Крупнейшее тюменское предприятие «Автоград» отметило 30-летие
Президент ГК «Автоград» Алексей Салмин рассказал об истории создания компании
В клубе «От первого лица» редакции газеты «Тюменская область сегодня» состоялась встреча с создателем крупнейшей тюменской компании «Автоград», ярким общественным деятелем, депутатом Тюменской областной Думы Алексеем Салминым. Беседу вели Сергей Козлов и Юлия Репина.
26 октября компания отметила своё 30-летие в ДК «Нефтяник» поздравлениями, награждениями, концертом. Сегодня в «Автограде» работает более 800 человек, и вряд ли найдётся в городе и области человек, который если и не покупал или ремонтировал там автомобиль, то хотя бы просто не знает об этом крупном предприятии. Хотя и Алексея Салмина многие знают даже больше, чем предпринимателя, именно как общественного деятеля, а теперь уже и автора книги о закаливании.
– А ведь когда-то всё начиналось с перегона машин. В 90-е это было опасное, во всех смыслах, занятие даже для демобилизованного офицера Советской Армии. Как всё начиналось? – задаем мы первым вопрос гостю.
– Перегоны начались немного позже, в 1994 году... А в 1993 году мы открыли первый шиномонтаж, первый сервис, совершали первые ошибки… – улыбается Алексей Павлович, – А перегон автомобилей начался, когда мы подписали договор с Горьковским автомобильным заводом, и это было действительно дело не простое. Я несколько раз сам садился за руль на перегоне, потому что нужно самому прочувствовать, что это такое. Какие были трудности? Отсутствие какой-либо инфраструктуры вдоль трассы в то время. Остановиться отдохнуть, переночевать негде. Качество машин – это второе. Из 70-ти машин, которых перегоняли, одна, как правило, ломалась. А СТО вдоль трасс тоже нет. Третье: в то время процветал бандитизм на дорогах, и это тоже вызывало напряжение. Разрабатывали обходные пути мимо «кордонов»… И хотелось бы сказать особо о тех ребятах, которые были способны принять такие вызовы, которые делали эту работу… Интересный момент, у нас в разных направлениях работали водители – и приемщиками, и кладовщиками, и механиками, и они порой приходили ко мне и говорили: Палыч, дай я съезжу… «Что такое?», спрашивал я. «Да устали здесь сидеть». Трасса зовёт водителя, бодрит, это надо понимать. И четвертый момент трудностей – это очень плохие дороги. Особенно – зимой. Долгое движение по трассе – это такая яркая, активная форма отдыха. Ты не можешь глубоко думать ни о чем, если ты следишь за дорогой. А трасса требует внимания. Я сам однажды чуть не попал в аварию, когда пытался за рулем учить английский язык…
– А кто-то из тех, кто тогда начинал, сегодня трудятся в компании?
– Да, и сегодня эти люди будут на празднике.
– И чем сегодня «Автоград» структурно отличается от множества подобных компаний?
– Сегодня «Автоград» - это место на карте не только города Тюмени, но и всей Тюменской области. Это локация, место, где живут автомобили. И это удобно и ярко, так скажем, без ложной скромности. И в 93-м году об этом даже и не мечталось, но мысли о развитии и доминировании уже были. Я всегда стремился к объемам. Есть закон рынка: чем отличается лидер от ближайшего конкурента. Это, как правило, в два раза больший объем. Сегодня мы контролируем 25-27% на нашем рынке, были времена и 30%, и в компании работало более 1000 человек. Да, сегодня рынок упал, но мы его снова поднимаем. И, конечно, тут всё решают кадры. Когда мы начинали, пришло первое понимание, что именно кадров на рынке нет. Многих приходилось учить, оплачивать обучение. К тому же работать приходилось в те времена с крайне коррумпированными структурами типа Автоваза. В советское время без ящика коньяка в багажнике там на ремонт не встанешь. Потому – либо к «дяде Васе» в частный гараж, либо в таксопарк. Так что эту инфраструктуру приходилось создавать заново. Многие не понимали, что авторитэйл – это целая отрасль. Мне помогла книга Ли Якокка «Карьера менеджера», она меня перевернула. Именно она привела меня в автомобильный бизнес.
– Алексей Павлович, автомобили прочно ассоциируются с мужчинами, в компании 800 человек, а какое место в коллективе занимают женщины?
– Да, «Автоград» - это мужская компания, но мы не лишены этого приятного явления – женщин в коллективе, – улыбается Салмин. – Понятно, что это бухгалтерия, понятно, что это финансовый блок, это всё, что связано со страхованием, да, собственно, и кадровая служба, ресепшн, колл-центр, часть рекламы и маркетологов, но есть девушки – замечательные продавцы, не уступают парням…
– Надо же обладать базой знаний, чтобы продать автомобиль…
– Самое главное – это желание!
– Сегодня, когда с нашего рынка в ущерб себе ушли те, кого мы считали звездами на небе и трассе, они полагали, что мы без них не проживем, забывая, что умеем ездить на «буханках» и «зубилах», но «свято место пусто» не бывает. На их место пришли вполне себе мощные китайские производители, и сегодня они широко представлены в «Автограде».
– Начнем с того, что официально ушел всего один бренд – «Рено». Все остальные не ушли. Они в таком полу-коматозном состоянии находятся. Они сократили максимально офисы, но эти офисы все равно совершают какие-то операции… Но да – они наполовину потеряли наш рынок. Понятно, что, когда «премиальная линейка» захочет вернуться, привязанность наших автолюбителей к этим брендам сработает – они тоже вернутся к ним. Пор ту же «Вольво»… Мало, кто знает, что «Вольво» уже принадлежит китайцам, и у нас стоит тот же «Gelly», это, по сути, «Volvo»… Китайский рынок огромен. Там около восьмидесяти брендов, и мы сами порой в них путаемся, хотя есть абсолютные лидеры. И они все рвутся. Скорость изменений на рынке Китая, в их культуре производства – она сумасшедшая. А на протяжении последних 10 лет они являются безусловными лидерами в производстве электромобилей в мире.
– «Автоград» уже завозит?
– Да, мы уже завозим. И эта отрасль автомобилестроения будет вживаться в наше пространство постепенно, но уверенно. Так же, как было когда-то недоверие к первым дизельным легковым машинам… А для Китая – это вообще государственная программа. Густонаселенность заставляет Китай, по понятным причинам загрязненности атмосферы, думать именно об электромобилях и всей инфраструктуре с ними связанной.
– У нас вопрос от прекрасной блондинки за рулем: а какие автомобили китайского производства вы посоветуете именно для женщин?
– Все!
– Правда?
– Все. Это на любителя, потому что мы видим сегодня тенденцию, если возможность позволяет, женщина садится и за руль огромного внедорожника и чувствует себя при этом уверенно и прекрасно.
– А мы в заключении хотели бы поговорить о второй ипостаси Алексея Салмина – общественной деятельности. Тут и моржевание, и многодетные матери, и движение отцов… Совершенно недавно состоялся форум «Отцы России»…
– Я со всех колоколен часто повторяю, это касается попытки изменить немного общественное сознание, мировоззрение на роль отцовства и материнства. Одна из многодетных матерей призналась мне, что в соцсетях их «хейтят», пишут злобные комментарии. Чуть ли не бракованными людьми считают. А источником такого отношения в общественном сознании является, как ни странно, власть, которая, с другой стороны, борется за демографию… У нас больше 30 000 многодетных семей, но только 500 состоят на учете в органах соцопеки. Но эти 500 создают настолько негативный образ, что власть уже говорит, что многодетные – это все… И этот сигнал транслируется на всех остальных. Но он не соответствует реальности. Большинство многодетных семей – это и предприниматели, и общественные деятели, и сами госслужащие. И наш проект как раз призван изменить эту ситуацию…
По отцам… Мы еще в начале этапа. У нас на форуме присутствовал Андрей Юрьевич Кочнев, который представляет движение отцов на федеральном уровне, очень большой подвижник. Форум проходил третий раз. Первый был учредительный. В прошлом году мы тоже проводили второй форум в музейном комплексе имени Словцова. Тоже было много людей, половина приехали с муниципалитетов, что очень важно именно для живой работы. Движение растет, прибывает, понятно, что еще не стандартизировано, понятно, что отрабатывается круг задач и пути их решения, то есть – работа идёт. И главное – многие хотят учиться, слушать наших лекторов. Мужчин не хватает в воспитании, мужчин-учителей не хватает в школе. Главная цель – максимальное вовлечение отцов в воспитание детей, подрастающего поколения в целом.
– И заключительный вопрос. Мы знаем, что Алексей Павлович один из немногих руководителей, который не говорит, что ему некогда читать. Что сейчас читает Алексей Салмин?
– Сейчас читаю книгу легендарного человека Бориса Евсеевича Чертока «Люди и ракеты» о создании ракетной отрасли в СССР. И перемежаю это с чтением книги Сергея Козлова «Романовы: преданность и предательство».
– Спасибо за время, за ответы, поздравляем работников «Автограда» с тридцатилетием, а наш эфир можно посмотреть на наших площадках: