Как научить ребенка слышать с первого раза
Психолог обозначила алгоритм действий, который поможет в решении проблемы
Никто не станет спорить, что слушать и слышать – не одно и то же. Между словами существует различие в восприятии и конечном результате. Родителям в воспитательном процессе важно, чтобы ребенок во время разговора включился и правильно отреагировал. Как это сделать, объяснила ведущий психолог регионального центра «Семья» Александра Ставрова.
– Даже элементарное «Убери кружку со стола!» может вызвать затруднения с выполнением. Ведь ответ «Угу!» еще ничего не значит, а кружка останется на месте. Такие родители приходят к психологу с проблемой: мои дети меня не слышат, все пропускают мимо ушей, – рассказала в разговоре с корреспондентом издания «Тюменская область сегодня» эксперт.
Психолог обозначила алгоритм действий, который поможет в решении этой проблемы. Первое, что нужно сделать – попасть в центр внимания. Прикоснитесь или обратитесь к ребенку. Возможно, он увлечен игрой и пропустит вашу речь.
Далее убедитесь, что вас внимательно слушают. Об этом говорит поза ребенка, он непременно развернется телом. В идеале, когда слушающий смотрит в лицо говорящего, контакт глазами – это очень важно. То, что говорится в глаза, очень трудно пропустить мимо ушей. Явный маркер заинтересованности – ребенок не отворачивается, не играет, не отвлекается в данный момент.
Важно использовать короткие предложения, выбирая понятные для данного возраста слова. Говорить нужно продуманно, не спеша, делая паузы. Обязательно должна быть соответствующая интонация, выражение лица. Просьба, похожая на четкую инструкцию, будет выполнена эффективнее. Некоторым родителям стоит потренироваться перед зеркалом.
Нужно убедиться, что ребенок вас действительно услышал. Нелишним будет уточнить: «Что я сейчас сказала?». Навык понимания высказывания очень важен для успешной коммуникации. Нужно научить ребенка задавать вопросы, если он что-то не понял, не расслышал, прослушал, когда был чем-то занят. В этот момент главное – не раздражаться, а переформулировать. Именно поэтому после просьбы делаем паузу, чтобы была возможность переспросить.
Надо понимать, что ребенок, услышав просьбу мамы, сопоставляет ее со своим опытом: «А как было раньше?». Если до этого с реакцией можно было не торопиться, то зачем теперь спешить? И наоборот: если ребенок знает, что, к примеру, убрать кружку со стола – его обязанность, и навык уже закреплен, то даже короткая инструкция «Лиза, кружка!» даст результат.
Поиск основной мысли: что мама хотела своей фразой сказать? Просьбу нужно еще и соотнести с ее интонацией. Если она улыбается, возможно, это шутка, и не стоит серьезно все это воспринимать. Просьба должна совпадать с невербальным посланием (жесты, голос, мимика).
Ребенка с детства нужно научить делать выводы. Психолог подчеркивает: чтобы приучить свое чадо слышать с первого раза, надо говорить один раз и предупреждать о последствиях. К примеру, приглашая к столу, объяснить, что два раза разогревать ужин мама не собирается.
– Родителям надо тренироваться, чтобы контекст и намерения были понятны ребенку. Нельзя забывать и о собственном примере. А как родители слушают ребенка? Развернулись всем телом, спустились на его уровень? Ему легко говорить с вами? Ему не нужно хватать ручками и разворачивать лицо родителя на себя? Тепло и заинтересованно реагируем, не молчим, когда ребенок что-то рассказывает? Проявляем терпимость, не перебиваем? Начните с себя и помните – привычку можно формировать 21 день, а далее закреплять навык, – резюмировала психолог.