Тюменцев приглашают поучиться народной хореографии
В ансамбле народного танца "Субботея" ждут таланты
Два прихлопа, три притопа и пошли вприсядку – такое представление о народном танце складывается у людей, плохо знакомых с хореографическим искусством. Но на деле это далеко не так. Народно-сценический танец использует базу классического балета – вершину хореографии. Менее сложным является спортивно-бальный танец и разные направления современного танца.
Именно поэтому народник может легко исполнить бальную хореографию, но не всегда получится наоборот: необходимы время и усилия, чтобы перестроиться. Народные танцы многообразны, как и культуры народов мира. В них важно все: и движения, и музыка, и костюмы. Задача народных танцев – объединять людей, дарить ощущение причастности к определенным группам. Встав в круг, становишься единым целым с окружающими тебя миром и людьми.
Детских фольклорных коллективов в регионе немало, а ниша для взрослых занята не слишком. Народные хоры есть практически в каждом Дворце культуры, а вот танцевальных ансамблей – крайне мало. В Тюмени самый известный – «Субботея».
Это любительский коллектив с профессиональным подходом. Тут не просто плывут по сцене, помахивая платочками, – к хореографии относятся самым серьезным образом. Именно поэтому «Субботея» – лауреат многих городских, региональных, всероссийских и даже международных конкурсов.
Образовался коллектив в 2019 году во дворце национальных культур «Строитель» под руководством Сергея Змановского. Средний возраст участников ансамбля – 48 лет. Самым молодым участницам – 35 и 38 лет, самой старшей – 65.
– Идея была такая: собрать в коллектив любительского народно-сценического танца взрослых людей, которые когда-то танцевали и знают азы хореографии. Ведь человеку, который занимался танцами, всегда хочется танцевать – душа просит, – рассказывает Сергей Змановский.
Это история и про него самого. Еще ребенком он начал заниматься народным танцем в «Орленке», который впоследствии стал известным на всю страну ансамблем «Зори Тюмени». Протанцевал в нем до окончания школы и поступил в Московский институт культуры. Его специальность – руководитель самодеятельного коллектива и преподаватель народно-сценического танца.
После окончания вуза вернулся в Тюмень и несколько лет работал хореографом в детской школе искусств «Лира». Из-за проблем со здоровьем на долгие 20 лет оставил танцы и даже, как признается, потерял форму. Только в возрасте 45 лет Сергей Змановский вернулся к любимому делу – хореографии.
Заново начал с аргентинского танго. Говорит, что в этом танце как бы ни двигался человек в паре, все будет смотреться хорошо, как будто в такт. Нет заученных комбинаций и готового танца, все время – импровизация. Главное – понимание и чувства партнеров в паре. Ведет мужчина, а задача женщины – отключить голову и чувствовать, куда ее направляет партнер.
По мнению Сергея Александровича, танго – одна из лучших форм семейной терапии.
– Танец – это движение, что хорошо для тела, но помимо движения присутствуют и эмоции. В танго партнерша раскрывается женственной, перестает руководить и начинает следовать за партнером. Вкупе это дает значительный психотерапевтический эффект и помогает формировать семью, в которой мужчина – капитан, – делится хореограф.
После танго была работа хореографом в гимназии № 83, детской школе искусств «Этюд» и президентском кадетском училище. Но народный танец не отпускал, манил.
– До революции искусство на Руси было истинно народным. На массовых гуляниях танцевали, пели, хороводили – каждый участвовал и проживал свои эмоции в общности. В советский период искусство водрузили на сцену. Кто-то выступает, а остальные сидят в зале. Да, зрители в восторге от артистов, но не от себя как такой же творческой личности. Хорошо, что традиции народных гуляний возвращаются, – считает руководитель «Субботеи».
Он вспоминает случай, когда на семейном туристическом сплаве организовал круговую кадриль и курскую «Тимоню». В танец вовлеклись все туристы. И неважно, какого качества был уровень исполнения этого танца. Главное – впечатления, энергетика и блеск глаз.
– Русский народный танец зажигает, потому что генетически заложен в нас. Восточные, европейские танцы интересны, но не всегда близки нам. От них так не распахивается русская душа, не идут ноги в пляс, – уверен Сергей Змановский.
С любовью он говорит о каждом из членов коллектива, а весь ансамбль характеризует как позитивный. Каждая репетиция проходит с юмором. В «Субботее» всего один мужчина, помимо руководителя, – Илья Мартынов. Многодетный отец и большой труженик. Он в ансамбле с самого начала. Пришел из бального направления – не устоял перед эмоциями, которые дарит народный танец.
– Мужчины в коллективе нужны. И хотя нас всего двое, пытаюсь ставить номера так, чтобы эта нехватка не ощущалась. Девочки пляшут, и тут выходим мы. Эх, пошла энергетика, – говорит Сергей Змановский.
О девочках рассказывает так: «Идут с работы на репетицию обесточенные, уставшие. Танцуют два часа и буквально выпархивают из зала. Возвращаются домой полные сил, радостные и счастливые».
Самой старшей участнице «Субботеи», Галине Казариной, 65 лет. Она не только танцует, но и шьет костюмы для выступлений. Ее внучки в восторге от увлечения бабушки и приходят на все концерты. Она воспитывает их личным примером, демонстрируя, насколько можно быть счастливой, когда занимаешься любимым делом.
Самой молодой – Наталье Фирсовой – 35 лет, она настоящая зажигалочка и артистка. Старейшие танцовщицы коллектива – Татьяна Муравьева и Оксана Молодцова. Елена Егорова и Евгения Криводанова работают в детском саду, Анастасия Гололобова учит рисованию в детском центре «Пионер», а Елена Лупикова преподает аудит в ТюмГУ. Недавно коллектив пополнился студенткой Краснодарского института культуры Екатериной Анисимовой. Вообще, в «Субботее» ждут всех, кто желает сохранить культуру народного танца и реализовать свои мечты.
– Танец заряжает, повышает энергетику человека. Именно за этим и приходят танцевать. Творишь, созидаешь, реализуешься, проводишь мастер-классы, заряжаешь других. Получаешь отклик зрителей, аплодисменты, победы в конкурсах и приглашения выступить и понимаешь, что не зря живешь, – облекает в слова идею коллектива Серей Змановский.
Как хореограф он всегда старается ставить сюжетные номера. Рассказанная в танце история вызывает особую эмоцию, запоминается зрителю. Чтобы нащупать актуальные сюжеты, он зорко всматривается в жизнь.
– Однажды в танце описали любовную историю, а после концерта случайно состоялась беседа с маленькой зрительницей, девочкой пяти-шести лет. Она сказала: «Мне все в танце понравилось, все понятно: надо любить только одного». Это значит, что танец ненавязчиво воспитывает и решает нравственные задачи, – делится собеседник.
Его хореографическая мысль работает так: чтобы история стала танцем, сначала придумывается сюжет, он обрамляется в хореографическую постановку, к которой уже подбирается музыкальный материал.
– Композиции с вокалом стараюсь не брать, чтоб не привязываться к тексту песни. Ведь и в танце можно передать все: характер, настроение, движение души человека, самые тонкие настройки, – уверен хореограф.
У него еще много идей, которые хочется воплотить в жизнь. Артисты ждут реставрации Дворца национальных культур «Строитель», который закрыли из-за аварийного состояния. Сергей Змановский отмечает, что еще лет пять назад культура за основу брала западный образец, народному искусству уделялось немного внимания. Преобладали современные направления танцев. Сейчас ценности поменялись и за основу берут фольклор, что не может не радовать.
Добавим, что недавнее достижение «Субботеи» – победа в XIII Международном онлайн-конкурсе хореографического искусства «Собираем таланты», в котором приняли участие полторы тысячи коллективов из 14 стран. «Субботея» признана лауреатом I степени в номинации «Народный танец» за номер «Чибатуха». Гала-концерт конкурса состоится 2-5 ноября в Ханты-Мансийске.