Иппотерапия в Тюмени: как лошади помогают людям
Многие, узнав про этот метод, хотят испытать его на себе
Иппотерапия, несмотря на свое название − это не лечение, а метод реабилитации. Она представляет собой направление адаптивной верховой езды. Существует много заболеваний, которые неизлечимы в принципе: например, аутизм, ДЦП, рассеянный склероз и тому подобные. Однако человеку с таким диагнозом необходимо адаптироваться и продолжать жить. Иппотерапия помогает получить новые навыки, необходимые для полноценной жизни.
Об особенностях реабилитации с помощью лошадей корреспондент издания «Тюменская область сегодня» узнал у председателя правления Тюменского областного центра иппотерапии, инструктора по адаптивной верховой езде и иппотерапевта Максима Чемезова.
– Мы хотели предложить нашим клиентам этот инновационный и эффективный метод, чтобы повысить качество их жизни, помочь стать более самостоятельными, а не зависеть постоянно от помощи окружающих. Отсюда и возникла идея проводить в нашем Центре иппотерапию, давно доказавшую свою эффективность в мире, – объяснил он.
Иппотерапия способствует улучшению координации движений, укреплению мышц, увеличению гибкости, улучшению равновесия, также стимулирует развитие мелкой моторики. Все это в совокупности положительно влияет на здоровье человека. Однако такой метод реабилитации показывает отличные результаты не только по физическим параметрам. В процессе иппотерапии человек вступает в контакт с лошадью, он чувствует ее движения, ритм и тепло. Лошадь дает очень много сенсорной информации, и благодаря этому оказывает положительное влияние на психику человека, помогая снять стресс, улучшить настроение, повысить самооценку, развить доверие к окружающему миру и научиться контролировать свои эмоции.
Тем не менее в процессе реабилитации лошадь − это инструмент в руках определенного человека. Работает не животное само по себе: работает специалист, используя необходимые качества лошади.
– Многие люди, узнав о методе реабилитации с помощью лошадей, хотят испытать его на себе. У нас большой поток желающих, но иппотерапия подходит не всем. Кому-то не удается преодолеть страх перед лошадью, а некоторым приходится прервать реабилитацию из-за возникшей аллергии, – уточняет иппотерапевт.
Лошадей в центре немного. В основном – животные породы орловский рысак. По словам Максима Чемезова, не каждая лошадь подходит для иппотерапии. Животное должно быть заезжено, обладать спокойным нравом, не бояться различных звуков. Такими характеристиками обладал конь по кличке Кержак – очень чувствующий и заботливый, а еще у него была страсть: он очень любил лошадь Тайну, которую все называют просто Танечкой.
К сожалению, в этом году Кержака не стало, но от этой пары в центре родились десять отличных лошадей. Семь из них разъехались по разным регионам, а трех оставили в Центре иппотерапии. Это Фея, которую тренеры ласково называют Фенечкой, и Секрет − он же Серый. Для иппотерапии они не подходят из-за особенностей характера, но отлично справляются с ролью спортивных лошадей. Они участвуют в спортивной верховой езде. А еще в Тюмени осталась молодая дочь Кержака и Тайны по кличке Мулан. Ей 3,5 года, и сейчас с ней работает берейтор − тренер лошадей. Она очень перспективная, но пока не в спорте, поскольку еще не заезжена.
Максим Чемезов рассказал, что на данный момент он использует для иппотерапии двух лошадей. Это Тайна, которая, кроме того, участвует и в спортивной езде, и Нальчанка – лошадь кабардинской породы. Нальчанка приехала в областной центр иппотерапии два года назад и отлично подошла для направления реабилитации.