Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Светлана Иванова: Тюменский ковер – один из символов нашего региона

Депутаты Тюменской городской Думы намерены поддержать старинный промысел

Культура, 12:38, 01 февраля 2024, Нина Баринова
Слушать новость
Светлана Иванова: Тюменский ковер – один из символов нашего региона. Депутаты Тюменской городской Думы намерены поддержать старинный промысел.

В 2024 году знаменитому тюменскому ковру исполняется 300 лет. Несмотря на такой почтенный возраст, весь процесс создания ковра сохранился почти без изменений. Этим он и ценится. Все тот же обычный крестьянский горизонтальный станок и орудие производства, те же виды сырья: овечья шерсть ручного изготовления, хлопчатобумажные нити для его основы и прочные, очень гармоничные анилиновые красители.

Сохранить традиции, подаренные предками, удается благодаря мастерицам, влюбленным в свое дело. Одна из них – руководитель мастерской тюменского махрового ковра Наталья Денисова.

АНО «Тюменское агентство развития креативных индустрий» в партнерстве с Музейным комплексом им И.Я. Словцова организовало публичную лекцию, посвященную 300-летию тюменского ковроткачества. Собрался полный зал желающих услышать из уст потомственной ковровщицы историю, как этот народный художественный промысел принес известность региону.

Фото Нины Бариновой

Наталья Денисова родом из села Пеганово Бердюжского района. Серьезно ковроткачеством занимается около семи лет. Но традиции ремесла в ее жизни были с самого рождения. Ковры ткали ее бабушка, прабабушка, мама, тетя.

– Я выросла среди тюменских махровых ковров. Меня обучали этому ремеслу, как и 200 лет назад, в виде игры. Когда я приходила к бабушке, мне было всегда очень интересно, как она работала на ткацком станке, как пряла, превращая в ровную нить обычную шерсть. Свой первый ковер я берегу. Он висит в мастерской, а выполнен не на профессиональных кроснах. Это была рама, которую я заказала у мастера. Помню, как радовалась каждому цветовому ряду. Его помогала мне ткать моя дочь, потому что она, так же, как и я, увлеклась этой работой. Самый «долгий» ковер ткала около месяца, – рассказала Наталья Денисова.

По словам мастерицы, самое сложное в работе над ковром – найти решимость создать его и выбрать рисунок. Все они разные, но такие красивые, что сложно остановиться на определенном. Ковер требует много времени и концентрации внимания, нужно быть максимально сосредоточенной – это не так-то и просто.

  • Фото Нины Бариновой
    Фото Нины Бариновой
  • Фото Нины Бариновой
    Фото Нины Бариновой
  • 

    Депутаты Тюменской городской Думы, которые присутствовали на открытом лектории, признались, что завораживает не только красота самого ковра, но и его производство.

    – Он (сибирский ковер – прим. ред.) и в былые времена славил нашу страну. Это бренд нашего края, наш символ. Очень важно, что на протяжении многих лет тюменки, которые занимаются ковроткачеством, по сей день сохраняют традиции. В прошлом году мастерская Натальи Денисовой выиграла премию креативных предпринимателей, это говорит о том, что дело продолжает жить, – отметила председатель гордумы Светлана Иванова.

    Фото Нины Бариновой

    Она выразила уверенность, что после мероприятия последуют обсуждения вопроса о сохранении традиции. По словам спикера, пришло то время, когда пора принимать решения для возрождения промысла.

    – Эта авторская история, она не может быть масштабной, но поддерживать мастериц необходимо. Состоится рабочая встреча с Натальей Денисовой, на которой потомственная ковровщица сможет рассказать, какую помощь она хотела бы получить в этом вопросе, – поделилась планами Светлана Иванова.

    Она напомнила историю тюменского ковра. Триумфальным для него стал 1900 год, когда он был представлен на международной выставке в Париже. Тюменскими коврами восхищались лучшие зарубежные дизайнеры. Выдающийся русский живописец Василий Суриков изобразил его на знаменитой картине «Взятие снежного городка», где высокую спинку возка украшает нарядный тюменский махровый ковер, на черном фоне которого сверкают алые и голубые цветы в окружении пышных изумрудно-зеленых листьев.

    – Историю и культуру нужно знать, помнить и передавать из поколения в поколение. Это фундамент любого общества. Когда он сохраняется, то крепость и сила общества будет держаться столетиями. Я с удовольствием попробовал бы сам ковер соткать, потому что, когда своими руками что-то делаешь, это больше ценится. Ведь и туристы в основном покупают сувениры, выполненные местными мастерами. Нет ни одного туриста, который побывал бы в Тобольске и не приобрел изделие из кости. Так в любом регионе, куда бы ни приехал: там самовары, там пряники. Народный промысел всем интересен, он всегда в цене, – подчеркнул депутат гордумы Андрей Голоус.

    • Фото Нины Бариновой
      Фото Нины Бариновой
    • Фото Нины Бариновой
      Фото Нины Бариновой
    • 

      Завершил мероприятие показ коллекции «Монохром в деталях» местных дизайнеров Ирины Смердовой и Ольги Козловской. На моделях были представлены аксессуары, в основе которых – традиции тюменского ковра: броши, головные уборы, муфты, сумки.

      – Ковер должен зазвучать по-новому. Мы хотим, чтобы он жил, – резюмировала Наталья Денисова.

      Фото Нины Бариновой

      В 2024 году знаменитому тюменскому ковру исполняется 300 лет. Несмотря на такой почтенный возраст, весь процесс создания ковра сохранился почти без изменений. Этим он и ценится. Все тот же обычный крестьянский горизонтальный станок и орудие производства, те же виды сырья: овечья шерсть ручного изготовления, хлопчатобумажные нити для его основы и прочные, очень гармоничные анилиновые красители.

      Сохранить традиции, подаренные предками, удается благодаря мастерицам, влюбленным в свое дело. Одна из них – руководитель мастерской тюменского махрового ковра Наталья Денисова.

      АНО «Тюменское агентство развития креативных индустрий» в партнерстве с Музейным комплексом им И.Я. Словцова организовало публичную лекцию, посвященную 300-летию тюменского ковроткачества. Собрался полный зал желающих услышать из уст потомственной ковровщицы историю, как этот народный художественный промысел принес известность региону.

      Фото Нины Бариновой

      Наталья Денисова родом из села Пеганово Бердюжского района. Серьезно ковроткачеством занимается около семи лет. Но традиции ремесла в ее жизни были с самого рождения. Ковры ткали ее бабушка, прабабушка, мама, тетя.

      – Я выросла среди тюменских махровых ковров. Меня обучали этому ремеслу, как и 200 лет назад, в виде игры. Когда я приходила к бабушке, мне было всегда очень интересно, как она работала на ткацком станке, как пряла, превращая в ровную нить обычную шерсть. Свой первый ковер я берегу. Он висит в мастерской, а выполнен не на профессиональных кроснах. Это была рама, которую я заказала у мастера. Помню, как радовалась каждому цветовому ряду. Его помогала мне ткать моя дочь, потому что она, так же, как и я, увлеклась этой работой. Самый «долгий» ковер ткала около месяца, – рассказала Наталья Денисова.

      По словам мастерицы, самое сложное в работе над ковром – найти решимость создать его и выбрать рисунок. Все они разные, но такие красивые, что сложно остановиться на определенном. Ковер требует много времени и концентрации внимания, нужно быть максимально сосредоточенной – это не так-то и просто.

      • Фото Нины Бариновой
        Фото Нины Бариновой
      • Фото Нины Бариновой
        Фото Нины Бариновой
      • 

        Депутаты Тюменской городской Думы, которые присутствовали на открытом лектории, признались, что завораживает не только красота самого ковра, но и его производство.

        – Он (сибирский ковер – прим. ред.) и в былые времена славил нашу страну. Это бренд нашего края, наш символ. Очень важно, что на протяжении многих лет тюменки, которые занимаются ковроткачеством, по сей день сохраняют традиции. В прошлом году мастерская Натальи Денисовой выиграла премию креативных предпринимателей, это говорит о том, что дело продолжает жить, – отметила председатель гордумы Светлана Иванова.

        Фото Нины Бариновой

        Она выразила уверенность, что после мероприятия последуют обсуждения вопроса о сохранении традиции. По словам спикера, пришло то время, когда пора принимать решения для возрождения промысла.

        – Эта авторская история, она не может быть масштабной, но поддерживать мастериц необходимо. Состоится рабочая встреча с Натальей Денисовой, на которой потомственная ковровщица сможет рассказать, какую помощь она хотела бы получить в этом вопросе, – поделилась планами Светлана Иванова.

        Она напомнила историю тюменского ковра. Триумфальным для него стал 1900 год, когда он был представлен на международной выставке в Париже. Тюменскими коврами восхищались лучшие зарубежные дизайнеры. Выдающийся русский живописец Василий Суриков изобразил его на знаменитой картине «Взятие снежного городка», где высокую спинку возка украшает нарядный тюменский махровый ковер, на черном фоне которого сверкают алые и голубые цветы в окружении пышных изумрудно-зеленых листьев.

        – Историю и культуру нужно знать, помнить и передавать из поколения в поколение. Это фундамент любого общества. Когда он сохраняется, то крепость и сила общества будет держаться столетиями. Я с удовольствием попробовал бы сам ковер соткать, потому что, когда своими руками что-то делаешь, это больше ценится. Ведь и туристы в основном покупают сувениры, выполненные местными мастерами. Нет ни одного туриста, который побывал бы в Тобольске и не приобрел изделие из кости. Так в любом регионе, куда бы ни приехал: там самовары, там пряники. Народный промысел всем интересен, он всегда в цене, – подчеркнул депутат гордумы Андрей Голоус.

        • Фото Нины Бариновой
          Фото Нины Бариновой
        • Фото Нины Бариновой
          Фото Нины Бариновой
        • 

          Завершил мероприятие показ коллекции «Монохром в деталях» местных дизайнеров Ирины Смердовой и Ольги Козловской. На моделях были представлены аксессуары, в основе которых – традиции тюменского ковра: броши, головные уборы, муфты, сумки.

          – Ковер должен зазвучать по-новому. Мы хотим, чтобы он жил, – резюмировала Наталья Денисова.