Валерий Фальков принял участие в национальном форуме преподавателей истории в Тобольске
Уже есть планы на третий сезон этой работы
В Тобольске состоялся Второй национальный форум преподавателей истории. В рамках этой большой работы прошло пленарное заседание и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Министерстве науки и высшего образования.
Участники обсудили методическое обеспечение преподавания истории в высшей школе, поговорили о национальной электронной библиотечной системе по истории и подробно разобрали тему перспектив развития исторической науки.
Открыл мероприятие ректор Тюменского государственного университета Иван Романчук. Он поблагодарил организаторов мероприятия, Министерство науки и высшего образования, а также главу региона и всех участников-преподавателей за проведение этого форума и выразил желание, чтобы второй форум был не финальным, а стал доброй традицией.
Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин посредством видеосообщения поблагодарил Александра Моора за поддержку Второго национального форума преподавателей истории и подчеркнул, что в этом году во всех вузах страны стартовал расширенный и обновленный курс истории России для студентов неисторических специальностей. А на площадке Института российской истории Российской академии наук началась работа над новым учебником по истории России для высшей школы.
– Это будет учебник с единым содержательным ядром, но при этом в шести разных вариантах в зависимости от отрасли подготовки студентов. Если новые учебники хорошо себя зарекомендуют, опыт их подготовки вполне может быть применим и к совершенствованию школьной линейки учебной литературы, – сказал он.
Учиться по новым учебникам студенты должны начать уже в следующем учебном году.
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков сообщил, что в прошлом году на форуме в Тобольске широко обсуждалась необходимость комплексного обновления «Истории России» для неисторических направлений подготовки.
– Речь шла о том, чтобы этот курс преподавался в объеме не менее 144 академических часов в формате очного общения преподавателей и студентов. В сентябре курс стартовал во всех вузах страны и принципиально важно, чтобы он читался именно так, как был задуман – с упором на контактную работу, с как можно большим объемом живого личного общения преподавателя со студентами, с грамотным балансом лекционных и семинарских занятий, с привлечением молодых талантливых преподавателей, – сообщил министр.
Также Валерий Фальков вручил Благодарственные письма.
Глава региона Александр Моор тоже вспомнил об опыте проведения форума в прошлом году и предложил продолжить такой формат работы.
– На прошлой встрече активно обсуждался проект концепции преподавания истории России для неисторических направлений подготовки в высшей школе. Для нас отрадно, что это обсуждение было максимально практически полезным, поскольку после этого впоследствии эта концепция была утверждена. В Тюменской области историческое образование занимает очень важное место в системе высшего образования. За последние три года количество бюджетных мест на подготовку учителей истории выросло в полтора раза, а на подготовку профессиональных историков более чем в три раза. И все это, конечно, говорит о стремлении молодых людей знать историю нашей родины, – сообщил губернатор.
Он предложил организовать в 2024 году отдельную молодежную секцию в рамках форума, чтобы развивать это направление далее. На федеральном уровне существует Молодежный клуб Российского исторического общества, регионы тоже будут вовлечены в инициативу. Тем более что идет работа над новым учебником для высшей школы – есть что обсудить. Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков поддержал эту идею.
Председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев обратил внимание на то, что история России как учебная дисциплина имеет определяющее значение для формирования национальной безопасности и воспитания патриотизма.
– Издание единых учебников по истории России ХХ – начала ХХI века вызвало оживленную дискуссию, различного рода критические оценки. Не скрою, что к нам в комитет поступают многочисленные обращения и жалобы на учебники. И я не считаю возможным вступать в эту дискуссию. Предоставляю возможность вам провести это обсуждение, профессиональное, – высказался историк и добавил, что также предлагает для повышения статуса истории в образовательном процессе ввести обязательный экзамен по этому предмету.
Программа форума в целом включала три секции, на которых обсудили такие вопросы, как методическое обеспечение преподавания истории в высшей школе, национальная электронная библиотечная система по истории, деятельность диссертационных советов по историческим специальностям и перспективах развития исторической науки.
– Сам лично услышал от участников форума, что здесь, в Тобольске, они получают особый заряд, эмоциональное и духовное насыщение. Рабочая программа форума очень плотная, но у гостей достаточно времени, чтобы познакомиться с нашим городом, – отозвался о мероприятии в своем телеграм-канале глава Тобольска Максим Афанасьев, который также был на форуме.
Всего форум собрал порядка 150 человек.