В чем разница между скорой и неотложной помощью
Разобраться в ситуации помогут врачи
Многие до сих пор путают скорую и неотложную помощь. Между тем, есть существенная разница – разные заболевания и состояния требуют участия разных медицинских работников. О том, как разобраться в ситуации и понять, куда обращаться, рассказали корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» специалисты, занимающиеся вопросами оказания скорой и неотложной помощи в Тюмени.
Категории вызовов
Пресс-секретарь тюменской станции скорой медицинской помощи Ирина Бердюгина пояснила, что все поступающие на станцию скорой медицинской помощи вызовы делятся по категориям срочности – экстренные и неотложные.
Приоритет для скорой – экстренные поводы. Это ситуации, когда есть угроза для жизни человека – кровотечения, остановка сердца, нарушение дыхания, отсутствие сознания. В таком случае вызов будет передан бригаде скорой помощи безотлагательно, а время прибытия регламентировано в пределах 20 минут с учетом транспортной загруженности.
Если нет острых нарушений функционирования жизненно важных органов и систем, в том числе при длительном хроническом болевом синдроме, вызовы классифицируются как неотложные и с 8 до 24 часов передаются диспетчерами скорой помощи в поликлиники. К данным ситуациям относятся повышение температуры, артериального давления, боль в пояснице и другие не угрожающие жизни состояния.
В ночное время на такие вызовы бригады скорой медицинской помощи выезжают, но по мере освобождения с экстренных вызовов. В данном случае время прибытия не регламентировано.
Также Ирина Бердюгина рассказала, что консультацию по оказанию первой помощи в неотложных ситуациях можно получить, написав в Viber по номеру 89222643367. А для того чтобы детально разобраться в конкретном случае или проблеме, можно отправить сообщение на официальную почту скорой медицинской помощи ssmp@sp03tmn.ru, указав следующие данные: дата и адрес вызова, ФИО пациента, а также подробно изложив информацию по вызову.
Когда приезжает скорая помощь
Главный врач станции скорой медицинской помощи Владимир Романов разъяснил, что все, касающееся экстренных ситуаций, можно охарактеризовать словами: внезапно, быстро нарастает симптоматика, раньше такого не было. И если такое случилось, не надо раздумывать. Звоните в скорую помощь. Для этой экстренной службы, к слову, установлен единый телефон. Со стационарного можно звонить 03, с мобильного – 103, а в ситуациях, где требуется комплексное реагирование, например при ДТП или пожаре, нужно звонить 112.
– Я бы хотел акцентировать внимание на том, что когда человек заболел, либо с ним случился несчастный случай, при этом не требуется выезд пожарных, спасателей МЧС либо полиции, тогда лучше звонить 103 (03). Таким образом, время реагирования сократится. В диспетчерской у нас работают квалифицированные специалисты со средним и высшим медицинскими образованиями, большая часть которых имеет огромный опыт работы на выездных бригадах, и поэтому с любой экстренной ситуацией они точно справятся, – уточнил Владимир Романов.
По его словам, в первую очередь сотрудников оперативного отдела интересует вопрос, куда ехать. Надо точно сказать адрес, можно записать его на бумаге и прочитать. Часто бывает, что люди, вызывающие скорую, в состоянии стресса путают адрес, в результате бригада уезжает не туда, и помощь в такой ситуации может быть отсрочена. Обязательно сообщить контактные данные того, кто вызывает. Далее надо предоставить информацию о том, что случилось с пациентом, потому что здесь принимается решение, как быстро и какой профиль бригады должен быть направлен к этому пациенту.
Если вызывающий не знает точный адрес, то нужно сообщать любые знаковые близрасположенные объекты. Это может быть какой-то известный магазин, возможно километровый столб, то есть любые признаки, позволяющие идентифицировать место вызова. При этом вызывающий должен находиться на связи с диспетчерской. Специалисты будут ориентироваться по этому телефону, согласовывая прибытие бригады, чтобы как можно быстрее осуществить поиск. К тому же, если переговоры продолжаются, вызывающий может вспомнить дополнительную информацию и сообщить ее.
– Скорая помощь стремится всегда приехать как можно быстрее, потому что наши работники – очень ответственные люди. Они прекрасно понимают, что за каждой минутой стоит очень высокая цена – человеческая жизнь. Понятно, что бывают пробки, которые мы не в состоянии объехать, но в этой ситуации диспетчерская будет прилагать все усилия для того, чтобы найти ближайшую бригаду, которая в это время может освободиться. Оперативная ситуация у нас меняется каждую минуту, – объяснил врач.
Тюменская станция берет на себя 60% населения юга региона, в том числе весь Тюменский район и часть Нижнетавдинского. Есть отдаленные территории, куда приехать быстро не представляется возможным. Для таких ситуаций предусмотрена программа, согласно которой диспетчер связывается с фельдшером ФАПа, тот первым приходит на место и начинает оказывать помощь до прибытия бригады.
Когда на вызов приезжает неотложная помощь
Об особенностях работы неотложной помощи рассказал главный врач поликлиники №8 Анатолий Смоляренко. Он отметил, что в поликлиниках работают фильтры для оказания неотложной помощи пациентам с ОРВИ. Таким образом, потоки пациентов с признаками инфекционных заболеваний и пациентов, не имеющих таких признаков, разделены.
В кабинет неотложной помощи можно пройти без предварительной записи и без обращения в регистратуру. Для этого достаточно взять талон в инфокиоске. Среднее ожидание приема – 30 минут. Кроме того, можно обратиться в любую поликлинику независимо от места прикрепления. Например, если человек почувствовал себя плохо на работе, он может прийти в любую близлежащую поликлинику, и его обязательно примут. Также в поликлиниках работает неотложная помощь с выездом бригады на дом.
– Неотложная медицинская помощь отличается тем, что работают именно поликлинические бригады, и время ожидания – в интервале двух часов. Врачи неотложной медицинской помощи выезжают по состояниям, которые не являются экстренными. Для вызова неотложной помощи можно набрать телефон call-центра вашей поликлиники и обратиться с жалобами на то, что вас беспокоит. Но если пациент не знает, как оценить свое состояние, то лучше позвонить в скорую, и диспетчер определит, какая помощь в данной ситуации будет оказана, – уточнил Анатолий Смоляренко.
Еще немного рекомендаций
Старший врач диспетчерской службы Ирина Дюжаева разъясняет, что специалисты скорой помощи на вызове не выдают документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, не выписывают рецепты, не назначают последующего лечения заболевания. Этим занимаются специалисты поликлиники. На вызове они назначают курс лечения либо проводят его коррекцию, дают рекомендации по изменению схемы базовой терапии, выписывают рецепт, больничный лист, а при необходимости приглашают на дообследование в поликлинику.
Таким образом, если человек может прийти в поликлинику, то лучше это сделать. Если состояние не позволяет прийти, но не является внезапным, и его ухудшение не развивается быстро, то нужно вызывать неотложную поликлиническую бригаду. А если состояние внезапно резко ухудшается, то нужно вызывать скорую медицинскую помощь.