Как делали телевидение под партийным надзором
Честное время тюменских журналистов
Молодой коллектив тюменского телевидения был обществом молодых и дерзких единомышленников, не пасующих перед трудностями. Они делали то, что до них в этом городе не делал никто.
Тюмень конца 50-х годов жила предчувствием перемен. Уже на всю страну – да что там, на весь мир – прогремел березовский газовый фонтан, уже нашли шаимскую нефть возле маленького поселка на севере области. Эпоха дышала великими открытиями, и каждому хотелось быть частью общего великого дела. Телевидение давало эту возможность в полной мере.
Время роста
Молодые тележурналисты работали в тяжелейших условиях. Помещения были маленькие, не приспособленные для ведения передач. Аппаратура собрана чуть ли не на коленке, репетиции проходили в коридоре. Но эти трудности только подстегивали, заставляли искать новые пути.
Учились на ходу, на ошибках, выезжали на энтузиазме. Страна смотрела на Тюмень, и тюменские телевизионщики рассказывали о том, как добывают нефть. Но – не из родной студии. Московского вещания в Тюмени не было до середины 60-х годов. Приходилось ездить в столицу: с собой везли тексты к передачам о Тюмени. Заметим, центральное телевидение пришло в область только в 1967 году.
В это же время на студии начинают выпускать киноочерки, которые пользуются таким успехом, что тиражируются по стране. Программа тюменского телевидения получает высокую оценку на фестивале телестудий в Омске. Появляется новая качественная аппаратура.
Строгое око
Вся деятельность телестудии находилась под постоянным партийным контролем. Да, было много разнообразных, талантливых передач, но все они существовали в рамках телевизионного соцреализма. И творить без оглядки на общепринятый стандарт человека-героя тележурналисты не могли.
Как раз в то время ЦК КПСС признает телевидение важным средством коммунистического воспитания народа. Говорить можно, но только о хорошем, положительном, великом.
Благо, для Тюмени это было не очень сложно. Добыча на севере области увеличивалась не по дням, а по часам. Вырастали новые города и поселки в Югре и на Ямале, строилась железная дорога на север.
– Нам не надо было придумывать, о чем рапортовать, – говорит тележурналист, кандидат филологических наук Татьяна Топоркова.
Эфир телевидения того времени – это материалы из северных командировок, грандиозные планы на будущее и не менее грандиозные отчеты о проделанной работе. И даже тут чувствуется партийный подход: например, запрещено печатать титры, говорящие об авторстве программы, видимо, личность телевизионного творца неинтересна соцреализму. А тем временем самим творцам приходилось выполнять план, порой наперекор погоде, расстояниям и дороге.
– Мы делали материалы для программы «Время», – рассказывает журналист, заслуженный работник культуры РСФСР Виктор Горбачев. – Вот соседняя Курганская область: у них план был для центрального телевидения 7 или 8 сюжетов на квартал. А у нас каждую неделю шли 1, 2, 3 материала, причем события происходили где-то там, далеко. Например, Уренгой – тысяча километров от Тюмени. Я должен был на месте наговаривать текст, все паковать, отправлять в Тюмень, а там была договоренность с авиацией: они переправляли все в Москву, пленку встречали.
В эфир нельзя на полку
Творческая свобода журналиста на поле освоения тюменского ТЭКа была строго ограничена. Старший редактор и корреспондент-оператор главной редакции информации для Москвы Тюменского областного телерадиокомитета Иван Трацевский вспоминает:
– Аварии на Тюменском Севере нам было запрещено снимать. Иногда едешь по промыслу: Нижневартовск, черное небо, разлив нефти, что делают – выжигают. Факела никогда не показывали. Мы делали все возможное, чтобы не драматизировать ситуацию.
Журналист рассказывает, что установка была четкой: что бы ты не снимал, помни – ты работаешь на мировое телевидение. Образ СССР должен быть на очень высоком уровне, поэтому нельзя снимать никаких аварий и катастроф.