15 правил этикета, которым нужно следовать в самолете и поезде
Правила, которые помогут избежать конфликтных ситуаций
Дальняя поездка для большинства людей – это волнительное событие, переживаний и хлопот и так достаточно, поэтому хочется, чтобы хотя бы соседство в самолете или поезде не доставляло неудобств. Однако и самому стоит учитывать правила приличия, чтобы не стать причиной конфликтной ситуации.
На что стоит обратить внимание, чтобы путешествие вызывало только положительные эмоции, рассказала изданию «Тюменская область сегодня» эксперт по деловому и светскому этикету, персональный, семейный и корпоративный консультант по этикету Надежда Харланова. Эксперт перечислила общепризнанные правила этикета, которые помогут избежать неприятных ситуаций.
В самолете
1. Правила при посадке в самолет. Если перед нами стоит человек в проходе и долго загружает ручную кладь, можно попросить позволить пройти, важна быстрая организация рассадки. Приветствие при рассадке, слова прощания и пожелания всего хорошего после посадки самолета – максимум вежливости и минимум ненужного общения.
2. Хочется поговорить. В самолете не обязательно представляться своим попутчикам, свободно общаются и не знакомые между собой люди. Во время долгого перелета может возникнуть потребность пообщаться – тогда важно увидеть момент, когда наш собеседник захочет выйти из беседы. Если мы не расположены в полете к общению, то назойливому соседу можно сказать об этом в корректной форме.
3. Подлокотников на всех не хватит. Кто из пассажиров должен уступить? Согласитесь, что человеку, оказавшемуся зажатым на центральном месте между двумя сидящими более комфортно людьми, желательно использовать оба подлокотника.
4. Как откинуть спинку кресла. О своих действиях нужно предупреждать, чтобы не потревожить позади сидящих. Надо оглянуться и убедиться, что нам ничто не мешает расположиться комфортнее: как минимум, что на столике заднего соседа не стоит стакан с горячим чаем, что человек не уперся головой в кресло, которое мы собираемся откинуть.
5. Внешний вид. Постарайтесь своим внешним видом не смутить или оскорбить других пассажиров. Одеваясь прилично в путешествие, мы проявляем уважение к себе, авиакомпании и другим пассажирам. Конечно, одежда должна быть удобной, аккуратной и, безусловно, чистой. Душ и дезодорант перед поездкой обязательны, а вот злоупотреблять парфюмом не нужно. Именно в тесном соседстве для чувствительных людей это может быть невыносимо. Кстати, в самолете допустимо снять обувь, если мы уверены в чистоте и отсутствии аромата наших носков.
6. Правила застольного этикета распространяются и на салон самолета. Умение расположить поднос с едой, владение приборами, умение пользоваться салфеткой, готовность помочь соседу – все это в вашу пользу.
7. Если хочешь посетить туалет, нужно ли ждать, пока сосед проснется? Побеспокоить спящего соседа – ваше право, так как это все-таки вынужденное соседство, поэтому можно попросить разрешить выйти. И всегда есть кнопка вызова стюарда. И конечно, выйти мы постараемся до или после сервиса. Тележка, которую бортпроводникам приходится двигать, очень тяжелая. Некультурно выходить в то время, когда наш сосед ест: нужно дождаться, пока столики будут убраны.
Предупредительность и проговаривание наперед ваших будущих действий поможет избежать конфликтных ситуаций. Можете предупредить, что хотите вздремнуть и вас можно беспокоить при необходимости выйти, например.
8. Если сосед заснул и храпит, как в рамках этикета поступить, если звуки мешают окружающим? Разбудить, извиниться и сказать причину беспокойства. Можно в качестве посредника обратиться к персоналу, стюардесса поможет вежливо разрешить эту проблему, другой вариант – использовать беруши.
9. Как быть с шумными детьми, когда родители (сопровождающие) не считают нужным успокоить их. Часто можно заметить, как во время полета ребенок бегает по салону, «чтобы потратить энергию». Терпеть визг или сделать замечание? Обеспечить спокойствие ребенка, увлечь его во время полета – это обязанность родителей, так же, как и объяснить, что стучать ногами в спину соседа спереди нельзя. Если нас раздражает поведение невоспитанных детей, надо помнить, что успокоить их должны родители, поэтому обращаться надо к сопровождающим. Еще более уместно незаметно попросить об этом главного стюарда, несущего ответственность за комфорт и удобство пассажиров.
10. Нужно ли аплодировать при посадке? Нет, но это не значит, что пилот не заслуживает поощрения и оценки в сложных ситуациях. Поблагодарите экипаж самолета при выходе.
В поезде
Как отметила Надежда Харланова, этикет в поездах в основном включает те же правила корректного общения, что и в самолете, однако их можно дополнить рядом ситуационных моментов.
1. Мужчина входит в вагон первым, чтобы занять место, разместить багаж и помочь женщине войти. Если женщина едет одна, то воспитанный мужчина-попутчик предложит ей помощь в размещении тяжелого багажа.
2. Уступить более удобное место пожилым, побеспокоиться, не пора ли попутчику пообедать – норма общения в одном купе.
3. Тяжелее всего пассажирам верхних полок, которые едут без компании. Они лишены возможности спокойно поесть, а в плацкартных вагонах и посидеть. Багажная полка не даст нормально разогнуться. При длительной поездке предоставлять на своей законно приобретенной нижней полке место посидеть пассажирам с верхних полок – хороший тон.
Надо понимать, что, предоставив возможность пообедать за столиком, можно избежать ситуации, когда сверху случайно проливается горячий чай. Однако не забываем и обратное – часто причина приобретения нижней полки – состояние здоровья, не засиживайтесь, если ваша полка в этой поездке – верхняя.
4. Питание в поездах: у многих стойкие ассоциации, что без курицы и яиц поездка не состоится. Но стоит принять во внимание, что запахи могут раздражать соседей. Как быть? По правилам этикета пищу с ярко выраженными ароматами в дорогу брать не стоит. А если хочется разнообразия в питании, то посещение ресторана в поезде – тоже удобный вариант.
5. Приглашать в свое купе знакомых, устраивать посиделки – дурной тон, это доставит неудобства остальным пассажирам.
– Понимание правил для разных ситуаций в общественных местах на улице, в поезде, самолете и правильное их применение является неотъемлемой частью общей культуры человека, – считает Надежда Харланова.