Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку в 2024 году: изменения и рекомендации

Эксперты рассказали, на что стоит обратить внимание

Образование, 09:21, 05 февраля 2024, Ксения Лахтина
Слушать новость
Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку в 2024 году: изменения и рекомендации . Эксперты рассказали, на что стоит обратить внимание.

До сдачи единого государственного экзамена по русскому языку, который ждет всех 11-классников страны, осталось несколько месяцев. Времени уже не так много, к тому же некоторые задания поменяли. Как быть? Корреспондент издания «Тюменская область сегодня» вместе с профильными экспертами разбирается в самых важных изменениях и объясняет, почему важно готовиться уже сейчас (если вы или ваши дети еще не начали).

Изменения в ЕГЭ – 2024

Ежегодно ФИПИ вносит корректировки в структуру КИМ и критерии оценивания заданий на ЕГЭ. 2024 год не стал исключением. Кандидат педагогических наук, старший методист направления «Русский язык и литература» школы «ИнтернетУрок» Ирина Воронцова подробно рассказала об изменениях, с которыми столкнутся школьники.

Задание № 8

Изменилась система оценивания ответа на задание № 8, в котором проверяется знание синтаксических норм. Если в 2023 году за правильное выполнение можно было получить 3 балла, то в 2024-м лишь 2. Иначе говоря, если не допущено ошибок, можно получить 2 балла, при наличии одной или двух ошибок начисляется 1 балл, более двух ошибок = 0 баллов.

Фото Екатерины Христозовой

Задание № 13

В этом случае изменена формулировка самого задания. Теперь возможны две формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов» или «Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов».

– Также изменилась система ответов. Так, в задании 13 на правописание частицы «НЕ» теперь необходимо будет выбрать не один вариант ответа, а несколько. Обратите внимание на множественное число в формулировке заданий. Одновременно с этим расширен языковой материал, – пояснила кандидат педагогических наук.

Задание № 14

В задании № 14 проверяется слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи, слов с «пол» и «полу». Теперь возможны три формулировки задания. Основная: «Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов». Нужно будет выбрать не один вариант ответа, а несколько.

Множественный выбор ответа в виде нескольких цифр в заданиях № 13 и № 14 усложнит задачу тем ученикам, кто при их выполнении предпочитал идти путем исключения, не очень хорошо зная привила.

Задание № 26

Претерпела изменения система оценивания задания, которое проверяет знание средств художественной выразительности. Ее ужесточили. В 2024 году она выглядит так: за отсутствие ошибок ученик получает 3 балла, за одну ошибку – 2 балла, а за две ошибки 1 балл. Более двух ошибок = 0 баллов. Еще в 2023 году 1 балл ставили, если школьник совершил три ошибки.

Задание № 27

Предполагается, что при комментировании проблемы исходного текста примеры-иллюстрации являются неотъемлемой частью пояснений к ним. Уточнено также понятие анализа смысловой связи между примерами-иллюстрациями: «Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями». Обоснование собственного мнения экзаменуемого требует включения примера-аргумента, который опирается на жизненный, читательский или историко-культурный опыт ученика.

Кроме того, скорректированы критерии оценивания выполнения этого задания. Сократилось общее число баллов за сочинение: раньше было 24, теперь – 21.

– Уменьшили баллы за комментарий: он будет приносить 3 балла вместо 5, так как пример и пояснение к нему будут оцениваться вместе, давая 1 балл из 3. Также снижен максимальный балл за оценку богатства речи (К6) до 1. Поменялся и подход к оцениванию позиции автора (К4). Балл за нее поставят лишь в случае, если она будет включать аргумент из жизненного, читательского или историко-культурного опыта экзаменуемого, – рассказала Ирина Воронцова.

Критерии оценивания и баллы

Фото Сергея Куликова

Из критериев оценивания исчезло такое понятие, как «однотипная ошибка». Если раньше, по словам спикера, три ошибки на одно правило засчитывались как одна, а каждая последующая расценивалась как самостоятельная, то теперь однотипные оплошности считаются отдельно.

В 2024 году максимальный первичный балл за работу по русскому языку снизился с 54 до 50. Раньше было 30 баллов за тест плюс 24 балла за сочинение. А в текущем году – 29 баллов за тест и 21 балл за сочинение.

– По большому счету ничего критичного не произошло. От учеников требуется все то же, что и в прошлом году: хорошо подготовиться к экзамену и тогда никакие изменения им будут не страшны, – подчеркнула автор более 30 научных работ.

За что снижают баллы на ЕГЭ по русскому языку

Баллы могут быть снижены, если ответ записан не в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и не совпадает с эталоном ответа.

К таким относятся задания с 1-го по 7-е и с 9-го по 25-е. Здесь нужно отметить, что в заданиях со 2-го по 4-е и с 9-го по 23-е порядок записи символов не имеет значения. Так, например, если правильный ответ 135, а ученик написал 153, то такой вариант будет засчитан.

– Особую сложность представляют задания № 8 и № 26. Чтобы не снизили за них баллы, ответ должен быть записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению этих зданий, и полностью совпадать с эталоном ответов: каждый символ в ответе должен стоять на своем месте, лишние символы должны отсутствовать, – поделилась педагог.

За ответ на задание № 8 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях записаны не те символы, которые представлены в эталоне. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

За ответ на задание № 26 выставляют 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Засчитывается 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в образце. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Эксперт отметила, что важно разграничивать ошибки содержательного и технического характера.

– К содержательным ошибкам относится неверное написание ряда цифр. Так, например, верный ответ 14, ученик написал – 23. Если при написании ответа ученик ошибся в одном символе, например, записал 234, а нужно – 235, то частично верный ответ не будет засчитан, – привела пример Ирина Воронцова.

К ошибкам технического характера можно отнести заполнение бланка не по образцу написания символов. Так, например, если единица не похожа на единицу в образце, изображение, которое попадет в компьютер, может быть прочитано неправильно: 1 может трактоваться как 4. Балл не будет засчитан.

Так, чтобы не потерять баллы за задания, нужно внимательно читать условие, где написано, как правильно необходимо оформить ответ, а также писать его аккуратно и разборчиво.

В чем заключается сложность экзамена

По словам Ирины Воронцовой, самое трудное для школьников – это написание сочинения. Оно должно отличаться цельностью, смысловым единством и логикой повествования. Задача выпускника заключается в том, что нужно внимательно прочитать текст, проанализировать материал, понять, о чем говорит автор. А затем выделить проблему, показать, как к ней относится автор и отразить собственную позицию.

– Для этого необходимо следовать структуре. К сожалению, далеко не всем удается в своей работе это соблюсти. Наибольшую сложность вызывает указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями и ее анализ. Нередко ученики просто «забывают» об этом, – отметила спикер.

Также при выполнении тестовой части есть ряд заданий, которые вызывают у учащихся затруднения. К примеру, это задание № 15 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания Н и НН в словах различных частей речи. Кроме того, вызывает затруднение задание № 20 из блока «Пунктуация», которое проверяет знания учеников на расстановку знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

В свою очередь репетитор по русскому языку, эксперт по ЕГЭ и основатель онлайн-школы «ШАГ» Юлия Нефедова, которая 13 лет готовит детей к сдаче экзаменов, также с уверенностью сказала, что одни из самых сложных заданий связаны с орфографией и пунктуацией.

– Сложность ЕГЭ по русскому языку в том, что в тестовую часть включены темы, которые дети проходят на протяжении всей школьной программы, с 1-го по 11-й класс. Экзамен длится 3 часа 30 минут. За это время выпускник должен сделать более 20 тестовых заданий и написать эссе, – сказала педагог.

Невысокие результаты ученики показывают при выполнении заданий 21–23. Здесь нужно поработать с предложенными текстами, проанализировать их и найти правильные ответы.

Сложность ЕГЭ по русскому языку заключается в том, что ученик должен помнить практически все правила орфографии и пунктуации, в том числе и исключения, а также уметь применять их на практике. Это непросто, признают педагоги. Выпускникам важно научиться работать на основе алгоритма, выполняя последовательно определенные действия, которые приведут к правильному ответу.

Еще один важный момент – ребята не всегда правильно читают вопросы. Здесь, скорее всего, сказывается волнение. От того, как выпускники поняли условия, будут зависеть их ответы. Важно внимательно читать условия заданий, а также правильно оформлять ответ.

Что нужно делать, чтобы получить больше 90 баллов

Фото Екатерины Христозовой

По словам Юлии Нефедовой, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку на высокий балл, необходимо хорошо разбираться в темах школьной программы. Для этого она рекомендует не затягивать с подготовкой. Каждому выпускнику следует повторять правила, которые входят в кодификатор ЕГЭ.

– Да, теория важна, но без практики сложно закрепить темы, поэтому хотя бы раз в неделю нужно делать задания, писать диктанты и сочинения. Также рекомендую анализировать свои ошибки: записывайте их в тетрадь, повторяйте сложные слова, учите правила, в которых вы ошибаетесь. Чтобы проверить готовность к экзамену, рекомендую хотя бы три раза написать диагностические работы в формате ЕГЭ, – поделилась репетитор.

Ирина Воронцова в свою очередь поделилась практическими советами, которые помогут выпускникам подготовиться и справиться с заданиями.

Рекомендация № 1

Изучите официальную информацию о предстоящем экзамене, размещенную на сайте ФИПИ. Именно здесь вы найдете актуальный демонстрационный вариант экзаменационной работы, критерии оценивания, структуру ответа на каждый вопрос, орфоэпический словник (для задания 4) и словарь паронимов (для задания 5). Не стоит доверять информации, размещенной на других сайтах.

Рекомендация № 2

Начните готовиться к тестовой части с повторения теоретического материала. Можно приобрести учебное пособие, где правила орфографии и пунктуации представлены в схемах и таблицах. Как правило, в таких изданиях материал структурирован емко, что позволит вам освежить в памяти приобретенные ранее знания, а также быстро устранить пробелы.

Рекомендация № 3

Тренируйтесь! В любом деле важна практика. Поэтому решайте как можно больше заданий, чтобы набраться опыта.

– Можно воспользоваться печатными изданиями. Я рекомендую ориентироваться на пособия с тренировочными вариантами ЕГЭ под редакциями Г.Т. Егораевой, И.П. Цыбулько, Р.А. Дощинского, а также воспользоваться открытым банком заданий, размещенным на сайте ФИПИ, – посоветовала Ирина Воронцова.

Рекомендация № 4

Читайте как можно больше! Чтение художественной литературы развивает речь и мышление, учит работать с текстами любого объема и содержания, помогает запоминать написание слов. Читать книги необходимо на протяжении всего процесса обучения. Это поможет выпускникам легко справиться с написанием сочинения по прочитанному тексту (задание № 27) и не вызовет трудностей при подборе аргументов.

Рекомендация № 5

Пишите, пишите и еще раз пишите! Здесь важно понимать, никакие теоретические знания не помогут, если вы не уделили в процессе подготовки должного внимания тренировке. Поэтому пишите как можно больше работ, чтобы набраться опыта, учитесь аргументировать свою позицию. Попросите учителя, чтобы он проверял ваши сочинения и давал конструктивные советы.

Если самому сложно дается подготовка, то можно прибегнуть к услугам репетитора. Также сейчас широко распространено обучение на онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ. Такие курсы тоже могут быть полезны. Многие из них предлагают специальные программы, в которых включены материалы, покрывающие все темы, рассматриваемые на экзамене, и различные методики и стратегии для успешной сдачи. К выбору репетитора и онлайн-курсов по подготовке к ЕГЭ нужно отнестись очень ответственно: важно читать отзывы, общаться с теми, кто уже занимался с тем или иным педагогом или на курсах и прошел весь этот путь (от подготовки до сдачи экзамена).

– Однако стоит помнить, что сами по себе курсы и занятия с репетитором не гарантируют, что вы сдадите экзамен на высший балл. Конечный результат во многом будет зависеть от вас самих: ваших знаний, желания и умения работать самостоятельно. Если вы не захотите сами осваивать материал, тренироваться, то никакие репетиторы и онлайн-курсы не помогут. Только терпение, труд, упорство помогут вам заработать высокий балл на экзамене, – подытожила преподаватель со стажем.

Обращение к выпускникам

Фото Сергея Куликова

Кандидат педагогических наук Ирина Воронцова советует заниматься подготовкой к ЕГЭ на регулярной основе, но при этом не забывать об отдыхе.

– Не нужно бояться этого «зверя» – ЕГЭ, переживать и нервничать. Представьте, что вы будете писать в конце года обычную контрольную работу. Не стоит сгущать краски и накручивать себя мыслями подобного рода: «Я боюсь...», «Я не сдам…» Примите сдачу ЕГЭ как неизбежность. Пусть вас греет мысль о том, что вы не один и не одна. Все сдают ЕГЭ, – отметила эксперт.

Она добавила, что в жизни будет еще много экзаменов и нервов на все не хватит, нужно беречь здоровье, быть уверенными в своих силах.

– Желаю вам успехов в подготовке и сдаче ЕГЭ! Все получится! – обратилась к школьникам Ирина Воронцова.

Репетитор по русскому языку Юлия Нефедова также подчеркнула, что ЕГЭ – это обычная контрольная, к которой просто нужно хорошо подготовиться, не бояться и все точно получится.

Фото Екатерины Христозовой

До сдачи единого государственного экзамена по русскому языку, который ждет всех 11-классников страны, осталось несколько месяцев. Времени уже не так много, к тому же некоторые задания поменяли. Как быть? Корреспондент издания «Тюменская область сегодня» вместе с профильными экспертами разбирается в самых важных изменениях и объясняет, почему важно готовиться уже сейчас (если вы или ваши дети еще не начали).

Изменения в ЕГЭ – 2024

Ежегодно ФИПИ вносит корректировки в структуру КИМ и критерии оценивания заданий на ЕГЭ. 2024 год не стал исключением. Кандидат педагогических наук, старший методист направления «Русский язык и литература» школы «ИнтернетУрок» Ирина Воронцова подробно рассказала об изменениях, с которыми столкнутся школьники.

Задание № 8

Изменилась система оценивания ответа на задание № 8, в котором проверяется знание синтаксических норм. Если в 2023 году за правильное выполнение можно было получить 3 балла, то в 2024-м лишь 2. Иначе говоря, если не допущено ошибок, можно получить 2 балла, при наличии одной или двух ошибок начисляется 1 балл, более двух ошибок = 0 баллов.

Фото Екатерины Христозовой

Задание № 13

В этом случае изменена формулировка самого задания. Теперь возможны две формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов» или «Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов».

– Также изменилась система ответов. Так, в задании 13 на правописание частицы «НЕ» теперь необходимо будет выбрать не один вариант ответа, а несколько. Обратите внимание на множественное число в формулировке заданий. Одновременно с этим расширен языковой материал, – пояснила кандидат педагогических наук.

Задание № 14

В задании № 14 проверяется слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи, слов с «пол» и «полу». Теперь возможны три формулировки задания. Основная: «Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов». Нужно будет выбрать не один вариант ответа, а несколько.

Множественный выбор ответа в виде нескольких цифр в заданиях № 13 и № 14 усложнит задачу тем ученикам, кто при их выполнении предпочитал идти путем исключения, не очень хорошо зная привила.

Задание № 26

Претерпела изменения система оценивания задания, которое проверяет знание средств художественной выразительности. Ее ужесточили. В 2024 году она выглядит так: за отсутствие ошибок ученик получает 3 балла, за одну ошибку – 2 балла, а за две ошибки 1 балл. Более двух ошибок = 0 баллов. Еще в 2023 году 1 балл ставили, если школьник совершил три ошибки.

Задание № 27

Предполагается, что при комментировании проблемы исходного текста примеры-иллюстрации являются неотъемлемой частью пояснений к ним. Уточнено также понятие анализа смысловой связи между примерами-иллюстрациями: «Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями». Обоснование собственного мнения экзаменуемого требует включения примера-аргумента, который опирается на жизненный, читательский или историко-культурный опыт ученика.

Кроме того, скорректированы критерии оценивания выполнения этого задания. Сократилось общее число баллов за сочинение: раньше было 24, теперь – 21.

– Уменьшили баллы за комментарий: он будет приносить 3 балла вместо 5, так как пример и пояснение к нему будут оцениваться вместе, давая 1 балл из 3. Также снижен максимальный балл за оценку богатства речи (К6) до 1. Поменялся и подход к оцениванию позиции автора (К4). Балл за нее поставят лишь в случае, если она будет включать аргумент из жизненного, читательского или историко-культурного опыта экзаменуемого, – рассказала Ирина Воронцова.

Критерии оценивания и баллы

Фото Сергея Куликова

Из критериев оценивания исчезло такое понятие, как «однотипная ошибка». Если раньше, по словам спикера, три ошибки на одно правило засчитывались как одна, а каждая последующая расценивалась как самостоятельная, то теперь однотипные оплошности считаются отдельно.

В 2024 году максимальный первичный балл за работу по русскому языку снизился с 54 до 50. Раньше было 30 баллов за тест плюс 24 балла за сочинение. А в текущем году – 29 баллов за тест и 21 балл за сочинение.

– По большому счету ничего критичного не произошло. От учеников требуется все то же, что и в прошлом году: хорошо подготовиться к экзамену и тогда никакие изменения им будут не страшны, – подчеркнула автор более 30 научных работ.

За что снижают баллы на ЕГЭ по русскому языку

Баллы могут быть снижены, если ответ записан не в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и не совпадает с эталоном ответа.

К таким относятся задания с 1-го по 7-е и с 9-го по 25-е. Здесь нужно отметить, что в заданиях со 2-го по 4-е и с 9-го по 23-е порядок записи символов не имеет значения. Так, например, если правильный ответ 135, а ученик написал 153, то такой вариант будет засчитан.

– Особую сложность представляют задания № 8 и № 26. Чтобы не снизили за них баллы, ответ должен быть записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению этих зданий, и полностью совпадать с эталоном ответов: каждый символ в ответе должен стоять на своем месте, лишние символы должны отсутствовать, – поделилась педагог.

За ответ на задание № 8 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях записаны не те символы, которые представлены в эталоне. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

За ответ на задание № 26 выставляют 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Засчитывается 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в образце. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Эксперт отметила, что важно разграничивать ошибки содержательного и технического характера.

– К содержательным ошибкам относится неверное написание ряда цифр. Так, например, верный ответ 14, ученик написал – 23. Если при написании ответа ученик ошибся в одном символе, например, записал 234, а нужно – 235, то частично верный ответ не будет засчитан, – привела пример Ирина Воронцова.

К ошибкам технического характера можно отнести заполнение бланка не по образцу написания символов. Так, например, если единица не похожа на единицу в образце, изображение, которое попадет в компьютер, может быть прочитано неправильно: 1 может трактоваться как 4. Балл не будет засчитан.

Так, чтобы не потерять баллы за задания, нужно внимательно читать условие, где написано, как правильно необходимо оформить ответ, а также писать его аккуратно и разборчиво.

В чем заключается сложность экзамена

По словам Ирины Воронцовой, самое трудное для школьников – это написание сочинения. Оно должно отличаться цельностью, смысловым единством и логикой повествования. Задача выпускника заключается в том, что нужно внимательно прочитать текст, проанализировать материал, понять, о чем говорит автор. А затем выделить проблему, показать, как к ней относится автор и отразить собственную позицию.

– Для этого необходимо следовать структуре. К сожалению, далеко не всем удается в своей работе это соблюсти. Наибольшую сложность вызывает указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями и ее анализ. Нередко ученики просто «забывают» об этом, – отметила спикер.

Также при выполнении тестовой части есть ряд заданий, которые вызывают у учащихся затруднения. К примеру, это задание № 15 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания Н и НН в словах различных частей речи. Кроме того, вызывает затруднение задание № 20 из блока «Пунктуация», которое проверяет знания учеников на расстановку знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

В свою очередь репетитор по русскому языку, эксперт по ЕГЭ и основатель онлайн-школы «ШАГ» Юлия Нефедова, которая 13 лет готовит детей к сдаче экзаменов, также с уверенностью сказала, что одни из самых сложных заданий связаны с орфографией и пунктуацией.

– Сложность ЕГЭ по русскому языку в том, что в тестовую часть включены темы, которые дети проходят на протяжении всей школьной программы, с 1-го по 11-й класс. Экзамен длится 3 часа 30 минут. За это время выпускник должен сделать более 20 тестовых заданий и написать эссе, – сказала педагог.

Невысокие результаты ученики показывают при выполнении заданий 21–23. Здесь нужно поработать с предложенными текстами, проанализировать их и найти правильные ответы.

Сложность ЕГЭ по русскому языку заключается в том, что ученик должен помнить практически все правила орфографии и пунктуации, в том числе и исключения, а также уметь применять их на практике. Это непросто, признают педагоги. Выпускникам важно научиться работать на основе алгоритма, выполняя последовательно определенные действия, которые приведут к правильному ответу.

Еще один важный момент – ребята не всегда правильно читают вопросы. Здесь, скорее всего, сказывается волнение. От того, как выпускники поняли условия, будут зависеть их ответы. Важно внимательно читать условия заданий, а также правильно оформлять ответ.

Что нужно делать, чтобы получить больше 90 баллов

Фото Екатерины Христозовой

По словам Юлии Нефедовой, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку на высокий балл, необходимо хорошо разбираться в темах школьной программы. Для этого она рекомендует не затягивать с подготовкой. Каждому выпускнику следует повторять правила, которые входят в кодификатор ЕГЭ.

– Да, теория важна, но без практики сложно закрепить темы, поэтому хотя бы раз в неделю нужно делать задания, писать диктанты и сочинения. Также рекомендую анализировать свои ошибки: записывайте их в тетрадь, повторяйте сложные слова, учите правила, в которых вы ошибаетесь. Чтобы проверить готовность к экзамену, рекомендую хотя бы три раза написать диагностические работы в формате ЕГЭ, – поделилась репетитор.

Ирина Воронцова в свою очередь поделилась практическими советами, которые помогут выпускникам подготовиться и справиться с заданиями.

Рекомендация № 1

Изучите официальную информацию о предстоящем экзамене, размещенную на сайте ФИПИ. Именно здесь вы найдете актуальный демонстрационный вариант экзаменационной работы, критерии оценивания, структуру ответа на каждый вопрос, орфоэпический словник (для задания 4) и словарь паронимов (для задания 5). Не стоит доверять информации, размещенной на других сайтах.

Рекомендация № 2

Начните готовиться к тестовой части с повторения теоретического материала. Можно приобрести учебное пособие, где правила орфографии и пунктуации представлены в схемах и таблицах. Как правило, в таких изданиях материал структурирован емко, что позволит вам освежить в памяти приобретенные ранее знания, а также быстро устранить пробелы.

Рекомендация № 3

Тренируйтесь! В любом деле важна практика. Поэтому решайте как можно больше заданий, чтобы набраться опыта.

– Можно воспользоваться печатными изданиями. Я рекомендую ориентироваться на пособия с тренировочными вариантами ЕГЭ под редакциями Г.Т. Егораевой, И.П. Цыбулько, Р.А. Дощинского, а также воспользоваться открытым банком заданий, размещенным на сайте ФИПИ, – посоветовала Ирина Воронцова.

Рекомендация № 4

Читайте как можно больше! Чтение художественной литературы развивает речь и мышление, учит работать с текстами любого объема и содержания, помогает запоминать написание слов. Читать книги необходимо на протяжении всего процесса обучения. Это поможет выпускникам легко справиться с написанием сочинения по прочитанному тексту (задание № 27) и не вызовет трудностей при подборе аргументов.

Рекомендация № 5

Пишите, пишите и еще раз пишите! Здесь важно понимать, никакие теоретические знания не помогут, если вы не уделили в процессе подготовки должного внимания тренировке. Поэтому пишите как можно больше работ, чтобы набраться опыта, учитесь аргументировать свою позицию. Попросите учителя, чтобы он проверял ваши сочинения и давал конструктивные советы.

Если самому сложно дается подготовка, то можно прибегнуть к услугам репетитора. Также сейчас широко распространено обучение на онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ. Такие курсы тоже могут быть полезны. Многие из них предлагают специальные программы, в которых включены материалы, покрывающие все темы, рассматриваемые на экзамене, и различные методики и стратегии для успешной сдачи. К выбору репетитора и онлайн-курсов по подготовке к ЕГЭ нужно отнестись очень ответственно: важно читать отзывы, общаться с теми, кто уже занимался с тем или иным педагогом или на курсах и прошел весь этот путь (от подготовки до сдачи экзамена).

– Однако стоит помнить, что сами по себе курсы и занятия с репетитором не гарантируют, что вы сдадите экзамен на высший балл. Конечный результат во многом будет зависеть от вас самих: ваших знаний, желания и умения работать самостоятельно. Если вы не захотите сами осваивать материал, тренироваться, то никакие репетиторы и онлайн-курсы не помогут. Только терпение, труд, упорство помогут вам заработать высокий балл на экзамене, – подытожила преподаватель со стажем.

Обращение к выпускникам

Фото Сергея Куликова

Кандидат педагогических наук Ирина Воронцова советует заниматься подготовкой к ЕГЭ на регулярной основе, но при этом не забывать об отдыхе.

– Не нужно бояться этого «зверя» – ЕГЭ, переживать и нервничать. Представьте, что вы будете писать в конце года обычную контрольную работу. Не стоит сгущать краски и накручивать себя мыслями подобного рода: «Я боюсь...», «Я не сдам…» Примите сдачу ЕГЭ как неизбежность. Пусть вас греет мысль о том, что вы не один и не одна. Все сдают ЕГЭ, – отметила эксперт.

Она добавила, что в жизни будет еще много экзаменов и нервов на все не хватит, нужно беречь здоровье, быть уверенными в своих силах.

– Желаю вам успехов в подготовке и сдаче ЕГЭ! Все получится! – обратилась к школьникам Ирина Воронцова.

Репетитор по русскому языку Юлия Нефедова также подчеркнула, что ЕГЭ – это обычная контрольная, к которой просто нужно хорошо подготовиться, не бояться и все точно получится.