Тюменские тележурналисты показали всему миру, как осваивались месторождения
Все грандиозно и все по правде
Освоение нефтегазовых сокровищ Западной Сибири повлекло за собой изменения мирового масштаба. Отрасль влияла, влияет и еще долго будет влиять на политику и экономику государства и жизнь простых людей. Хроникеры той великой эпохи – журналисты.
В конце 1950‑х годов новым средством получения информации стало телевидение. И если в Москве и других крупных городах оно уже было на высоком уровне, то в Тюмени создавалось буквально «на коленке», в порядке эксперимента.
Постановление «Об организации в Тюменской области комитета по радиовещанию и телевидению» было принято Советом Министров РСФСР 20 августа 1958 года. Однако днем рождения тюменского телевидения считают 25 октября 1957 года, когда состоялся первый выход в эфир. А уже после Постановления Совета Министров горком партии выделил студию на четвертом этаже Главпочтамта, где начали делать свое телевидение, местное и интересное.
Для того, чтобы телесигнал дошел до зрителей, во дворе поставили буровую. Тогда нефть искали в самом городе, но не нашли, и буровая пригодилась – сошла за телевышку.
Герои и лица
Реформатором тюменского вещания стал Владимир Костоусов. Он приехал из Свердловска, где уже был мощный телецентр. На первый план в эфирном времени Владимир Порфирьевич выдвинул информационные программы. До этого им уделялось минут пять: перечисляли лишь цифры добычи нефти и газа да рассказывали о местных происшествиях.
С 1963 года на тюменском ТВ начал трудиться Виктор Горбачев: журналист, заслуженный работник культуры РСФСР. Его карьерный взлет был стремительным: работал редактором молодежной программы, главным редактором просветительских программ, председателем телерадио-комитета.
Горбачев приехал в Сибирь из Казахстана. Сама Тюмень, по его словам, представляла тогда собой маленький захолустный городишко с населением в 100 тысяч жителей. Но народ ехал сюда со всей страны. Бытовые неудобства никого не смущали, в городе царила атмосфера романтики и предвкушения открытий.
Известное каждому тюменцу здание телецентра на Пермякова построили в 1965 году. Дорога к нему была проложена по болоту. Однажды сняться в телепередаче пригласили председателя горисполкома Тюмени Виталия Зайченко. Он появился в студии по пояс в грязи. Оказалось, вышел из машины и провалился в яму. После этого казуса пообещал журналистам сделать основательную дорогу к телецентру.
Путем большой нефти
Крупнейшее месторождение нефти в мире – Самотлорское – было открыто в 1965 году. Его уникальность не только в объемах запасов, но и в том, что над ним – озеро. Как только геологи разбудили Самотлор, стало понятно, что Тюмень, Западная Сибирь – это не просто нефть, а большая нефть.
– До 100 дней в году проводил в командировках на Севере. Делали свое дело, несмотря ни на что. Работали в новом, неосвоенном, не обеспеченном ничем пространстве: ни нормальной связью, ни дорогами. И тогда все это осваивалось одновременно, потому что стране были нужны нефть и газ, которые находились на начале трубы, – вспоминает заслуженный журналист России Рафаэль Гольдберг.
С учетом этих обстоятельств каждый день тюменского тележурналиста был маленьким подвигом. Но иначе не могли. Стране нужно было много черного и голубого золота, а значит, главной темой была добыча. Вся огромная страна смотрела, как работают на промыслах и преодолевают непреодолимое. Это были уже не просто новости, а новый политический вес государства, нарастающий с каждой тонной нефти и кубометром газа.
Журналисты шли за нефтяниками след в след. Герои их кинолент напрочь лишены позерства и чувства собственной важности. Они говорят простым языком и о трудностях, и о своих семьях, о детях и нелегком труде. Фильмы «Малая земля» – о буровиках, «Эхо земли» – о сейсморазведчиках вошли в «Золотой фонд» телевидения. Позже многим журналистам, запечатлевшим великую эпоху, присвоили звание почетных нефтяников и почетных строителей: они внесли огромный вклад в дело освоения большой нефти и по праву гордятся этим.