Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку в 2024 году: изменения и рекомендации
Эксперты рассказали, на что стоит обратить внимание
До сдачи единого государственного экзамена по русскому языку, который ждет всех 11-классников страны, осталось несколько месяцев. Времени уже не так много, к тому же некоторые задания поменяли. Как быть? Корреспондент издания «Тюменская область сегодня» вместе с профильными экспертами разбирается в самых важных изменениях и объясняет, почему важно готовиться уже сейчас (если вы или ваши дети еще не начали).
Изменения в ЕГЭ – 2024
Ежегодно ФИПИ вносит корректировки в структуру КИМ и критерии оценивания заданий на ЕГЭ. 2024 год не стал исключением. Кандидат педагогических наук, старший методист направления «Русский язык и литература» школы «ИнтернетУрок» Ирина Воронцова подробно рассказала об изменениях, с которыми столкнутся школьники.
Задание № 8
Изменилась система оценивания ответа на задание № 8, в котором проверяется знание синтаксических норм. Если в 2023 году за правильное выполнение можно было получить 3 балла, то в 2024-м лишь 2. Иначе говоря, если не допущено ошибок, можно получить 2 балла, при наличии одной или двух ошибок начисляется 1 балл, более двух ошибок = 0 баллов.
Задание № 13
В этом случае изменена формулировка самого задания. Теперь возможны две формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов» или «Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов».
– Также изменилась система ответов. Так, в задании 13 на правописание частицы «НЕ» теперь необходимо будет выбрать не один вариант ответа, а несколько. Обратите внимание на множественное число в формулировке заданий. Одновременно с этим расширен языковой материал, – пояснила кандидат педагогических наук.
Задание № 14
В задании № 14 проверяется слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи, слов с «пол» и «полу». Теперь возможны три формулировки задания. Основная: «Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов». Нужно будет выбрать не один вариант ответа, а несколько.
Множественный выбор ответа в виде нескольких цифр в заданиях № 13 и № 14 усложнит задачу тем ученикам, кто при их выполнении предпочитал идти путем исключения, не очень хорошо зная привила.
Задание № 26
Претерпела изменения система оценивания задания, которое проверяет знание средств художественной выразительности. Ее ужесточили. В 2024 году она выглядит так: за отсутствие ошибок ученик получает 3 балла, за одну ошибку – 2 балла, а за две ошибки 1 балл. Более двух ошибок = 0 баллов. Еще в 2023 году 1 балл ставили, если школьник совершил три ошибки.
Задание № 27
Предполагается, что при комментировании проблемы исходного текста примеры-иллюстрации являются неотъемлемой частью пояснений к ним. Уточнено также понятие анализа смысловой связи между примерами-иллюстрациями: «Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями». Обоснование собственного мнения экзаменуемого требует включения примера-аргумента, который опирается на жизненный, читательский или историко-культурный опыт ученика.
Кроме того, скорректированы критерии оценивания выполнения этого задания. Сократилось общее число баллов за сочинение: раньше было 24, теперь – 21.
– Уменьшили баллы за комментарий: он будет приносить 3 балла вместо 5, так как пример и пояснение к нему будут оцениваться вместе, давая 1 балл из 3. Также снижен максимальный балл за оценку богатства речи (К6) до 1. Поменялся и подход к оцениванию позиции автора (К4). Балл за нее поставят лишь в случае, если она будет включать аргумент из жизненного, читательского или историко-культурного опыта экзаменуемого, – рассказала Ирина Воронцова.
Критерии оценивания и баллы
Из критериев оценивания исчезло такое понятие, как «однотипная ошибка». Если раньше, по словам спикера, три ошибки на одно правило засчитывались как одна, а каждая последующая расценивалась как самостоятельная, то теперь однотипные оплошности считаются отдельно.
В 2024 году максимальный первичный балл за работу по русскому языку снизился с 54 до 50. Раньше было 30 баллов за тест плюс 24 балла за сочинение. А в текущем году – 29 баллов за тест и 21 балл за сочинение.
– По большому счету ничего критичного не произошло. От учеников требуется все то же, что и в прошлом году: хорошо подготовиться к экзамену и тогда никакие изменения им будут не страшны, – подчеркнула автор более 30 научных работ.
За что снижают баллы на ЕГЭ по русскому языку
Баллы могут быть снижены, если ответ записан не в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и не совпадает с эталоном ответа.
К таким относятся задания с 1-го по 7-е и с 9-го по 25-е. Здесь нужно отметить, что в заданиях со 2-го по 4-е и с 9-го по 23-е порядок записи символов не имеет значения. Так, например, если правильный ответ 135, а ученик написал 153, то такой вариант будет засчитан.
– Особую сложность представляют задания № 8 и № 26. Чтобы не снизили за них баллы, ответ должен быть записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению этих зданий, и полностью совпадать с эталоном ответов: каждый символ в ответе должен стоять на своем месте, лишние символы должны отсутствовать, – поделилась педагог.
За ответ на задание № 8 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях записаны не те символы, которые представлены в эталоне. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
За ответ на задание № 26 выставляют 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Засчитывается 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в образце. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Эксперт отметила, что важно разграничивать ошибки содержательного и технического характера.
– К содержательным ошибкам относится неверное написание ряда цифр. Так, например, верный ответ 14, ученик написал – 23. Если при написании ответа ученик ошибся в одном символе, например, записал 234, а нужно – 235, то частично верный ответ не будет засчитан, – привела пример Ирина Воронцова.
К ошибкам технического характера можно отнести заполнение бланка не по образцу написания символов. Так, например, если единица не похожа на единицу в образце, изображение, которое попадет в компьютер, может быть прочитано неправильно: 1 может трактоваться как 4. Балл не будет засчитан.
Так, чтобы не потерять баллы за задания, нужно внимательно читать условие, где написано, как правильно необходимо оформить ответ, а также писать его аккуратно и разборчиво.
В чем заключается сложность экзамена
По словам Ирины Воронцовой, самое трудное для школьников – это написание сочинения. Оно должно отличаться цельностью, смысловым единством и логикой повествования. Задача выпускника заключается в том, что нужно внимательно прочитать текст, проанализировать материал, понять, о чем говорит автор. А затем выделить проблему, показать, как к ней относится автор и отразить собственную позицию.
– Для этого необходимо следовать структуре. К сожалению, далеко не всем удается в своей работе это соблюсти. Наибольшую сложность вызывает указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями и ее анализ. Нередко ученики просто «забывают» об этом, – отметила спикер.
Также при выполнении тестовой части есть ряд заданий, которые вызывают у учащихся затруднения. К примеру, это задание № 15 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания Н и НН в словах различных частей речи. Кроме того, вызывает затруднение задание № 20 из блока «Пунктуация», которое проверяет знания учеников на расстановку знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.
В свою очередь репетитор по русскому языку, эксперт по ЕГЭ и основатель онлайн-школы «ШАГ» Юлия Нефедова, которая 13 лет готовит детей к сдаче экзаменов, также с уверенностью сказала, что одни из самых сложных заданий связаны с орфографией и пунктуацией.
– Сложность ЕГЭ по русскому языку в том, что в тестовую часть включены темы, которые дети проходят на протяжении всей школьной программы, с 1-го по 11-й класс. Экзамен длится 3 часа 30 минут. За это время выпускник должен сделать более 20 тестовых заданий и написать эссе, – сказала педагог.
Невысокие результаты ученики показывают при выполнении заданий 21–23. Здесь нужно поработать с предложенными текстами, проанализировать их и найти правильные ответы.
Сложность ЕГЭ по русскому языку заключается в том, что ученик должен помнить практически все правила орфографии и пунктуации, в том числе и исключения, а также уметь применять их на практике. Это непросто, признают педагоги. Выпускникам важно научиться работать на основе алгоритма, выполняя последовательно определенные действия, которые приведут к правильному ответу.
Еще один важный момент – ребята не всегда правильно читают вопросы. Здесь, скорее всего, сказывается волнение. От того, как выпускники поняли условия, будут зависеть их ответы. Важно внимательно читать условия заданий, а также правильно оформлять ответ.
Что нужно делать, чтобы получить больше 90 баллов
По словам Юлии Нефедовой, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку на высокий балл, необходимо хорошо разбираться в темах школьной программы. Для этого она рекомендует не затягивать с подготовкой. Каждому выпускнику следует повторять правила, которые входят в кодификатор ЕГЭ.
– Да, теория важна, но без практики сложно закрепить темы, поэтому хотя бы раз в неделю нужно делать задания, писать диктанты и сочинения. Также рекомендую анализировать свои ошибки: записывайте их в тетрадь, повторяйте сложные слова, учите правила, в которых вы ошибаетесь. Чтобы проверить готовность к экзамену, рекомендую хотя бы три раза написать диагностические работы в формате ЕГЭ, – поделилась репетитор.
Ирина Воронцова в свою очередь поделилась практическими советами, которые помогут выпускникам подготовиться и справиться с заданиями.
Рекомендация № 1
Изучите официальную информацию о предстоящем экзамене, размещенную на сайте ФИПИ. Именно здесь вы найдете актуальный демонстрационный вариант экзаменационной работы, критерии оценивания, структуру ответа на каждый вопрос, орфоэпический словник (для задания 4) и словарь паронимов (для задания 5). Не стоит доверять информации, размещенной на других сайтах.
Рекомендация № 2
Начните готовиться к тестовой части с повторения теоретического материала. Можно приобрести учебное пособие, где правила орфографии и пунктуации представлены в схемах и таблицах. Как правило, в таких изданиях материал структурирован емко, что позволит вам освежить в памяти приобретенные ранее знания, а также быстро устранить пробелы.
Рекомендация № 3
Тренируйтесь! В любом деле важна практика. Поэтому решайте как можно больше заданий, чтобы набраться опыта.
– Можно воспользоваться печатными изданиями. Я рекомендую ориентироваться на пособия с тренировочными вариантами ЕГЭ под редакциями Г.Т. Егораевой, И.П. Цыбулько, Р.А. Дощинского, а также воспользоваться открытым банком заданий, размещенным на сайте ФИПИ, – посоветовала Ирина Воронцова.
Рекомендация № 4
Читайте как можно больше! Чтение художественной литературы развивает речь и мышление, учит работать с текстами любого объема и содержания, помогает запоминать написание слов. Читать книги необходимо на протяжении всего процесса обучения. Это поможет выпускникам легко справиться с написанием сочинения по прочитанному тексту (задание № 27) и не вызовет трудностей при подборе аргументов.
Рекомендация № 5
Пишите, пишите и еще раз пишите! Здесь важно понимать, никакие теоретические знания не помогут, если вы не уделили в процессе подготовки должного внимания тренировке. Поэтому пишите как можно больше работ, чтобы набраться опыта, учитесь аргументировать свою позицию. Попросите учителя, чтобы он проверял ваши сочинения и давал конструктивные советы.
Если самому сложно дается подготовка, то можно прибегнуть к услугам репетитора. Также сейчас широко распространено обучение на онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ. Такие курсы тоже могут быть полезны. Многие из них предлагают специальные программы, в которых включены материалы, покрывающие все темы, рассматриваемые на экзамене, и различные методики и стратегии для успешной сдачи. К выбору репетитора и онлайн-курсов по подготовке к ЕГЭ нужно отнестись очень ответственно: важно читать отзывы, общаться с теми, кто уже занимался с тем или иным педагогом или на курсах и прошел весь этот путь (от подготовки до сдачи экзамена).
– Однако стоит помнить, что сами по себе курсы и занятия с репетитором не гарантируют, что вы сдадите экзамен на высший балл. Конечный результат во многом будет зависеть от вас самих: ваших знаний, желания и умения работать самостоятельно. Если вы не захотите сами осваивать материал, тренироваться, то никакие репетиторы и онлайн-курсы не помогут. Только терпение, труд, упорство помогут вам заработать высокий балл на экзамене, – подытожила преподаватель со стажем.
Обращение к выпускникам
Кандидат педагогических наук Ирина Воронцова советует заниматься подготовкой к ЕГЭ на регулярной основе, но при этом не забывать об отдыхе.
– Не нужно бояться этого «зверя» – ЕГЭ, переживать и нервничать. Представьте, что вы будете писать в конце года обычную контрольную работу. Не стоит сгущать краски и накручивать себя мыслями подобного рода: «Я боюсь...», «Я не сдам…» Примите сдачу ЕГЭ как неизбежность. Пусть вас греет мысль о том, что вы не один и не одна. Все сдают ЕГЭ, – отметила эксперт.
Она добавила, что в жизни будет еще много экзаменов и нервов на все не хватит, нужно беречь здоровье, быть уверенными в своих силах.
– Желаю вам успехов в подготовке и сдаче ЕГЭ! Все получится! – обратилась к школьникам Ирина Воронцова.
Репетитор по русскому языку Юлия Нефедова также подчеркнула, что ЕГЭ – это обычная контрольная, к которой просто нужно хорошо подготовиться, не бояться и все точно получится.