Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Главный детский невролог региона поделилась своим видением профессии

По ее мнению, будущее неврологии за генетикой

Слушать новость
Главный детский невролог региона поделилась своим видением профессии. По ее мнению, будущее неврологии за генетикой.

Елена Левитина – доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, профессор, главный детский невролог региона – ее званий и регалий не перечесть. Всю профессиональную жизнь она посвятила лечению детей. Помогать малышам и их семьям – миссия, с которой Елена Владиславовна мужественно справляется. Ее имя родители зачастую передают друг другу как последнюю надежду.

В ноябре легендарному детскому доктору исполняется 70 лет. Оставить работу Елена Владиславовна не планирует, но уже подготовила себе достойную смену. В интервью корреспонденту «Тюменской области сегодня» врач рассказала о неврологической службе региона и ее будущем.

– Елена Владиславовна, что это за специальность – детский невролог? Какие задачи он решает?

– В основе специальности – проблемы заболеваний нервной системы у детей. Раньше этого узкого специалиста называли психоневрологом. Сейчас сферы деятельности неврологов, психиатров и психологов разделили, но это смежные области. Часто родители опасаются идти к психиатрам, им легче обратиться к неврологу. Но если невролог увидит у ребенка нарушения психической сферы, то может перенаправить к психиатру, а в случаях расстройств в поведенческой, социальной или семейной сфере – к психологу.

– Вы согласны с выражением, что все болезни от нервов?

– Это обывательская точка зрения, тем не менее, во многом, верная. Стресс, невроз – это факторы, запускающие или усугубляющие психосоматические проблемы.

– С какими жалобами к вам обращаются родители деток?

– Все зависит от возраста. Если ребенок до года, то тревожит, что он плохо удерживает головку, плохо спит, часто срыгивает. Или малыш не гулит, не переворачивается, не сидит. С года до трех лет родителей беспокоят нарушения речи, формирование неправильной походки, синдром гиперактивности и дефицита внимания. У дошкольников или младших школьников могут появиться тики, заикания, энурез. Неврологи занимаются и тяжелыми патологиями: ДЦП, эпилепсией, дегенеративными, нервно-мышечными заболеваниями. Такие диагнозы, как ДЦП, важно поставить в раннем возрасте, до двух лет жизни ребенка.

– Какое лечение назначают неврологи?

– К каждому ребенку – персонифицированный подход. Если случай не тяжелый, начинаем с немедикаментозных методов. Подключаем физических терапевтов, которые обучают лечебной физкультуре. Назначаем массажи, физиолечение, водные, тепловые процедуры: парафин, горячие укутывания, занятия с логопедом, телесную терапию – все эти методы щадящие и эффективные. Если их окажется недостаточно, подключаем лекарственные препараты. Их, кстати, немного. В нашем регионе отличные реабилитационные ресурсы. Есть возможность оперативного лечения в федеральном центре нейрохирургии.

– Какую терапию, по вашим наблюдениям, чаще одобряют родители?

– Родители разные. Кто-то ждет волшебную таблетку. Если ребенок плохо спит, то рекомендую всей семье изменить образ жизни: скрупулезно придерживаться режима дня, выполнять рекомендации по питанию, много гулять с малышом, убрать стрессовые моменты. Это сложно, и проще бы решить проблему лекарством. Но для детей безопасных лекарств просто нет. И бывает, что родители уходят с приема неудовлетворенные, считая, что за такими советами можно было и не приходить. Другие, наоборот, стараются избежать любых медикаментов, переживают за их побочные эффекты, изучают инструкции, много знают о болезни. Меня всегда радует осведомленность и заинтересованность родителей, но порой приходится убеждать их в том, что знаний из интернета недостаточно. Чтобы делать выводы, необходимо еще иметь медицинское образование и опыт. В итоге именно союз врача, родителей и пациента делает помощь максимально эффективной.

– У вас огромный опыт. Неврологические заболевания со временем изменились?

– Стало много детей с нарушениями речи. Не все понимают, почему так происходит. Во многом это от того, что родители мало разговаривают с детьми, мало им читают, не просят пересказывать сказки. Для формирования чистой речи необходимо видеть артикуляцию мамы. Как она открывает рот, как произносит звуки. Разговаривать с малышом нужно постоянно и не монотонно и формально, а с артистизмом. Увлекать ребенка эмоциями, чтобы ему захотелось повторять. При этом взрослым во время занятий нужно убирать смартфон, а не поглядывать на него каждую секунду.

К сожалению, так не происходит, поэтому современные дети растут ориентированными на зрительный ряд. Когда становятся старше, тоже мало разговаривают: и со взрослыми, и со сверстниками. Общаются в мессенджерах. В основном не говорят, а переписываются, а мир видят не реальными живыми образами, а картинками. Для развития ребенка это плохо. Поэтому главный совет родителям: разговаривайте с детьми, рассказывайте им сказки и не замещайте их мультфильмами или игровыми приставками.

Хорошо, если ребенок постарше посещает дополнительные занятия, общается с разными людьми. Если же нет, то его жизнь погружается в виртуальный малоинтересный мир, который не развивает.

– Здоровому ребенку нужен врач-невролог?

– Непременно! В идеале каждый ребенок должен быть осмотрен неврологом до трех месяцев. Врач оценит, нормально ли малыш развивается. Спросит, какой у него сон, как прибавляет в весе, оценит рост головы. Родитель может не замечать нездоровье, а врач увидит обязательно. Бывает, что у ребенка пару раз болела голова, и мама подумала, что все прошло само собой. А врач при обращении понимает, что не прошло. Отправляет на обследование и обнаруживается, к примеру, аневризма сосудов головного мозга. Поэтому при жалобах на боли, при беспокойном сне, тиках, неврозах посетить невролога нужно обязательно, а если ничто не беспокоит, то приходить на профилактические осмотры. Самые важные из них – до года, в среднем дошкольном возрасте и перед поступлением в первый класс.

– Существует ли профилактика неврологических заболеваний?

– Да. Чтобы родить здорового ребенка, нужно подготовиться к зачатию: сначала поправить здоровье будущих родителей, исключая таким образом проблемы во время беременности. Женщинам как можно раньше нужно встать на учет по беременности и наблюдаться у гинеколога. И как бы банально это ни звучало – важно вести здоровый образ жизни. Правильное питание, физическая нагрузка, соблюдение режима дня дают превосходный результат.

Всем новорожденным в роддоме проводят неонатальный скрининг, берут кровь из пяточки. Раньше смотрели предрасположенность к пяти, а сейчас к 24-36 патологиям. И если ребенок чем-то болен, ему сразу же подбирают лечение.

– Елена Владиславовна, в чем будущее неврологии?

– На мой взгляд, есть три важных момента. Во-первых, неврологам необходимо дополнительное образование по психологии или психотерапии. Без этих знаний помогать современным детям и взрослым становится трудно. Во-вторых, в век нейровизуализации невролог должен научиться читать снимки МРТ, КТ и других исследований, визуально представлять, как устроен мозг и какие в нем происходят процессы и изменения. В-третьих, необходимо изучать генетику. Сочетание неврологии и генетики позволяет ставить точные диагнозы и дает хорошие результаты при использовании генной терапии. Говоря простым языком, если у пациента обнаруживается деформированный ген, то при введении «правильного» этот недостаток компенсируется и болезнь отступает.

– Неврологические заболевания передаются по наследству?

– Да, и список таких патологий довольно обширен. В последние годы неврологи часто обращаются к генетикам. Генетические исследования помогают лечить болезни, дают прогнозы, рассчитывают риски рождения больного ребенка. Некоторые диагнозы, например, в разряде нервно-мышечных болезней, невозможно поставить без генетической экспертизы. Другое дело, что пока эти методы не покрываются системой ОМС и при этом довольно дорогостоящи.

– Как стать высококлассным неврологом?

– Нужно учиться всегда, каждый день. Моему мужу кажется, что я уже все знаю. Он удивляется: ну сколько можно читать профессиональную литературу? А на самом деле, чем больше я изучаю, тем больше нового узнаю. Все меняется, и нужно постоянно интересоваться современными исследованиями, думать, как их можно соотнести с проблемами своих пациентов. Еще нужна высокая работоспособность и стремление помочь человеку. Без эмпатии к пациентам в профессии делать нечего.

– Как проходит ваш профессиональный день?

– Занятия со студентами в университете – ежедневно. В больнице стационар на 20 коек: обходы, консультирование, консилиумы по сложным случаям. Раз в неделю детский неврологический прием в Кардиологическом центре. Помимо этого много научно-образовательной работы: написание научных статей, составление образовательных, лечебных программ. Два года назад я в четыре раза сократила количество консультативных приемов, нагрузка была слишком высокой.

– Что помогает восстанавливать ресурсы?

– За моей спиной всегда была крепкая семья. Любящий муж, двое детей и пятеро внуков – мой тыл, который держит на плаву. Мне с ними интересно. Кроме того, я работаю со студентами, молодыми врачами. У них другой эмоциональный уровень, общение заряжает энергией. У меня большой мир увлечений: люблю рисовать и музицировать. Меня поддерживают физические нагрузки: ежедневная утренняя зарядка, вечерняя прогулка с мужем по парку, плавание. Радуют встречи с друзьями и коллегами.

  • Фото Сергея Куликова
    Фото Сергея Куликова
  • Фото Сергея Куликова
    Фото Сергея Куликова
  • Фото Сергея Куликова
    Фото Сергея Куликова
  • Фото Сергея Куликова
    Фото Сергея Куликова
  • Фото Сергея Куликова
    Фото Сергея Куликова
  • Фото Сергея Куликова
    Фото Сергея Куликова
  • 

    Фото Сергея Куликова

    Елена Левитина – доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, профессор, главный детский невролог региона – ее званий и регалий не перечесть. Всю профессиональную жизнь она посвятила лечению детей. Помогать малышам и их семьям – миссия, с которой Елена Владиславовна мужественно справляется. Ее имя родители зачастую передают друг другу как последнюю надежду.

    В ноябре легендарному детскому доктору исполняется 70 лет. Оставить работу Елена Владиславовна не планирует, но уже подготовила себе достойную смену. В интервью корреспонденту «Тюменской области сегодня» врач рассказала о неврологической службе региона и ее будущем.

    – Елена Владиславовна, что это за специальность – детский невролог? Какие задачи он решает?

    – В основе специальности – проблемы заболеваний нервной системы у детей. Раньше этого узкого специалиста называли психоневрологом. Сейчас сферы деятельности неврологов, психиатров и психологов разделили, но это смежные области. Часто родители опасаются идти к психиатрам, им легче обратиться к неврологу. Но если невролог увидит у ребенка нарушения психической сферы, то может перенаправить к психиатру, а в случаях расстройств в поведенческой, социальной или семейной сфере – к психологу.

    – Вы согласны с выражением, что все болезни от нервов?

    – Это обывательская точка зрения, тем не менее, во многом, верная. Стресс, невроз – это факторы, запускающие или усугубляющие психосоматические проблемы.

    – С какими жалобами к вам обращаются родители деток?

    – Все зависит от возраста. Если ребенок до года, то тревожит, что он плохо удерживает головку, плохо спит, часто срыгивает. Или малыш не гулит, не переворачивается, не сидит. С года до трех лет родителей беспокоят нарушения речи, формирование неправильной походки, синдром гиперактивности и дефицита внимания. У дошкольников или младших школьников могут появиться тики, заикания, энурез. Неврологи занимаются и тяжелыми патологиями: ДЦП, эпилепсией, дегенеративными, нервно-мышечными заболеваниями. Такие диагнозы, как ДЦП, важно поставить в раннем возрасте, до двух лет жизни ребенка.

    – Какое лечение назначают неврологи?

    – К каждому ребенку – персонифицированный подход. Если случай не тяжелый, начинаем с немедикаментозных методов. Подключаем физических терапевтов, которые обучают лечебной физкультуре. Назначаем массажи, физиолечение, водные, тепловые процедуры: парафин, горячие укутывания, занятия с логопедом, телесную терапию – все эти методы щадящие и эффективные. Если их окажется недостаточно, подключаем лекарственные препараты. Их, кстати, немного. В нашем регионе отличные реабилитационные ресурсы. Есть возможность оперативного лечения в федеральном центре нейрохирургии.

    – Какую терапию, по вашим наблюдениям, чаще одобряют родители?

    – Родители разные. Кто-то ждет волшебную таблетку. Если ребенок плохо спит, то рекомендую всей семье изменить образ жизни: скрупулезно придерживаться режима дня, выполнять рекомендации по питанию, много гулять с малышом, убрать стрессовые моменты. Это сложно, и проще бы решить проблему лекарством. Но для детей безопасных лекарств просто нет. И бывает, что родители уходят с приема неудовлетворенные, считая, что за такими советами можно было и не приходить. Другие, наоборот, стараются избежать любых медикаментов, переживают за их побочные эффекты, изучают инструкции, много знают о болезни. Меня всегда радует осведомленность и заинтересованность родителей, но порой приходится убеждать их в том, что знаний из интернета недостаточно. Чтобы делать выводы, необходимо еще иметь медицинское образование и опыт. В итоге именно союз врача, родителей и пациента делает помощь максимально эффективной.

    – У вас огромный опыт. Неврологические заболевания со временем изменились?

    – Стало много детей с нарушениями речи. Не все понимают, почему так происходит. Во многом это от того, что родители мало разговаривают с детьми, мало им читают, не просят пересказывать сказки. Для формирования чистой речи необходимо видеть артикуляцию мамы. Как она открывает рот, как произносит звуки. Разговаривать с малышом нужно постоянно и не монотонно и формально, а с артистизмом. Увлекать ребенка эмоциями, чтобы ему захотелось повторять. При этом взрослым во время занятий нужно убирать смартфон, а не поглядывать на него каждую секунду.

    К сожалению, так не происходит, поэтому современные дети растут ориентированными на зрительный ряд. Когда становятся старше, тоже мало разговаривают: и со взрослыми, и со сверстниками. Общаются в мессенджерах. В основном не говорят, а переписываются, а мир видят не реальными живыми образами, а картинками. Для развития ребенка это плохо. Поэтому главный совет родителям: разговаривайте с детьми, рассказывайте им сказки и не замещайте их мультфильмами или игровыми приставками.

    Хорошо, если ребенок постарше посещает дополнительные занятия, общается с разными людьми. Если же нет, то его жизнь погружается в виртуальный малоинтересный мир, который не развивает.

    – Здоровому ребенку нужен врач-невролог?

    – Непременно! В идеале каждый ребенок должен быть осмотрен неврологом до трех месяцев. Врач оценит, нормально ли малыш развивается. Спросит, какой у него сон, как прибавляет в весе, оценит рост головы. Родитель может не замечать нездоровье, а врач увидит обязательно. Бывает, что у ребенка пару раз болела голова, и мама подумала, что все прошло само собой. А врач при обращении понимает, что не прошло. Отправляет на обследование и обнаруживается, к примеру, аневризма сосудов головного мозга. Поэтому при жалобах на боли, при беспокойном сне, тиках, неврозах посетить невролога нужно обязательно, а если ничто не беспокоит, то приходить на профилактические осмотры. Самые важные из них – до года, в среднем дошкольном возрасте и перед поступлением в первый класс.

    – Существует ли профилактика неврологических заболеваний?

    – Да. Чтобы родить здорового ребенка, нужно подготовиться к зачатию: сначала поправить здоровье будущих родителей, исключая таким образом проблемы во время беременности. Женщинам как можно раньше нужно встать на учет по беременности и наблюдаться у гинеколога. И как бы банально это ни звучало – важно вести здоровый образ жизни. Правильное питание, физическая нагрузка, соблюдение режима дня дают превосходный результат.

    Всем новорожденным в роддоме проводят неонатальный скрининг, берут кровь из пяточки. Раньше смотрели предрасположенность к пяти, а сейчас к 24-36 патологиям. И если ребенок чем-то болен, ему сразу же подбирают лечение.

    – Елена Владиславовна, в чем будущее неврологии?

    – На мой взгляд, есть три важных момента. Во-первых, неврологам необходимо дополнительное образование по психологии или психотерапии. Без этих знаний помогать современным детям и взрослым становится трудно. Во-вторых, в век нейровизуализации невролог должен научиться читать снимки МРТ, КТ и других исследований, визуально представлять, как устроен мозг и какие в нем происходят процессы и изменения. В-третьих, необходимо изучать генетику. Сочетание неврологии и генетики позволяет ставить точные диагнозы и дает хорошие результаты при использовании генной терапии. Говоря простым языком, если у пациента обнаруживается деформированный ген, то при введении «правильного» этот недостаток компенсируется и болезнь отступает.

    – Неврологические заболевания передаются по наследству?

    – Да, и список таких патологий довольно обширен. В последние годы неврологи часто обращаются к генетикам. Генетические исследования помогают лечить болезни, дают прогнозы, рассчитывают риски рождения больного ребенка. Некоторые диагнозы, например, в разряде нервно-мышечных болезней, невозможно поставить без генетической экспертизы. Другое дело, что пока эти методы не покрываются системой ОМС и при этом довольно дорогостоящи.

    – Как стать высококлассным неврологом?

    – Нужно учиться всегда, каждый день. Моему мужу кажется, что я уже все знаю. Он удивляется: ну сколько можно читать профессиональную литературу? А на самом деле, чем больше я изучаю, тем больше нового узнаю. Все меняется, и нужно постоянно интересоваться современными исследованиями, думать, как их можно соотнести с проблемами своих пациентов. Еще нужна высокая работоспособность и стремление помочь человеку. Без эмпатии к пациентам в профессии делать нечего.

    – Как проходит ваш профессиональный день?

    – Занятия со студентами в университете – ежедневно. В больнице стационар на 20 коек: обходы, консультирование, консилиумы по сложным случаям. Раз в неделю детский неврологический прием в Кардиологическом центре. Помимо этого много научно-образовательной работы: написание научных статей, составление образовательных, лечебных программ. Два года назад я в четыре раза сократила количество консультативных приемов, нагрузка была слишком высокой.

    – Что помогает восстанавливать ресурсы?

    – За моей спиной всегда была крепкая семья. Любящий муж, двое детей и пятеро внуков – мой тыл, который держит на плаву. Мне с ними интересно. Кроме того, я работаю со студентами, молодыми врачами. У них другой эмоциональный уровень, общение заряжает энергией. У меня большой мир увлечений: люблю рисовать и музицировать. Меня поддерживают физические нагрузки: ежедневная утренняя зарядка, вечерняя прогулка с мужем по парку, плавание. Радуют встречи с друзьями и коллегами.

    • Фото Сергея Куликова
      Фото Сергея Куликова
    • Фото Сергея Куликова
      Фото Сергея Куликова
    • Фото Сергея Куликова
      Фото Сергея Куликова
    • Фото Сергея Куликова
      Фото Сергея Куликова
    • Фото Сергея Куликова
      Фото Сергея Куликова
    • Фото Сергея Куликова
      Фото Сергея Куликова
    • 

      Какие овощи наиболее полезны в мае

      20 мая

      Врачи в Тобольске спасли жизнь пациенту с инсультом

      19 мая