Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как создаются куклы-актеры для театра

В Тюмени этим делом занимается Вероника Шакурова

Культура, 17:03, 14 апреля 2024, Елена Волкова
Слушать новость
Как создаются куклы-актеры для театра. В Тюмени этим делом занимается Вероника Шакурова.

Когда человек смотрит кукольный спектакль, он в первую очередь видит куклу-актера. Мало кто задумывается, что для того, чтобы та ожила, мало управлять ей и разговаривать за нее. Чтобы она по-настоящему «зазвучала», нужен человек, который сотворит ее именно такой, какой она предстанет на сцене. Таким человеком является художник-декоратор Тюменского театра кукол Вероника Шакурова. О том, как ей удается вдохнуть жизнь в кукольных персонажей, специалист рассказала изданию «Тюменская область сегодня».

– Чем отличается кукла-актер от всех других кукол – например, от народной или интерьерной?

– Кукла-актер – это в первую очередь, конечно, актер. Она предназначена для работы на сцене, и неважно, большой это спектакль или небольшая постановка, большая кукла или маленькая. У меня, например, есть мишка Балу из «Маугли»: это кукла с меня ростом, которая управляется двумя-тремя актерами. А есть маленькие перчаточные куклы, которые надеваются одним актером на руку, и работать можно за обыкновенной ширмой. Есть тростевые, планшетные, теневые, марионетки, но это все – театральные куклы. И их предназначение в первую очередь – работа для зрителя. Персонажи рассчитаны на разыгрывание сюжета, сценки, какой-то истории, события, действия.

Фото из личного архива Вероники Шакуровой

Народные куклы в большей степени смысловые. Как правило, они делались и делаются из подручных материалов: тут и палочки, и солома, и тряпочки натуральные, нитки простые либо вообще льняные пряди. Используют и травы, и даже крупы. Такие куклы несут смысл: в основном он обережный, обрядовый, целительный. К примеру, детишкам от сглазов или на достаток, как например крупеничка.

Интерьерные куклы – это то, чем я занимаюсь в свободное от основной работы время. Преимущественно служат для украшения личного пространства человека. Кому-то они интересны, для кого-то ничего не значат. С ними я работаю в разных техниках. Например, шью текстильных кукол – в основном они этакие смешные дурынды с пуговичными глазами, волосами из ниток или льна, в какой-то степени домашние гротескные девицы. Шью из плюша уток. Они все характерные: есть и утка-морячок, и утка-авиатор, была в балетной пачке уточка, есть шотландец и утка-шопоголик. Бывает, режу дерево, а еще делаю небольших фарфоровых куколок. Есть и папье-маше интерьерные на подвесах в стиле комедии дель-арт. В общем, интерьерная кукла разная, но она больше для души и глаз.

– С материалами для народных и интерьерных кукол все понятно. А из чего изготавливаются театральные?

– Это в основном фанера, проволока, арматура из стекловолокна, поролон, пеноплекс, изолон. И, конечно, старое доброе папье-маше. Вообще разные материалы используются – можем взять и кусочек пластика, и трубу изоляционную, а то и конус картонный от туалетной бумаги. Ткани всевозможные, от органзы до меха, пряжу, шпагат – и бумажный, и пеньковый. В общем, все, что попадается под руку, идет в ход. Клеим различным клеем, клейстером и термопистолетом. Шьем, вяжем, а бывает, и лепим. Например, моя кукла Коломбина из «Щелкунчика» или мальчик из «Умки» – у них ручки лепные. Лепим из папье-машовой массы и из пластиков, и даже из так называемой холодной сварки. Расписываем красками, в основном акриловыми, хотя часто используем и баллоны. Например, если что-то большое и надо задуть площадь, или место какое-то затонировать.

  • Фото из личного архива Вероники Шакуровой
    Фото из личного архива Вероники Шакуровой
  • Фото из личного архива Вероники Шакуровой
    Фото из личного архива Вероники Шакуровой
  • 

    – Как вы придаете своим куклам эмоциональность?

    – Я сама, как говорят, иногда чересчур эмоционирую. Может, поэтому они получаются такие. Например, я никогда не сажусь за работу над своей куклой в плохом настроении или когда недомогаю. Должно появиться желание. Вот накатило – тогда и работаю. Я и материалы по настроению выбираю. Могу возиться с плюшем неделю подряд, а могу бросить и взяться за фарфор или делать платьишки своим «текстилькам», которые сшились еще пару месяцев назад. В общем, спонтанно все происходит. На работе другое, но и там стараюсь отключаться от негатива. Я как бы договариваюсь мысленно с куклой, что «нам надо поработать, я немножко погрущу и все, будь послушной, пожалей меня». Это может показаться неким сумасшествием, но работа с куклой – вообще дело своеобразное. Для меня главное, чтобы она не брала плохие вибрации. И я могу смело похвалиться тем, что все мои театральные детки послушны, не ломаются. Актеры их любят и говорят об этом вслух.

    Фото из личного архива Вероники Шакуровой

    – А как происходит знакомство актера с куклой?

    – Когда я пришла работать в театр, то здесь, в общем-то, знакомства не было. И мне как человеку вообще без художественного образования, не учившемуся специально в институтах на бутафорских курсах, было страшновато. Вдруг что-то не получится. Вдруг я чего-то не понимаю в том, как надо делать. Например, что-то закреплю или заклею по-своему, а это должно как-то по-особенному двигаться. К тому же, любопытно стало, когда дали первые куклы в работу – Козу и Козла из «Кошкиного дома», – кто из актеров будет этими куклами работать? И тут мне пришла в голову мысль приглашать актеров, чей это персонаж, еще на стадии заготовки смотреть куклу и пробовать ею работать. Тогда можно в процессе что-то уточнять, а заодно и мне это дает возможность постепенно знакомиться с исполнителями. Особенно это важно, когда куклы или реквизит большие. Вот с медведем Балу приглашала знакомиться. И самим актерам это тоже очень нравилось: они стали сами прибегать и интересоваться, как рождается их персонаж. Сейчас это уже вошло в постоянную практику. Особенно много было примерок, когда делали маски на постановку спектакля «Мастер и Маргарита». Кукла – это одно, а здесь маску на лицо надевает актер и работает в ней. Для меня это вообще первый опыт изготовления масок на человека. Такое сотрудничество очень понравилось.

    Фото из личного архива Вероники Шакуровой

    – Кто же главный на сцене – актер-кукла или актер-человек?

    – Ну, я как кукольник со стажем, хоть многие со мной и не согласятся, считаю, что в театре кукол все-таки кукла на первом месте. Под нее задается все. Может, конечно, и не все-все, но основное и многое. Но и актер-человек очень важен. Это как близнецы-братья, которые чувствуют друг друга. Если кукла и актер прочувствовали друг друга, полюбили, нашли общий язык, то актер-кукла и актер-человек становятся одним целым. А вот иногда видно, что кукла сама по себе, актер сам свое гнет на сцене, и картина не складывается. В общем, тут должно быть «взаимопроникновение».

    Фото из личного архива Вероники Шакуровой

    – Как вы думаете, почему люди вообще нуждаются в кукольных постановках? По идее это своего рода карикатура на них, довольно утрированная.

    – Вот потому и нуждаются, что это карикатура. Я думаю, что через кукол можно более красочно все показать. Именно и гротескно, и утрированно – ярче, что ли. Ну и люди к кукле относятся как к чему-то «не из нашего мира». А раз куклы не люди, то и возникать личным ассоциациям не с чего. Например, когда раньше балаганные представления проходили, они ведь и королей высмеивали. Но раз это не человек себя «возомнил королем», а всего лишь какая-то кукла, палочки-тряпочки, то чего обижаться? Но действо уже показано. Оно уже зрительно воспринято, а значит, и в голове идет проработка, хоть и не связывается напрямую с конкретным человеком.

    Фото из личного архива Вероники Шакуровой

    Фото из личного архива Вероники Шакуровой

    Когда человек смотрит кукольный спектакль, он в первую очередь видит куклу-актера. Мало кто задумывается, что для того, чтобы та ожила, мало управлять ей и разговаривать за нее. Чтобы она по-настоящему «зазвучала», нужен человек, который сотворит ее именно такой, какой она предстанет на сцене. Таким человеком является художник-декоратор Тюменского театра кукол Вероника Шакурова. О том, как ей удается вдохнуть жизнь в кукольных персонажей, специалист рассказала изданию «Тюменская область сегодня».

    – Чем отличается кукла-актер от всех других кукол – например, от народной или интерьерной?

    – Кукла-актер – это в первую очередь, конечно, актер. Она предназначена для работы на сцене, и неважно, большой это спектакль или небольшая постановка, большая кукла или маленькая. У меня, например, есть мишка Балу из «Маугли»: это кукла с меня ростом, которая управляется двумя-тремя актерами. А есть маленькие перчаточные куклы, которые надеваются одним актером на руку, и работать можно за обыкновенной ширмой. Есть тростевые, планшетные, теневые, марионетки, но это все – театральные куклы. И их предназначение в первую очередь – работа для зрителя. Персонажи рассчитаны на разыгрывание сюжета, сценки, какой-то истории, события, действия.

    Фото из личного архива Вероники Шакуровой

    Народные куклы в большей степени смысловые. Как правило, они делались и делаются из подручных материалов: тут и палочки, и солома, и тряпочки натуральные, нитки простые либо вообще льняные пряди. Используют и травы, и даже крупы. Такие куклы несут смысл: в основном он обережный, обрядовый, целительный. К примеру, детишкам от сглазов или на достаток, как например крупеничка.

    Интерьерные куклы – это то, чем я занимаюсь в свободное от основной работы время. Преимущественно служат для украшения личного пространства человека. Кому-то они интересны, для кого-то ничего не значат. С ними я работаю в разных техниках. Например, шью текстильных кукол – в основном они этакие смешные дурынды с пуговичными глазами, волосами из ниток или льна, в какой-то степени домашние гротескные девицы. Шью из плюша уток. Они все характерные: есть и утка-морячок, и утка-авиатор, была в балетной пачке уточка, есть шотландец и утка-шопоголик. Бывает, режу дерево, а еще делаю небольших фарфоровых куколок. Есть и папье-маше интерьерные на подвесах в стиле комедии дель-арт. В общем, интерьерная кукла разная, но она больше для души и глаз.

    – С материалами для народных и интерьерных кукол все понятно. А из чего изготавливаются театральные?

    – Это в основном фанера, проволока, арматура из стекловолокна, поролон, пеноплекс, изолон. И, конечно, старое доброе папье-маше. Вообще разные материалы используются – можем взять и кусочек пластика, и трубу изоляционную, а то и конус картонный от туалетной бумаги. Ткани всевозможные, от органзы до меха, пряжу, шпагат – и бумажный, и пеньковый. В общем, все, что попадается под руку, идет в ход. Клеим различным клеем, клейстером и термопистолетом. Шьем, вяжем, а бывает, и лепим. Например, моя кукла Коломбина из «Щелкунчика» или мальчик из «Умки» – у них ручки лепные. Лепим из папье-машовой массы и из пластиков, и даже из так называемой холодной сварки. Расписываем красками, в основном акриловыми, хотя часто используем и баллоны. Например, если что-то большое и надо задуть площадь, или место какое-то затонировать.

    • Фото из личного архива Вероники Шакуровой
      Фото из личного архива Вероники Шакуровой
    • Фото из личного архива Вероники Шакуровой
      Фото из личного архива Вероники Шакуровой
    • 

      – Как вы придаете своим куклам эмоциональность?

      – Я сама, как говорят, иногда чересчур эмоционирую. Может, поэтому они получаются такие. Например, я никогда не сажусь за работу над своей куклой в плохом настроении или когда недомогаю. Должно появиться желание. Вот накатило – тогда и работаю. Я и материалы по настроению выбираю. Могу возиться с плюшем неделю подряд, а могу бросить и взяться за фарфор или делать платьишки своим «текстилькам», которые сшились еще пару месяцев назад. В общем, спонтанно все происходит. На работе другое, но и там стараюсь отключаться от негатива. Я как бы договариваюсь мысленно с куклой, что «нам надо поработать, я немножко погрущу и все, будь послушной, пожалей меня». Это может показаться неким сумасшествием, но работа с куклой – вообще дело своеобразное. Для меня главное, чтобы она не брала плохие вибрации. И я могу смело похвалиться тем, что все мои театральные детки послушны, не ломаются. Актеры их любят и говорят об этом вслух.

      Фото из личного архива Вероники Шакуровой

      – А как происходит знакомство актера с куклой?

      – Когда я пришла работать в театр, то здесь, в общем-то, знакомства не было. И мне как человеку вообще без художественного образования, не учившемуся специально в институтах на бутафорских курсах, было страшновато. Вдруг что-то не получится. Вдруг я чего-то не понимаю в том, как надо делать. Например, что-то закреплю или заклею по-своему, а это должно как-то по-особенному двигаться. К тому же, любопытно стало, когда дали первые куклы в работу – Козу и Козла из «Кошкиного дома», – кто из актеров будет этими куклами работать? И тут мне пришла в голову мысль приглашать актеров, чей это персонаж, еще на стадии заготовки смотреть куклу и пробовать ею работать. Тогда можно в процессе что-то уточнять, а заодно и мне это дает возможность постепенно знакомиться с исполнителями. Особенно это важно, когда куклы или реквизит большие. Вот с медведем Балу приглашала знакомиться. И самим актерам это тоже очень нравилось: они стали сами прибегать и интересоваться, как рождается их персонаж. Сейчас это уже вошло в постоянную практику. Особенно много было примерок, когда делали маски на постановку спектакля «Мастер и Маргарита». Кукла – это одно, а здесь маску на лицо надевает актер и работает в ней. Для меня это вообще первый опыт изготовления масок на человека. Такое сотрудничество очень понравилось.

      Фото из личного архива Вероники Шакуровой

      – Кто же главный на сцене – актер-кукла или актер-человек?

      – Ну, я как кукольник со стажем, хоть многие со мной и не согласятся, считаю, что в театре кукол все-таки кукла на первом месте. Под нее задается все. Может, конечно, и не все-все, но основное и многое. Но и актер-человек очень важен. Это как близнецы-братья, которые чувствуют друг друга. Если кукла и актер прочувствовали друг друга, полюбили, нашли общий язык, то актер-кукла и актер-человек становятся одним целым. А вот иногда видно, что кукла сама по себе, актер сам свое гнет на сцене, и картина не складывается. В общем, тут должно быть «взаимопроникновение».

      Фото из личного архива Вероники Шакуровой

      – Как вы думаете, почему люди вообще нуждаются в кукольных постановках? По идее это своего рода карикатура на них, довольно утрированная.

      – Вот потому и нуждаются, что это карикатура. Я думаю, что через кукол можно более красочно все показать. Именно и гротескно, и утрированно – ярче, что ли. Ну и люди к кукле относятся как к чему-то «не из нашего мира». А раз куклы не люди, то и возникать личным ассоциациям не с чего. Например, когда раньше балаганные представления проходили, они ведь и королей высмеивали. Но раз это не человек себя «возомнил королем», а всего лишь какая-то кукла, палочки-тряпочки, то чего обижаться? Но действо уже показано. Оно уже зрительно воспринято, а значит, и в голове идет проработка, хоть и не связывается напрямую с конкретным человеком.

      Фото из личного архива Вероники Шакуровой