Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Вспоминаем, как СССР выиграл «газовую войну» за Европу

Контракт века «газ – трубы»

Общество, 17:42, 13 декабря 2023, Виктория Горячева
Слушать новость
Вспоминаем, как СССР выиграл «газовую войну» за Европу. Контракт века «газ – трубы».

Советские танки будут заправляться прямо из газопровода. Примерно так шутил Отто Вольф фон Амеронген, председатель Восточного комитета немецкой экономики ФРГ.

Штаты были в панике от строительства советских трубопроводов из Западной Сибири в Европу, рассказывал германский промышленник. Американская сторона использовала разные аргументы «против» в переговорах с ФРГ, в числе их было и утверждение про дозаправку «русских танков».

Международный контракт между Советским Союзом и ФРГ о поставке труб большого диаметра для строительства газопровода в Западную Европу был заключен в 1970 году.

Платой за поставленные трубы стал газ с месторождений Западной Сибири. Контракт предполагал сотрудничество на многие десятилетия вперед. На сегодняшний день это самое крупное соглашение за всю историю советско--европейских договоренностей.

Европа получала много газа, и ей совсем не был нужен американский уголь. Удар по экономике США нанесла самотлорская нефть, которая потекла по трубопроводу в западную часть Евразии в 70‑е годы. Энергетический кризис Штаты испытали чуть позже, когда СССР построил крупнейший магистральный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород.

Это была напряженная политическая история, по следам которой в СССР сняли художественный фильм «Контракт века» (режиссер А. Муратов, «Ленфильм», 1985 г. – прим. ред.). Фильм рассказывал о противостоянии двух сверхдержав – СССР и США. Практически полностью история была взята из реальной жизни: вой-на разведок, красивые шпионки, шантаж, санкции – все только ради того, чтобы советский газ не пошел по трубе в Европу.

Но газопровод Уренгой – Помары – Ужгород был построен. Его протянули на 4 451 километр. Газопровод пересекает более 60 железных дорог, более двухсот рек – самые крупные подводные переходы через Обь (2,7 км) и Волгу (2,5 км), еще 187 километров проходит по Карпатским горам.

Под уренгойский газ сразу же начитают перестраиваться европейская химическая промышленность, металлургия и машиностроение. США вводит санкции в отношении ряда европейских предприятий.

– Они наложили эмбарго на компрессорные станции и на поставку труб большого диаметра, которые мы тогда не могли делать. Без этих труб эксплуатация газопровода была невозможна, – рассказывает тюменский краевед, кандидат исторических наук Александр Петрушин. Но выгоду от поставок газа в Европу понимала даже упертая Англия, и санкции пришлось отменить. Запад включился во всесоюзную стройку.

В Союзе появились трубоукладчики канадо--американского производства катерпиллары, которые спокойно работали в запредельных температурах Крайнего Севера.

На строительстве газопровода Уренгой – Помары – Ужгород в общей сложности работали 20 тысяч советских людей. Это был ударный труд сварщиков, водителей, дорожников, поваров, авиаторов. Однако иностранная пресса уверяла своих читателей, что газопровод строят заключенные.

– Это надо было опровергнуть. Подключились наши СМИ. Мы убедительно показали, что труд заключенных не используется. На территории Тюменской области массовых лагерей, которыми пугали западных обывателей, нет и не было. На газопроводе работали комсомольско--молодежные бригады, студенческие отряды, и их участие в строительстве было широко показано, – рассказывает Александр Петрушин.

Но фейки или газетные «утки», как тогда говорили, летали над газопроводом и после его запуска.

– Писали, что в Новом Уренгое -50 °C, люди вымерзли, промыслы встали. Советский Союз гонит в Европу оренбургский газ, а в нем больше метана. Это был такой скандал. Прислали корреспондента из ведущей газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung («Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» – прим. ред.). Меня к нему приставили как местного корреспондента, – вспоминает легенда тюменской прессы Владимир Кузнецов. – Он написал честный материал: «Пролетала утка над трубой» – мол, ничего подобного, русские честные, газ чистый.

Русский газ по-прежнему течет в Европу. И, как прежде, это не нравится заокеанским партнерам Старого Света.

Советские танки будут заправляться прямо из газопровода. Примерно так шутил Отто Вольф фон Амеронген, председатель Восточного комитета немецкой экономики ФРГ.

Штаты были в панике от строительства советских трубопроводов из Западной Сибири в Европу, рассказывал германский промышленник. Американская сторона использовала разные аргументы «против» в переговорах с ФРГ, в числе их было и утверждение про дозаправку «русских танков».

Международный контракт между Советским Союзом и ФРГ о поставке труб большого диаметра для строительства газопровода в Западную Европу был заключен в 1970 году.

Платой за поставленные трубы стал газ с месторождений Западной Сибири. Контракт предполагал сотрудничество на многие десятилетия вперед. На сегодняшний день это самое крупное соглашение за всю историю советско--европейских договоренностей.

Европа получала много газа, и ей совсем не был нужен американский уголь. Удар по экономике США нанесла самотлорская нефть, которая потекла по трубопроводу в западную часть Евразии в 70‑е годы. Энергетический кризис Штаты испытали чуть позже, когда СССР построил крупнейший магистральный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород.

Это была напряженная политическая история, по следам которой в СССР сняли художественный фильм «Контракт века» (режиссер А. Муратов, «Ленфильм», 1985 г. – прим. ред.). Фильм рассказывал о противостоянии двух сверхдержав – СССР и США. Практически полностью история была взята из реальной жизни: вой-на разведок, красивые шпионки, шантаж, санкции – все только ради того, чтобы советский газ не пошел по трубе в Европу.

Но газопровод Уренгой – Помары – Ужгород был построен. Его протянули на 4 451 километр. Газопровод пересекает более 60 железных дорог, более двухсот рек – самые крупные подводные переходы через Обь (2,7 км) и Волгу (2,5 км), еще 187 километров проходит по Карпатским горам.

Под уренгойский газ сразу же начитают перестраиваться европейская химическая промышленность, металлургия и машиностроение. США вводит санкции в отношении ряда европейских предприятий.

– Они наложили эмбарго на компрессорные станции и на поставку труб большого диаметра, которые мы тогда не могли делать. Без этих труб эксплуатация газопровода была невозможна, – рассказывает тюменский краевед, кандидат исторических наук Александр Петрушин. Но выгоду от поставок газа в Европу понимала даже упертая Англия, и санкции пришлось отменить. Запад включился во всесоюзную стройку.

В Союзе появились трубоукладчики канадо--американского производства катерпиллары, которые спокойно работали в запредельных температурах Крайнего Севера.

На строительстве газопровода Уренгой – Помары – Ужгород в общей сложности работали 20 тысяч советских людей. Это был ударный труд сварщиков, водителей, дорожников, поваров, авиаторов. Однако иностранная пресса уверяла своих читателей, что газопровод строят заключенные.

– Это надо было опровергнуть. Подключились наши СМИ. Мы убедительно показали, что труд заключенных не используется. На территории Тюменской области массовых лагерей, которыми пугали западных обывателей, нет и не было. На газопроводе работали комсомольско--молодежные бригады, студенческие отряды, и их участие в строительстве было широко показано, – рассказывает Александр Петрушин.

Но фейки или газетные «утки», как тогда говорили, летали над газопроводом и после его запуска.

– Писали, что в Новом Уренгое -50 °C, люди вымерзли, промыслы встали. Советский Союз гонит в Европу оренбургский газ, а в нем больше метана. Это был такой скандал. Прислали корреспондента из ведущей газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung («Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» – прим. ред.). Меня к нему приставили как местного корреспондента, – вспоминает легенда тюменской прессы Владимир Кузнецов. – Он написал честный материал: «Пролетала утка над трубой» – мол, ничего подобного, русские честные, газ чистый.

Русский газ по-прежнему течет в Европу. И, как прежде, это не нравится заокеанским партнерам Старого Света.

Более 2 тысяч гектаров тюменского леса восстановили в 2024 году

26 ноября

Жители Омутинского района отправят три автомобиля в зону СВО

26 ноября