонтировали крышу этого старого дома который входит в наш музейный комплекс и летом начнем ремонтировать его внутри, чтобы после экскурсии люди могли заходить в него и фотографироваться. Ведь это единственное здание в Покровском, построенное во второй половине 19 столетия и ставшее свидетелем таких важных исторических событий.

    Дом лоцмана Зубова. Из архива Беспаловой. Публикуется впервые

    Апрель в наших краях редко бывает теплым, Сибирь… Чаще всего еще промозглый воздух, серые низкие облака, порывы ветра и совсем мало солнца. Я подумала об этом, когда читала в дневнике последнего государя императора Российского Николая Александровича Романова запись от 14 апреля 1918 года. «В селе Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория и видели всю его семью глядевшую в окна». Этой записи сегодня исполняется 106 лет. На этом самом месте в селе Покровском около музея Распутина в 2018 году, на 100-летие убийства Царской семьи мы установили черный гранитный камень. В середине-православный крест, а на самом камне те самые слова государя о перепряжке в селе Покровском.

    Из старой общей тетради начала прошлого столетия, совсем недавно переданной нам известным екатеринбургским краеведом Ю.Д. Охапкиным, узнаем интересные подробности: «Во время замены лошадей государь захотел покурить и дочь, Великая Княгиня Мария, ехавшая с матерью в соседней повозке, принесла Николаю Александровичу портсигар с папиросами. Сама государыня из повозки не выходила, Николай ехал один и его легко было узнать по портретам», – пишет Инна Васильевна Матвеева учитель истории Покровской школы. Перепряжка была долгой и дочь государя Великая Княжна Мария, которая очень хорошо рисовала, достала из саквояжа альбом и зарисовала дом Распутина, и все надворные постройки. Этот ее карандашный рисунок, сделанный в Покровке, вы видите в сегодняшних иллюстрациях к этой статье. Я же сразу вспомнила пророчество Григория Ефимовича: « Волей или неволей они приедут в Тобольск и, прежде чем умереть, увидят мою родную деревню». Вот и комиссар Яковлев, сопровождавший их в этой поездке в своих воспоминаниях пишет: «Когда повозка остановилась в центре села у красивого деревянного , двухэтажного дома императрица достала носовой платок, заплакала и сказала: «и это предвидел…».

    Единственным домом, сохранившимся до наших дней, который еще помнит эту историческую перепряжку, является дом лоцмана Тимофея Кузьмича Зубова. Очень старый, деревянный, двухэтажный. Стоит он на территории нашего музея-усадьбы Григория Распутина, во дворе и прозван экскурсантами самым большим экспонатом.

    • Карандашный рисунок дома Распутина Великой Княжны Марии Николаевны, сделанный 14 апреля 1918 года в селе Покровском
      Карандашный рисунок дома Распутина Великой Княжны Марии Николаевны, сделанный 14 апреля 1918 года в селе Покровском
    • Правнучка Распутина в музее прадеда 2005 год. Из архива музея. Публикуется впервые.
      Правнучка Распутина в музее прадеда 2005 год. Из архива музея. Публикуется впервые.
    • 

      Лоцманы – люди богатые. Они знали лоцию, знали навигацию. Немалые деньги с купцов брали, по несколько домов имели. Так вот этот дом, который является первым экспонатом нашей музейной экспозиции, был своеобразным доходным домом. Комнаты второго этажа шли внаем. А весь первый этаж некоторое время занимали родители Распутина Ефим Яковлевич и Анна Васильевна. Об этом рассказывали старожилы села Матрена Моторина, Валерий Емельянович Миронов. Об этом же рассказала нам Лидия Михайловна Баранова ветеран Великой Отечественной войны, военврач. Я съездила к ней в Томск и записала ее воспоминания. «Я проживала в Покровском с 1920 по 1926 год, самого Григория Ефимовича я, конечно, не видела, он умер раньше, а вот жену его Параскеву Федоровну и сына Дмитрия со снохой Фешей, а также двух теток, помню очень хорошо. Они очень чисто и опрятно одевались, когда шли в церковь.

      Мама моя бывало говорила: «Иди посмотри в окно, вон какие нарядные Распутинские идут к обедне!». Еще Лидия Михайловна вспоминала, что у них была баня по белому, прямо в улицу в которой они по соседски у Распутиных часто мылись. Отец Барановой был лесничим. «На втором этаже лоцмановского дома наша семья и квартировала. Там же у отца была и канцелярия. Позднее этот дом лоцмана Зубова перенесли метров на двадцать вглубь двора и разместили в нем больницу. А еще позднее об этом же доме лоцмана Зубова, первый этаж которого занимали родители Распутина, написала нам в музей кандидат филологических наук, преподаватель ТГУ Лариса Беспалова. «Уважаемая Марина Юрьевна! Посылаю Вам то немногое, относящееся к Г.Е.Распутину, что известно мне лично. Мой дед Петр Гаврилович Герасимов был мастером по изготовлению некоторых видов экипажей и кузнецом. Мне вспоминается рассказ деда о том, что он видел Распутина в Тюмени. А однажды его позвали в село Покровское починить экипаж этого широко известного тогда человека. Дед поехал в Покровское на своей лошади-рысаке по кличке Знаменитый. В Покровском, во дворе дома Распутина, дед отремонтировал экипаж, а потом его и его спутника позвали в дом, к столу, накормили. Здесь же, за столом был и Григорий Ефимович. Сидя за столом напротив Распутина дед подумал: «Наступает вечер, благополучно ли довезет нас Знаменитый до Тюмени? Путь то немалый…» И вдруг Распутин говорит: «Не бойся, кузнец, ничего не случится, еще сегодня доедите до города». Дед потом не раз говорил, что Распутин умел читать мысли человека и предсказывать. А мой отец Георгий Дмитриевич Беспалов, лесовод по специальности, в 30-х годах некоторое время работал в селе Покровском, в лесхозе. Мы квартировали во втором этаже дома лоцмана Зубова, где по воспоминаниям стариков когда-то в первом этаже проживали родители Распутина. Дом был просторным, это видно по прилагаемой мною фотографии с подписью моего отца»

      Этот старый дом с богатой биографией мы и купили в 1990-м году, по бартеру у районной больницы за 15 тысяч одноразовых шприцов. Дом находился в плачевном состоянии, без окон и дверей, но, проведя ремонт, мы смогли разместить в нем свою первую музейную экспозицию, став первым частным музеем в стране, что было отмечено множеством местных и центральных газет. Сейчас дом уже и сам по себе экспонат. Ведь сегодня уже достоверно установлено, что в этом доме побывала еще и Великая княжна Милица Николаевна Романова, жена родного дяди государя Петра Николаевича. Пробыла тогда она в Покровском почти неделю. Это отмечает и Инна Васильевна Матвеева в своих записях бесценной для нас общей тетради. В этом же старом доме, когда наша первая экспозиция располагалась еще там, мы принимали правнучку Распутина Лоранс Ио Соловьефф. Ее, в 2005 году, привезли к нам журналисты Би Би Си. Проживает она в Париже и в 2019 году мы, по ее приглашению побывали у нее с ответным визитом. До сих пор поддерживаем связь с этой чудесной женщиной и ее родственниками.

      Прошедшим летом в Тюмени проходил кинофестиваль, и администрация города привезла к нам на экскурсию старшую дочь Василия Макаровича Шукшина – Марию. Когда мы дошли до стенда «Распутин в русской литературе», я процитировала ей отрывок из поэмы Марины Цветаевой «Сибирь»:

      Казацкая, татарская

      Кровь с молоком кобыл

      Степных... Тобольск, "Град-Царствующ

      Сибирь" – забыл, чем был?

      …Стоит. (Костлявым служкою

      Толчок: куды глядишь?

      В монастыре том с кружкою

      Ходил Распутин Гриш).

      И вот тут мой взгляд остановился на фотографии Распутина и Есенина. «Старец и отрок»,- подумалось мне и, неожиданно даже для самой себя, я спросила свою гостью: «Мария, а Вы понимаете, что Ваш отец гений? И я говорю Вам это не как рядовой читатель, а как профессиональный филолог. Ведь за многие годы в малых формах, на мой взгляд, ничего лучше, чем «Нервная система, космос и шмат сала» не было написано!». «И заметьте, Марина Юрьевна, тоже из мужиков»,- ответила она. И вот тут меня осенило – старец и отрок. Я говорю: «Маша, а можно я между фотографиями Распутина и Есенина повешу портрет Вашего отца, тем более в рассказе «Срезал» у него есть упоминание о Распутине. «Да что Вы, - ответила она. Мне это будет очень лестно, тем более именно вот эту фотографию, которая здесь у Вас висит я впервые увидела у папы на столе. Меня еще ребенком поразили глаза этого человека. Я очень рада, что теперь эта фотография Распутина с папиного стола хранится у меня». Так что литературный стенд в ближайшее время будет дополнен фотографией Василия Макаровича Шукшина.

      В прошлом годы мы отремонтировали крышу этого старого дома который входит в наш музейный комплекс и летом начнем ремонтировать его внутри, чтобы после экскурсии люди могли заходить в него и фотографироваться. Ведь это единственное здание в Покровском, построенное во второй половине 19 столетия и ставшее свидетелем таких важных исторических событий.

      В Тюмени загорелась квартира на улице Судостроителей

      30 апреля

      Студенты из Санкт-Петербурга пройдут стажировку на заводе в Тюмени

      30 апреля