Тюменка Светлана Волкова рассказала о профессии воспитателя
Светлана Игоревна – представитель педагогической династии
Светлана Волкова – молодой педагог детского сада №118 в Тюмени. Здесь она работает второй год, но уже точно уверена: именно воспитательский труд – ее истинное призвание. В группе Светланы Игоревны три десятка трехлеток: кокетливые девчонки с непослушными милыми хвостиками, важные всезнающие мальчуганы. Компания веселая и непосредственная.
Как спокойная, улыбчивая и хрупкая Светлана Игоревна справляется с шустрой ватагой – одной ей известно. Удивительно, но факт: малышня под одобрение своей воспитательницы дружно и послушно собирается на прогулку, проводит время на свежем воздухе, потом моет ручки и розовые пятки, обедает и засыпает так быстро, что в это даже трудно поверить. Дома трехлетка может капризничать и скучать, а в саду на это нет времени: строгий распорядок дня, зарядка, развивающие занятия и интересные игры творят педагогические чудеса.
Ловко справляться с малышами (помимо педагогического образования) Светлане помогает собственный опыт молодой мамы. Ее сыну Владимиру четыре года, и она прекрасно знает психологические особенности возраста.
Больше всего дети в ее группе любят рисовать и лепить, а еще – гулять. Бывает, что делят игрушки и расстраиваются, что не стали первыми в спортивной эстафете. В таком случае нужно мягко и бережно свести конфликт на нет. И тут работающий на сто процентов метод: отвлечение внимания, переключение на другую игру.
– Самое важное в этом возрасте: развитие речи, волевых качеств, познание окружающего мира. Этим и занимаемся с утра до вечера: ненавязчиво, в игровой форме. Если знать психологические особенности детского возраста, то многих проблем и трудностей можно избежать, – уверена педагог.
Любовь к профессии передалась Светлане по наследству.
– И я, и моя мама, и моя родная тетя – педагоги. Все втроем работаем в одном детском саду. А началось все с бабушки. Она трудилась здесь с тех самых пор, как только здание построили. Была кладовщиком, а дочки Лена и Ирина в сад ходили. Выросли и стали педагогами, а за ними и я, – рассказывает о семейной династии Светлана Волкова.
Общий педагогический стаж семьи более полувека: 31 год у воспитателя Елены Леонидовны Поповой, 29 лет – у учителя-логопеда Ирины Леонидовны и пять лет – у самой Светланы Игоревны.
Елена Леонидовна стала первым педагогом в семье.
– В 1979 году родители получили квартиру в 3-м микрорайоне Тюмени, и мы переехали. Так и остались в этой части города. Все здесь сердцу дорого. Район в то время только застраивался: появились и садик, и родная нам школа № 27. Воспитатели и первые учителя послужили мне хорошим примером, хотелось быть на них похожей. После окончания школы поступила в педагогическое училище, и на всю жизнь осталась верна профессии. В детском саду без перерыва работаю уже 25 лет, – говорит Елена Попова.
Сегодня приводят своих детей в сад ее первые выпускники. Это всегда теплые и радостные встречи: с объятиям и улыбками. Среди воспитанников Елены Леонидовны есть ребята, которые оканчивают школу с золотым медалями, поступают на бюджетные места не только в тюменские, но и в столичные вузы.
Ирина Леонидовна Белова рассказывает, что муки выбора профессии обошли ее стороной.
– Передо мной был живой пример: сестра и мама. После колледжа начала работать воспитателем, через несколько лет решила продолжить обучение. Сначала поступила в Ишимский пединститут, потом повышала квалификацию в Тюменском государственном университете. Получила новую специальность – учитель-логопед, – вступает в разговор Ирина Леонидовна.
Она вспоминает, что когда в 2004 году начала работать по специальности, основной речевой проблемой у детей была дислалия. Это дефекты звукопроизношения, которые могут исправиться по мере взросления ребенка и без участия логопеда.
– Потом нарушения речи стали все сложнее: дизартрия, моторная алалия. При таких диагнозах без помощи специалиста уже не обойтись. К сожалению, сегодня практически каждому второму ребенку нужна логопедическая помощь, – считает педагог.
Вот в такой семье, где сердце отдано детям, росла Светлана. Сначала примеряла на себя разные роли: парикмахера, стилиста, дизайнера.
– Когда пришла пора поступать в вуз, все фантазии исчезли. Твердо решила: буду педагогом, это мое. Я ведь все время окружена детьми: во дворе, у мамы в садике, в школе. Сначала стала вожатой: в пришкольных, потом загородных лагерях. Какой из меня парикмахер. Я – педагог! – уверилась Светлана.
В 2018 году она окончила ТюмГУ и получила специальность учитель начальных классов. После вуза год работала в школе, а потом ушла в декретный отпуск – за сыночком.
– После отпуска по уходу за ребенком решила, что лучшее решение – пойти в работать в детский сад. Тут и сын будет рядом, и профессии я не изменяю. И все получилось как нельзя лучше. С детьми я постоянно в движении. Вместе гуляем, играем, ходим на музыкальные и спортивные занятия. В саду приятная, доброжелательная, даже домашняя атмосфера. Особенно для меня: ведь тут и мама, и тетя работают, – улыбается воспитатель.
Как молодому специалисту Светлане Игоревне определили наставника: Светлану Станиславовну Кувычкину. Опытный педагог помогла изучить нормативную базу, составить календарно-тематические планы, научила вести ежедневную документацию. Под ее руководством Светлана участвовала в нескольких городских конкурсах, в одном из них заняла почетное четвертое место.
– Иду на работу с удовольствием. Утром детки в группу бегут, обнимают теплыми ладошками за шею, делятся секретами, смотрят на тебя такими открытыми, чистыми, искренними глазами. В малышах много жизни и любви! Учить их, воспитывать – большое счастье, – признается Светлана.
Она уверена, что сменить место работы ей вряд ли захочется, но сделать в ней перерыв еще на пару декретных отпусков вполне возможно. Дети – это звонкая радость, настоящее и будущее, важнейшая причина, по которой каждое утро хочется просыпаться, жить и творить.