Главный детский невролог региона поделилась своим видением профессии
По ее мнению, будущее неврологии за генетикой
Елена Левитина – доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, профессор, главный детский невролог региона – ее званий и регалий не перечесть. Всю профессиональную жизнь она посвятила лечению детей. Помогать малышам и их семьям – миссия, с которой Елена Владиславовна мужественно справляется. Ее имя родители зачастую передают друг другу как последнюю надежду.
В ноябре легендарному детскому доктору исполняется 70 лет. Оставить работу Елена Владиславовна не планирует, но уже подготовила себе достойную смену. В интервью корреспонденту «Тюменской области сегодня» врач рассказала о неврологической службе региона и ее будущем.
– Елена Владиславовна, что это за специальность – детский невролог? Какие задачи он решает?
– В основе специальности – проблемы заболеваний нервной системы у детей. Раньше этого узкого специалиста называли психоневрологом. Сейчас сферы деятельности неврологов, психиатров и психологов разделили, но это смежные области. Часто родители опасаются идти к психиатрам, им легче обратиться к неврологу. Но если невролог увидит у ребенка нарушения психической сферы, то может перенаправить к психиатру, а в случаях расстройств в поведенческой, социальной или семейной сфере – к психологу.
– Вы согласны с выражением, что все болезни от нервов?
– Это обывательская точка зрения, тем не менее, во многом, верная. Стресс, невроз – это факторы, запускающие или усугубляющие психосоматические проблемы.
– С какими жалобами к вам обращаются родители деток?
– Все зависит от возраста. Если ребенок до года, то тревожит, что он плохо удерживает головку, плохо спит, часто срыгивает. Или малыш не гулит, не переворачивается, не сидит. С года до трех лет родителей беспокоят нарушения речи, формирование неправильной походки, синдром гиперактивности и дефицита внимания. У дошкольников или младших школьников могут появиться тики, заикания, энурез. Неврологи занимаются и тяжелыми патологиями: ДЦП, эпилепсией, дегенеративными, нервно-мышечными заболеваниями. Такие диагнозы, как ДЦП, важно поставить в раннем возрасте, до двух лет жизни ребенка.
– Какое лечение назначают неврологи?
– К каждому ребенку – персонифицированный подход. Если случай не тяжелый, начинаем с немедикаментозных методов. Подключаем физических терапевтов, которые обучают лечебной физкультуре. Назначаем массажи, физиолечение, водные, тепловые процедуры: парафин, горячие укутывания, занятия с логопедом, телесную терапию – все эти методы щадящие и эффективные. Если их окажется недостаточно, подключаем лекарственные препараты. Их, кстати, немного. В нашем регионе отличные реабилитационные ресурсы. Есть возможность оперативного лечения в федеральном центре нейрохирургии.
– Какую терапию, по вашим наблюдениям, чаще одобряют родители?
– Родители разные. Кто-то ждет волшебную таблетку. Если ребенок плохо спит, то рекомендую всей семье изменить образ жизни: скрупулезно придерживаться режима дня, выполнять рекомендации по питанию, много гулять с малышом, убрать стрессовые моменты. Это сложно, и проще бы решить проблему лекарством. Но для детей безопасных лекарств просто нет. И бывает, что родители уходят с приема неудовлетворенные, считая, что за такими советами можно было и не приходить. Другие, наоборот, стараются избежать любых медикаментов, переживают за их побочные эффекты, изучают инструкции, много знают о болезни. Меня всегда радует осведомленность и заинтересованность родителей, но порой приходится убеждать их в том, что знаний из интернета недостаточно. Чтобы делать выводы, необходимо еще иметь медицинское образование и опыт. В итоге именно союз врача, родителей и пациента делает помощь максимально эффективной.
– У вас огромный опыт. Неврологические заболевания со временем изменились?
– Стало много детей с нарушениями речи. Не все понимают, почему так происходит. Во многом это от того, что родители мало разговаривают с детьми, мало им читают, не просят пересказывать сказки. Для формирования чистой речи необходимо видеть артикуляцию мамы. Как она открывает рот, как произносит звуки. Разговаривать с малышом нужно постоянно и не монотонно и формально, а с артистизмом. Увлекать ребенка эмоциями, чтобы ему захотелось повторять. При этом взрослым во время занятий нужно убирать смартфон, а не поглядывать на него каждую секунду.
К сожалению, так не происходит, поэтому современные дети растут ориентированными на зрительный ряд. Когда становятся старше, тоже мало разговаривают: и со взрослыми, и со сверстниками. Общаются в мессенджерах. В основном не говорят, а переписываются, а мир видят не реальными живыми образами, а картинками. Для развития ребенка это плохо. Поэтому главный совет родителям: разговаривайте с детьми, рассказывайте им сказки и не замещайте их мультфильмами или игровыми приставками.
Хорошо, если ребенок постарше посещает дополнительные занятия, общается с разными людьми. Если же нет, то его жизнь погружается в виртуальный малоинтересный мир, который не развивает.
– Здоровому ребенку нужен врач-невролог?
– Непременно! В идеале каждый ребенок должен быть осмотрен неврологом до трех месяцев. Врач оценит, нормально ли малыш развивается. Спросит, какой у него сон, как прибавляет в весе, оценит рост головы. Родитель может не замечать нездоровье, а врач увидит обязательно. Бывает, что у ребенка пару раз болела голова, и мама подумала, что все прошло само собой. А врач при обращении понимает, что не прошло. Отправляет на обследование и обнаруживается, к примеру, аневризма сосудов головного мозга. Поэтому при жалобах на боли, при беспокойном сне, тиках, неврозах посетить невролога нужно обязательно, а если ничто не беспокоит, то приходить на профилактические осмотры. Самые важные из них – до года, в среднем дошкольном возрасте и перед поступлением в первый класс.
– Существует ли профилактика неврологических заболеваний?
– Да. Чтобы родить здорового ребенка, нужно подготовиться к зачатию: сначала поправить здоровье будущих родителей, исключая таким образом проблемы во время беременности. Женщинам как можно раньше нужно встать на учет по беременности и наблюдаться у гинеколога. И как бы банально это ни звучало – важно вести здоровый образ жизни. Правильное питание, физическая нагрузка, соблюдение режима дня дают превосходный результат.
Всем новорожденным в роддоме проводят неонатальный скрининг, берут кровь из пяточки. Раньше смотрели предрасположенность к пяти, а сейчас к 24-36 патологиям. И если ребенок чем-то болен, ему сразу же подбирают лечение.
– Елена Владиславовна, в чем будущее неврологии?
– На мой взгляд, есть три важных момента. Во-первых, неврологам необходимо дополнительное образование по психологии или психотерапии. Без этих знаний помогать современным детям и взрослым становится трудно. Во-вторых, в век нейровизуализации невролог должен научиться читать снимки МРТ, КТ и других исследований, визуально представлять, как устроен мозг и какие в нем происходят процессы и изменения. В-третьих, необходимо изучать генетику. Сочетание неврологии и генетики позволяет ставить точные диагнозы и дает хорошие результаты при использовании генной терапии. Говоря простым языком, если у пациента обнаруживается деформированный ген, то при введении «правильного» этот недостаток компенсируется и болезнь отступает.
– Неврологические заболевания передаются по наследству?
– Да, и список таких патологий довольно обширен. В последние годы неврологи часто обращаются к генетикам. Генетические исследования помогают лечить болезни, дают прогнозы, рассчитывают риски рождения больного ребенка. Некоторые диагнозы, например, в разряде нервно-мышечных болезней, невозможно поставить без генетической экспертизы. Другое дело, что пока эти методы не покрываются системой ОМС и при этом довольно дорогостоящи.
– Как стать высококлассным неврологом?
– Нужно учиться всегда, каждый день. Моему мужу кажется, что я уже все знаю. Он удивляется: ну сколько можно читать профессиональную литературу? А на самом деле, чем больше я изучаю, тем больше нового узнаю. Все меняется, и нужно постоянно интересоваться современными исследованиями, думать, как их можно соотнести с проблемами своих пациентов. Еще нужна высокая работоспособность и стремление помочь человеку. Без эмпатии к пациентам в профессии делать нечего.
– Как проходит ваш профессиональный день?
– Занятия со студентами в университете – ежедневно. В больнице стационар на 20 коек: обходы, консультирование, консилиумы по сложным случаям. Раз в неделю детский неврологический прием в Кардиологическом центре. Помимо этого много научно-образовательной работы: написание научных статей, составление образовательных, лечебных программ. Два года назад я в четыре раза сократила количество консультативных приемов, нагрузка была слишком высокой.
– Что помогает восстанавливать ресурсы?
– За моей спиной всегда была крепкая семья. Любящий муж, двое детей и пятеро внуков – мой тыл, который держит на плаву. Мне с ними интересно. Кроме того, я работаю со студентами, молодыми врачами. У них другой эмоциональный уровень, общение заряжает энергией. У меня большой мир увлечений: люблю рисовать и музицировать. Меня поддерживают физические нагрузки: ежедневная утренняя зарядка, вечерняя прогулка с мужем по парку, плавание. Радуют встречи с друзьями и коллегами.