Тюменский мастер объяснила, как работать с полимерной глиной
Процесс лепки довольно сложный, но очень интересный и затягивающий
Несмотря на обилие интерьерных украшений массового производства, уникальные изделия тюменских ремесленников продолжают пользоваться популярностью не только у местных жителей, но и у людей в разных регионах страны. О том, как выработать свой неповторимый стиль, работая с полимерной глиной, изданию «Тюменская область сегодня» рассказала мастер по созданию интерьерных игрушек в смешанной технике Тамара Николаева.
Для своих изделий тюменка использует полимерную глину, искусственный мех и эпоксидные пластилины. Тамара начала творческий путь в конце 2022 года, предложив своей маме-рукодельнице сделать причудливое личико на сшитой ей игрушке – зайце. С этого момента началось ее увлечение лепкой. За прошлый год мастер успела поучаствовать в фестивале «Белые ночи» в городе Ивдель и в многочисленных ярмарках своего района. Ее работы были представлены на форуме «Югра Тур» в Ханты-Мансийске. А одну из игрушек Тамары подарили чемпионке России по тяжелой атлетике родом из Нягани.
Девушка объяснила, что сейчас выпускается два вида полимерной глины: самозатвердевающая и запекаемая. Первая твердеет на открытом воздухе в течение нескольких часов, вторая – при нагреве в духовке. Разные виды глины отличаются своими свойствами. Есть более мягкие, которые хорошо поддаются лепке стеками и не оставляют швов. Другие, более твердые, подходят для лепки фигур в один кусок. Кроме того, глину можно смешивать и таким образом подбирать более подходящую и комфортную для определенных целей консистенцию.
Тамара пользуется запекаемой полимерной глиной − чаще Cernit и Craft Clay. Нагрев производит при 130-140 градусах в бытовой духовке. Однако при запекании полимерной глины испаряются эфиры, поэтому дома она рекомендует запекаемые изделия накрыть жаропрочной посудой. Полимерная глина выдерживает до пяти запеков, потом появляются трещины.
– Лично я в основном леплю в один кусок и сразу тонирую ультра-мягкой пастелью. Перепробовала много, самая идеальная для меня – Mungyo soft. Уже готовое изделие можно покрасить акриловыми красками, предварительно покрыв их аэрозольным грунтом. Лак тоже нужно использовать аэрозольный, – поделилась мастер.
Мастер подчеркивает, что для полимерной глины не подходит ни лак, ни грунт фирмы Kudo. Они, по словам собеседницы, между собой не дружат.
Тамара отмечает, что инструментов для лепки нужно не так много. Достаточно приобрести стоматологические стеки и разные кисти. Все свои изделия она придумывает сама, поэтому не использует молды. Глаза для изделий нужно использовать только из стекла, так как они выдерживают перепады температур и спустя время остаются такими же прозрачными и яркими.
Ошибок бояться не стоит, считает мастер лепки. Они, безусловно, будут, пока не выработается свой удобный стиль и не подберется наиболее подходящий инструмент. Процесс лепки довольно сложный, но очень интересный и затягивающий. Есть некоторые нюансы, как в любом деле. К примеру, на глине остаются отпечатки пальцев, которые нужно убрать, прежде чем приступать к тонировке по сырой глине. Сделать это легко, если провести по ним кистью, пропитанной жидкостью для снятия лака. Плюс полимерной глины в том, что она не застывает, и если над изделием нужно работать несколько дней или недель, можно просто накрыть его пакетом.
У каждого мастера свой уникальный стиль, свои хитрости и свой удобный вид глины. Все зависит из того, что человек собирается лепить – украшения, фигуры или декор. Если вы собираетесь лепить шарнирные куклы, то больше подойдет самозастывающая глина типа LaDol. Для декора на предметах лучше брать запекаемый Cernit, поскольку он более эластичен. После запекания клеить элементы лучше на двухкомпонентный эпоксидный клей, а поверхность предмета предварительно нужно зашкурить. Собравшись делать статичные фигуры, лучше брать материал вроде Fim» или Craft Clay: он более прочен. Все познается в процессе − когда есть понимание материала и техники, тогда и вырисовываются свои неповторимые образы.
– Например, мне – человеку без какого-либо понимания «художки», не имеющему ни образования, ни навыков рисования, понадобился примерно год, чтобы на своих ошибках обрести технику и виденье своего творчества. Руки должны привыкнуть, приловчиться и понять, что от них творческая голова требует, – объяснила ремесленница.
Тамара продолжает набираться опыта, просматривая работу разных скульпторов, а всем начинающим мастерам желает успехов.