Вспоминаем, как СССР выиграл «газовую войну» за Европу
Контракт века «газ – трубы»
Советские танки будут заправляться прямо из газопровода. Примерно так шутил Отто Вольф фон Амеронген, председатель Восточного комитета немецкой экономики ФРГ.
Штаты были в панике от строительства советских трубопроводов из Западной Сибири в Европу, рассказывал германский промышленник. Американская сторона использовала разные аргументы «против» в переговорах с ФРГ, в числе их было и утверждение про дозаправку «русских танков».
Международный контракт между Советским Союзом и ФРГ о поставке труб большого диаметра для строительства газопровода в Западную Европу был заключен в 1970 году.
Платой за поставленные трубы стал газ с месторождений Западной Сибири. Контракт предполагал сотрудничество на многие десятилетия вперед. На сегодняшний день это самое крупное соглашение за всю историю советско--европейских договоренностей.
Европа получала много газа, и ей совсем не был нужен американский уголь. Удар по экономике США нанесла самотлорская нефть, которая потекла по трубопроводу в западную часть Евразии в 70‑е годы. Энергетический кризис Штаты испытали чуть позже, когда СССР построил крупнейший магистральный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород.
Это была напряженная политическая история, по следам которой в СССР сняли художественный фильм «Контракт века» (режиссер А. Муратов, «Ленфильм», 1985 г. – прим. ред.). Фильм рассказывал о противостоянии двух сверхдержав – СССР и США. Практически полностью история была взята из реальной жизни: вой-на разведок, красивые шпионки, шантаж, санкции – все только ради того, чтобы советский газ не пошел по трубе в Европу.
Но газопровод Уренгой – Помары – Ужгород был построен. Его протянули на 4 451 километр. Газопровод пересекает более 60 железных дорог, более двухсот рек – самые крупные подводные переходы через Обь (2,7 км) и Волгу (2,5 км), еще 187 километров проходит по Карпатским горам.
Под уренгойский газ сразу же начитают перестраиваться европейская химическая промышленность, металлургия и машиностроение. США вводит санкции в отношении ряда европейских предприятий.
– Они наложили эмбарго на компрессорные станции и на поставку труб большого диаметра, которые мы тогда не могли делать. Без этих труб эксплуатация газопровода была невозможна, – рассказывает тюменский краевед, кандидат исторических наук Александр Петрушин. Но выгоду от поставок газа в Европу понимала даже упертая Англия, и санкции пришлось отменить. Запад включился во всесоюзную стройку.
В Союзе появились трубоукладчики канадо--американского производства катерпиллары, которые спокойно работали в запредельных температурах Крайнего Севера.
На строительстве газопровода Уренгой – Помары – Ужгород в общей сложности работали 20 тысяч советских людей. Это был ударный труд сварщиков, водителей, дорожников, поваров, авиаторов. Однако иностранная пресса уверяла своих читателей, что газопровод строят заключенные.
– Это надо было опровергнуть. Подключились наши СМИ. Мы убедительно показали, что труд заключенных не используется. На территории Тюменской области массовых лагерей, которыми пугали западных обывателей, нет и не было. На газопроводе работали комсомольско--молодежные бригады, студенческие отряды, и их участие в строительстве было широко показано, – рассказывает Александр Петрушин.
Но фейки или газетные «утки», как тогда говорили, летали над газопроводом и после его запуска.
– Писали, что в Новом Уренгое -50 °C, люди вымерзли, промыслы встали. Советский Союз гонит в Европу оренбургский газ, а в нем больше метана. Это был такой скандал. Прислали корреспондента из ведущей газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung («Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» – прим. ред.). Меня к нему приставили как местного корреспондента, – вспоминает легенда тюменской прессы Владимир Кузнецов. – Он написал честный материал: «Пролетала утка над трубой» – мол, ничего подобного, русские честные, газ чистый.
Русский газ по-прежнему течет в Европу. И, как прежде, это не нравится заокеанским партнерам Старого Света.