Как вернуть школьнику интерес к учебе
Рекомендации дает психолог центра «Семья» Елена Подгорная
Родители, заметившие у своего ребенка угасший интерес к учебе, должны в первую очередь выяснить причину такой ситуации. Это главный шаг на пути к коррекции мотивации. Как вернуть школьнику стремления к получению знаний, рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» психолог центра «Семья» Елена Подгорная.
Источник равнодушия к учебе
Не готов. Причины того, что ребенок не хочет учиться, могут быть разными. Одна из них, например, он не готов к школьной деятельности, если мы говорим о первокласснике. Ребенок может уметь читать и писать, но ему сложно и не комфортно в школе. Особенно, если до этого он не имел социализации в детском саду. Часто это проявляется в первой четверти.
Не интересно. Для другого ребенка нежелание учиться связано с тем, что ему не интересно, он не получает чего-то, что вдохновляло бы его. А в школу ходит, чтобы, например, пообщаться с друзьями, а вовсе не для получения знаний.
Не получается. Часто интерес к учебе теряется, когда у ребенка что-то не получается. Он не справляется с задачей. Так происходит, если перед ним ставятся определенные ожидания (его личные или навязанные родителями). И тогда он принимает для себя решение: проще ничего не делать, чем соответствовать ожиданиям родителей, делая вид, что это его выбор: не учиться.
Стресс. На желание учиться влияют обстоятельства, которые ребенок воспринимает как сложные. В этом числе и буллинг. С новым учебным годом такой школьник связывает надежды, что ситуация изменилась за каникулы, и интерес к учебе вновь проснется, но как только он понимает, что травля продолжается, он может заявить о своем нежелании посещать школу.
Отношение с учителем тоже может стать причиной негативного восприятия учебы. Иногда ребенку кажется, что учитель его невзлюбил, слишком придирчив или, наоборот, не замечает его. Чувствовать свою значимость всем нужно, а дети бывают разными, некоторые в силу скромности не могут ярко проявлять себя, а другие, наоборот, слишком заметны, но их «достижения» отмечают в негативном ключе.
Кризис. Любые кризисы, которые проживает ребенок, влияют на его успеваемость и на его желание посещать школу. Все потому что школьник считает, что ему не до учебы, важнее другое. Однако и положительные стрессы могут сменить вектор интереса, например, когда речь идет о влюбленности или появлении новой компании. Поскольку в этот период, как считает школьник, ему важнее обрести свою значимость или угодить новой подруге.
Выгорание. Еще одной причиной заявления «не хочу учиться» может стать перенасыщение задач. Такая ситуация может возникнуть во второй половине учебного года. Огромное количество дополнительных образовательных кружков могут негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка, особенно когда все ни связаны с интеллектуальной деятельностью. Важно, чтобы нагрузка соответствовала возрастным нормам. Ему просто физически необходимо восстановление жизненных сил, чтобы восприятие учебы стало позитивным.
Решить проблему
– Нужно не возмущаться, а понять причину потери интереса к учебе и помочь ребенку решить проблему. Если это из-за конфликта, то большая вероятность, что родителям придется вмешиваться, – отмечает психолог. – Если школьник столкнулся с кризисом, то нужно помочь пережить его. Родитель может проявить внимание, слушать, помогать ребенку выражать свои эмоции, позволять ему чувствовать то, что он чувствует, и быть рядом. Возможность выговорится и на кого-то опереться поможет ребенку быстрее справиться, у него будет больше внутренних ресурсов, чтобы справиться с проблемой и не забывать об учебе. Можно определить приоритеты и договориться, что в этот непростой период делать хотя бы что-то важное, чтобы распределить нагрузку.
Какие методы применять
1. Диалог, общение. Нужно понимать, что происходит, чем школьник живет, что для него сейчас важно. Через это общение ненавязчиво без назойливых наставлений можно уже говорить о ценности знаний.
2. Методы, связанные с угрозами, чаще все не очень эффективны – тем более, когда речь идет о физических наказаниях. Ребенок будет находиться в страхе, а результат станет обратным. Энергия, которую он мог бы направить на учебу, блокируется. Качество того, что делается из страха, низкое, поскольку внутренний ресурс расходуется на то, чтобы справиться со стрессом.
3. Запрет на компьютерные игры и просмотр фильмов не всегда работает. Может формироваться внешняя мотивация, а не внутренняя. Кроме того, большая вероятность, что появится сверхценность телефона или игр, если манипулировать тем, что их отберешь. При этом надо пониматься, что такие развлечения должны всегда регламентироваться по времени, дети сами это делать не будут. Они готовы тратить на гаджеты гораздо больше времени, чем позволяется. В связи с этим эффективнее будет не наказывать запретом на игры, а поощрять разрешением на них. Сделал уроки – можно поиграть.
4. Поощрение деньгами работает так же – формируется внешняя мотивация, то есть вырабатывается не интерес к самой учебе, а потребительское отношение. Со временем родитель думает, что малыш повзрослел, и от этого метода можно отказаться. Однако чаще всего при такой смене ребенок прекращает учиться.
5. Чтобы был развит интерес к познавательной деятельности и понимание того, что в мире есть много интересного, что можно изучить, нужна внутренняя мотивация: «Мне становится любопытно!», «Я стараюсь, чтобы быть успешным!», «Я не понимал, но смог справиться!». Нужно ориентироваться на особенности ребенка, его способности, ставить определенные цели. Главное научиться замечать даже незначительные результаты.
6. Нерабочая мотивация – обещание дорогостоящих вещей в долгосрочной перспективе. Как правило, дети поддерживают такое пари, но в силу возраста не могут такую мотивацию поддерживать в себе долго. Желание получить остается, а мотивация что-то делать угасает. При этом ребенок может обидеться, если не получит желаемое, поскольку ему будет казаться, что он старался.
7. Нужно помогать ребенку исправлять ошибки. Если получил двойку, скорее всего, он не выполнил задание или абсолютно не понял тему. Ругать нет смысла, а вот спросить, что он собирается с этим делать – стоит. Если это первый опыт – лучше подсказать школьнику, как поступить. Нужно учить ребенка нести ответственности за свои поступки, действия или бездействия.
8. Распределите время. Если ребенок всегда все успевал, был в первых, а теперь заявляет, что не хочет учиться, скорее всего, он перенагружен. Стоит подумать хотя бы о временной передышке и возможности восстанавливать свои внутренние ресурсы. Если у ребенка такое плотное расписание, то в него непременно нужно включать дневное время отдыха, сна.
9. Если отказ от учебы произошел из-за «положительного стресса», родителю стоит обозначить границы по времени: когда подросток должен заняться уроками, и когда он может позволить себе встретиться с друзьями.
– Родителям важно понять для себя, что школа учит жить. И во многом этот период будет влиять и на то, как он дальше будет справляться в своей профессиональной деятельности, в построении семьи. Как он проходил трудности, с которыми сталкивался, получал он унижения или поддержку? Это и будет формировать его внутреннее состояние, – подчеркнула Елена Подгорная.
По словам эксперта, в начале учебного года ребенку нужна поддержка и помощь в постановке цели, которая должна быть достижимой. Ведь успех важен для любого человека, потому что является одной из самых сильных мотиваций, это заложено самой природой. На гормональном уровне вырабатывается дофамин – это химическое вещество, которое вырабатывает наш мозг, когда мы предвкушаем удовольствие или ожидаем вознаграждения. И хочется повторить результат, чтобы вновь получить эти ощущения радости. А значит, будут и стремления.