Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

В каких условиях и как строили первый за Уралом нефтепровод

Трасса мужества для тюменских первопроходцев

Общество, 16:35, 08 декабря 2023, Виктория Горячева
Слушать новость
В каких условиях и как строили первый за Уралом нефтепровод. Трасса мужества для тюменских первопроходцев.

Более полувека назад в Тюменской области был запущен нефтепровод Тюмень – Шаим. На тот момент самый северный в мире. В советской прессе 60‑х годов эту стройку называли «трассой мужества». Журналисты тех лет сохранили для нас бесценные свидетельства силы воли и духа первопроходцев.

Сегодня территория Западной Сибири опутана нефтепроводами. Выстроена целая система транспортировки нефти, которую часто сравнивают с кровеносной системой, питающей не только экономику нашей страны, но и Европу, и Азию. А «родоначальником» всего этого стал трубопровод Шаим – Тюмень.

Если мы посмотрим на карту, то увидим, что Шаим расположен в Кондинском районе ХМАО-Югры. Когда весной летишь на вертолете над этим краем, то тщетно ищешь глазами землю – одни разливы рек и озер, вода до горизонта. Кажется, нет сюда иного пути: либо по воздуху, либо по воде.

Вот и шаимскую нефть сначала возили по рекам: грузили на баржи, которые неторопливо ползли по Конде к Иртышу и дальше, на юг области. Невыгодная получалась логистика: мало судов, ограничен срок навигации. Шаим мог давать стране много нефти, да вывезти ее было невозможно. Строительство трубопровода было самым логичным решением.

– Начали строить сразу с севера и с юга – от села Ембаево. Проложить первый в Тюменской области нефтепровод нужно было всего за полтора года. А лучше – досрочно. Но первые два месяца стройка стояла – весной 1964 года в Сибири случился небывалый разлив рек. А только крупных переходов через воду или топь на трассе Шаим – Тюмень насчитали 47. Некоторые болота и зимой не замерзали, – вспоминал известный российский тележурналист Сергей Фатеев, чьи репортажи про освоение Тюменского Севера вошли в «Золотой фонд» Гостелерадио.

Вот так и строили: здесь болото, там болото, что на юг, что на север. На помощь пришла авиация. Тяжелый транспортный вертолет Ми‑6 советские авиаконструкторы разрабатывали как для военной, так и для гражданской авиации. В то время он только‑-только прошел государственные испытания. В среднем машина поднимала 6 тонн груза. Впервые в советской авиации для перевозки использовали внешнюю подвеску. На счету тюменских вертолетчиков 102 километра трассы Шаим – Тюмень.

Главный редактор газеты «Тюменский курьер» Рафаэль Гольдберг вспоминает, что про героизм тогда никто не говорил: просто были такие замечательные вертолетчики, которые научились летать с трубой.

– Из двух труб варили одну плеть, потом две трубы хватал вертолет и эти 35‑метровые плети развозил по трассе. Я летел на таком вертолете. Когда трубы начинают раскачиваться, бортмеханик стоит и смотрит, как бы не достало до винтов. Помню: одна труба сорвалась, я видел ее на земле, она упала пыром, смялась в гармошку, и сварщики потом хвастались, что ни один шов не порвался. Труба порвалась, а швы не порвались, – рассказывает журналист.

Вертолет стал настоящим спасением для строителей первого трубопровода. По воздуху на трассу завозили буквально все. А как иначе? До ближайшего поселка сотня километров. Жили в палатках, готовили на костре, боролись с комарами, но неуклонно продвигались вперед – шаг за шагом. Погода тоже не баловала.

– Баржа с последней партией труб замерзла на Половинке – это поселочек на реке Конде, и нефтепровод, который обещали сдать в 1965 году, мог быть недостроен, – вспоминает Рафаэль Гольдберг. – Пришли тяжелые вертолеты МИ‑6, которые перетаскали трубы с баржи в место с привлекательным названием «Запор». Там из трех труб варили одну плеть.

Красный стык – последний шов на трассе Шаим – Тюмень – сварили в ноябре 1965 года. Сварщики Юрий Беляев и Валерий Каленов сутки стояли у трубы по колено в холодной жиже. И вот – отлетают последние искры… Девушки в нарядных платьях прямо в траншею приносят шампанское: нефтепровод Шаим – Тюмень построен в рекордные сроки, на полгода раньше намеченной даты.

21 декабря 1965 года шаимская нефть пришла в Тюмень по первому за Уралом трубопроводу.

Более полувека назад в Тюменской области был запущен нефтепровод Тюмень – Шаим. На тот момент самый северный в мире. В советской прессе 60‑х годов эту стройку называли «трассой мужества». Журналисты тех лет сохранили для нас бесценные свидетельства силы воли и духа первопроходцев.

Сегодня территория Западной Сибири опутана нефтепроводами. Выстроена целая система транспортировки нефти, которую часто сравнивают с кровеносной системой, питающей не только экономику нашей страны, но и Европу, и Азию. А «родоначальником» всего этого стал трубопровод Шаим – Тюмень.

Если мы посмотрим на карту, то увидим, что Шаим расположен в Кондинском районе ХМАО-Югры. Когда весной летишь на вертолете над этим краем, то тщетно ищешь глазами землю – одни разливы рек и озер, вода до горизонта. Кажется, нет сюда иного пути: либо по воздуху, либо по воде.

Вот и шаимскую нефть сначала возили по рекам: грузили на баржи, которые неторопливо ползли по Конде к Иртышу и дальше, на юг области. Невыгодная получалась логистика: мало судов, ограничен срок навигации. Шаим мог давать стране много нефти, да вывезти ее было невозможно. Строительство трубопровода было самым логичным решением.

– Начали строить сразу с севера и с юга – от села Ембаево. Проложить первый в Тюменской области нефтепровод нужно было всего за полтора года. А лучше – досрочно. Но первые два месяца стройка стояла – весной 1964 года в Сибири случился небывалый разлив рек. А только крупных переходов через воду или топь на трассе Шаим – Тюмень насчитали 47. Некоторые болота и зимой не замерзали, – вспоминал известный российский тележурналист Сергей Фатеев, чьи репортажи про освоение Тюменского Севера вошли в «Золотой фонд» Гостелерадио.

Вот так и строили: здесь болото, там болото, что на юг, что на север. На помощь пришла авиация. Тяжелый транспортный вертолет Ми‑6 советские авиаконструкторы разрабатывали как для военной, так и для гражданской авиации. В то время он только‑-только прошел государственные испытания. В среднем машина поднимала 6 тонн груза. Впервые в советской авиации для перевозки использовали внешнюю подвеску. На счету тюменских вертолетчиков 102 километра трассы Шаим – Тюмень.

Главный редактор газеты «Тюменский курьер» Рафаэль Гольдберг вспоминает, что про героизм тогда никто не говорил: просто были такие замечательные вертолетчики, которые научились летать с трубой.

– Из двух труб варили одну плеть, потом две трубы хватал вертолет и эти 35‑метровые плети развозил по трассе. Я летел на таком вертолете. Когда трубы начинают раскачиваться, бортмеханик стоит и смотрит, как бы не достало до винтов. Помню: одна труба сорвалась, я видел ее на земле, она упала пыром, смялась в гармошку, и сварщики потом хвастались, что ни один шов не порвался. Труба порвалась, а швы не порвались, – рассказывает журналист.

Вертолет стал настоящим спасением для строителей первого трубопровода. По воздуху на трассу завозили буквально все. А как иначе? До ближайшего поселка сотня километров. Жили в палатках, готовили на костре, боролись с комарами, но неуклонно продвигались вперед – шаг за шагом. Погода тоже не баловала.

– Баржа с последней партией труб замерзла на Половинке – это поселочек на реке Конде, и нефтепровод, который обещали сдать в 1965 году, мог быть недостроен, – вспоминает Рафаэль Гольдберг. – Пришли тяжелые вертолеты МИ‑6, которые перетаскали трубы с баржи в место с привлекательным названием «Запор». Там из трех труб варили одну плеть.

Красный стык – последний шов на трассе Шаим – Тюмень – сварили в ноябре 1965 года. Сварщики Юрий Беляев и Валерий Каленов сутки стояли у трубы по колено в холодной жиже. И вот – отлетают последние искры… Девушки в нарядных платьях прямо в траншею приносят шампанское: нефтепровод Шаим – Тюмень построен в рекордные сроки, на полгода раньше намеченной даты.

21 декабря 1965 года шаимская нефть пришла в Тюмень по первому за Уралом трубопроводу.

Как закаливаются тюменские дети, изучили столичные эксперты

23 ноября

В Тюменской области пройдет показ молодежных короткометражек

23 ноября