Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Родительские чаты: как найти в них пользу и не сойти с ума

Психолог дала рекомендации для участников беседы

Общество, 15:24, 06 сентября 2023, Нина Баринова
Слушать новость
Родительские чаты: как найти в них пользу и не сойти с ума. Психолог дала рекомендации для участников беседы.

Начало учебного года для родителей, как правило, ознаменуется еще одним событием – оживают чаты в мессенджерах. Идеальный вариант общения и обмена оперативной информацией для вечно занятых людей часто превращается в проверку нервов на прочность, поскольку становятся местом для спама, сплетен и конфликтов. Даже банальный выбор подарков своим чадам порой перерастает в открытое противостояние. Почему это происходит и как с этим бороться, рассказала психолог.

К родительским чатом отношение всегда неоднозначное и зависит оно от того, какие надежды на него возлагаются, что конкретный его участник получает от такого общения. Ведь кто-то готов переписываться там часами, но есть и те, кто считает, что чаты – воплощение ужаса и бреда, но без них никуда. А все начинается с детского сада.

Своим мнением поделилась мама четырех мальчиков Елена Володина. Она пришла к твердому убеждению, что родительские чаты – это однозначное зло, а жить без них намного спокойнее:

– Некоторые мамы не понимают границ: пишут после 10 часов вечера, раздают советы, засоряют чат картинками с праздниками и прочее. Отвлекаешься на сообщения, думая, что там очень важное что-то, а там чушь. Это очень раздражает. Все начинается с детского сада. Самый первый чат сразу делится на два: мам-чат без воспитателя и с воспитателем. В первом обсуждаются финансовые вопросы, про которые не должен знать педагог, но всегда в курсе, на что и зачем собирают средства. Во втором родители и воспитатель обсуждают важные и не очень дела. Причем те, что «не очень» – чаще. К примеру, «мы сегодня наденем розовые колготки на праздник, а вы какие?», «не надо никому пакет игрушек?», «а у вашего ребенка тоже сопли сегодня» и прочее. Бывали и смешные моменты. Перекличка родителей в чате: «Аня сегодня придет», «Ксюша будет», «Ваня подходим», «Асана сегодня не будет», – пишут мамы. Воспитатель уточняет: «Асан же в садике». Мама: «Да? Ой, я забыла».

И как выяснилось, растут и меняются только дети, а мамы все те же. Ведь дальше эстафету перенимают школьные чаты, которые также делятся на два варианта. Родители пишут безграмотно, ссорятся, что-то делят, выясняют домашнее задание для своих 9-классников. Рассказывают, что их 14-летнее чадо не пойдет на физкультуру, описывая все медицинские диагнозы в полной красе всем участникам беседы.

По словам той же мамы, на школьном чате все не заканчивается. Даже не надейтесь. На смену выходит чат колледжа. Надо отдать должное – один.

– Там тоже не очень грамотные родители жалуются на своих детей «с хвостами», что от рук отбились, домой не приходят. Думая, что так они объясняют ситуацию, хотя на самом деле показывают свою полную недееспособность по воспитанию детей. Я – мама с большим стажем и большой разницей в возрасте детей. Скажу, что двое старших детей до 8 класса учились без чатов. И я вас удивлю: мы ничего не забывали, не опаздывали, знали, по сколько и на что собираем средства. При этом было абсолютное спокойствие, – считает тюменка.

Фото Нины Бариновой

Еще одна многодетная мама Татьяна Горелова поделилась своим опытом общения в родительских чатах.

– Это адский ад, тем более, если детей трое. Чат с учителем, без учителя, родительского комитета, чаты кружков и секций... Если на троих все собрать, то пару десятков чатов получится. Хорошо, когда все родители серьезные и чат используют только по делу. Но, как правило, он существует и для споров, сборов, голосований, флуда. Заглянешь вечером – а там 200 сообщений. И где искать зерно? Хотя, в целом, задумка хорошая: оперативная информация, быстрота реакции. Если не засорять чат лишними сообщениями, то это хороший инструмент для информирования, – уверена горожанка.

Действительно, если они правильно организованы, участники ведут себя корректно и уважительно по отношению друг к другу, то такой способ общения становится идеальным для самоорганизации родителей, сотрудничества и оказания помощи своим детям. И это на самом деле возможно. Пример привела Наталья Воронец, рассказав, про такой идеальный чат, который организовала педагог по танцам дочери. Надо сказать, сначала некоторые родительницы возмущались деспотичности «модератора». В самом начале беседы она четко назвала цель создания чата, что конкретно здесь можно обсуждать. Все высказывания, которые выбились за границы дозволенного, педагог просила удалять. В результате – оставалась только важная информация справочного характера. Такой вариант общения, по мнению мамы, вполне достоин, чтобы существовать. Ведь все остальное можно обсудить за пределами чата, например, в личных сообщениях.

– Для меня школьный чат проблемой не стал. Видимо, все родители в нашем классе были занятые, поэтому писали в нем крайне редко, как и педагог. Я всегда удивлялась рассказам других родителей – у них в чатах жизнь кипит. А мы даже на линейку в выпускном классе как-то быстро организовались, просто встретились родительским комитетом. И с выпускным тоже решали все оперативно и по делу. Раздражало только количество этих чатов. У меня один ребенок, и имелся чат класса, чат родкома, чат родкома без учителя – вот такая куча, – рассказала мама выпускницы Елена Калачева.

Фото Екатерины Христозовой

Чтобы полезный инструмент для общения не превратить в платформу для взаимных оскорблений и упреков, стоит придерживаться простых правил.

Психолог центра «Семья» Елена Подгорная подчеркнула, что порядок в чате – в руках его модератора. В разговоре с корреспондентом издания «Тюменская область сегодня» она рассказала о главных механизмах, которые стоит использовать для того, чтобы беседа носила конструктивный характер.

  • Педагог, родитель, тренер (в зависимости от того, кем создан чат и для чего) должен выставить определенные границы. Администратор группы априори имеет больше власти и авторитета в этой беседе, поэтому все спорные вопросы и предложение решаются через него. Тогда чат можно спасти от лишних высказываний, которые мешают находить главную информацию.
  • Важные сообщения нужно закреплять в шапке беседы. Если педагог не знает об этой функции, нужно ему помочь разобраться.
  • Родителям не стоит забывать, что иногда их реплику не стоит читать всем участникам чата, порой эффективнее направить сообщение лично собеседнику. Беседа, которая не касается всех детей и их родителей, должна оставаться за пределами общей беседы.
  • Вопросы, требующие общего решения, можно выставить на голосование. Формат опроса экономит время и сохранит спокойствие в данном коллективе. Такой вариант становится хорошим подспорьем, когда нужно решить, например, что дарить учителю, куда поехать на каникулы.

– Родителей, которые нарушают установленные границы, как правило, не так уж и много. Большая часть участников чата либо занята, либо не очень включаются в обсуждения такого рода. С нарушителями стоит беседовать отдельно, напоминая, что для долгих важных разговоров можно выделить время для очной беседы. Важно уже в начале учебного года определить правила чата, чтобы избежать конфликтных ситуаций, – подвела итог Елена Подгорная.

Фото Екатерины Христозовой

Начало учебного года для родителей, как правило, ознаменуется еще одним событием – оживают чаты в мессенджерах. Идеальный вариант общения и обмена оперативной информацией для вечно занятых людей часто превращается в проверку нервов на прочность, поскольку становятся местом для спама, сплетен и конфликтов. Даже банальный выбор подарков своим чадам порой перерастает в открытое противостояние. Почему это происходит и как с этим бороться, рассказала психолог.

К родительским чатом отношение всегда неоднозначное и зависит оно от того, какие надежды на него возлагаются, что конкретный его участник получает от такого общения. Ведь кто-то готов переписываться там часами, но есть и те, кто считает, что чаты – воплощение ужаса и бреда, но без них никуда. А все начинается с детского сада.

Своим мнением поделилась мама четырех мальчиков Елена Володина. Она пришла к твердому убеждению, что родительские чаты – это однозначное зло, а жить без них намного спокойнее:

– Некоторые мамы не понимают границ: пишут после 10 часов вечера, раздают советы, засоряют чат картинками с праздниками и прочее. Отвлекаешься на сообщения, думая, что там очень важное что-то, а там чушь. Это очень раздражает. Все начинается с детского сада. Самый первый чат сразу делится на два: мам-чат без воспитателя и с воспитателем. В первом обсуждаются финансовые вопросы, про которые не должен знать педагог, но всегда в курсе, на что и зачем собирают средства. Во втором родители и воспитатель обсуждают важные и не очень дела. Причем те, что «не очень» – чаще. К примеру, «мы сегодня наденем розовые колготки на праздник, а вы какие?», «не надо никому пакет игрушек?», «а у вашего ребенка тоже сопли сегодня» и прочее. Бывали и смешные моменты. Перекличка родителей в чате: «Аня сегодня придет», «Ксюша будет», «Ваня подходим», «Асана сегодня не будет», – пишут мамы. Воспитатель уточняет: «Асан же в садике». Мама: «Да? Ой, я забыла».

И как выяснилось, растут и меняются только дети, а мамы все те же. Ведь дальше эстафету перенимают школьные чаты, которые также делятся на два варианта. Родители пишут безграмотно, ссорятся, что-то делят, выясняют домашнее задание для своих 9-классников. Рассказывают, что их 14-летнее чадо не пойдет на физкультуру, описывая все медицинские диагнозы в полной красе всем участникам беседы.

По словам той же мамы, на школьном чате все не заканчивается. Даже не надейтесь. На смену выходит чат колледжа. Надо отдать должное – один.

– Там тоже не очень грамотные родители жалуются на своих детей «с хвостами», что от рук отбились, домой не приходят. Думая, что так они объясняют ситуацию, хотя на самом деле показывают свою полную недееспособность по воспитанию детей. Я – мама с большим стажем и большой разницей в возрасте детей. Скажу, что двое старших детей до 8 класса учились без чатов. И я вас удивлю: мы ничего не забывали, не опаздывали, знали, по сколько и на что собираем средства. При этом было абсолютное спокойствие, – считает тюменка.

Фото Нины Бариновой

Еще одна многодетная мама Татьяна Горелова поделилась своим опытом общения в родительских чатах.

– Это адский ад, тем более, если детей трое. Чат с учителем, без учителя, родительского комитета, чаты кружков и секций... Если на троих все собрать, то пару десятков чатов получится. Хорошо, когда все родители серьезные и чат используют только по делу. Но, как правило, он существует и для споров, сборов, голосований, флуда. Заглянешь вечером – а там 200 сообщений. И где искать зерно? Хотя, в целом, задумка хорошая: оперативная информация, быстрота реакции. Если не засорять чат лишними сообщениями, то это хороший инструмент для информирования, – уверена горожанка.

Действительно, если они правильно организованы, участники ведут себя корректно и уважительно по отношению друг к другу, то такой способ общения становится идеальным для самоорганизации родителей, сотрудничества и оказания помощи своим детям. И это на самом деле возможно. Пример привела Наталья Воронец, рассказав, про такой идеальный чат, который организовала педагог по танцам дочери. Надо сказать, сначала некоторые родительницы возмущались деспотичности «модератора». В самом начале беседы она четко назвала цель создания чата, что конкретно здесь можно обсуждать. Все высказывания, которые выбились за границы дозволенного, педагог просила удалять. В результате – оставалась только важная информация справочного характера. Такой вариант общения, по мнению мамы, вполне достоин, чтобы существовать. Ведь все остальное можно обсудить за пределами чата, например, в личных сообщениях.

– Для меня школьный чат проблемой не стал. Видимо, все родители в нашем классе были занятые, поэтому писали в нем крайне редко, как и педагог. Я всегда удивлялась рассказам других родителей – у них в чатах жизнь кипит. А мы даже на линейку в выпускном классе как-то быстро организовались, просто встретились родительским комитетом. И с выпускным тоже решали все оперативно и по делу. Раздражало только количество этих чатов. У меня один ребенок, и имелся чат класса, чат родкома, чат родкома без учителя – вот такая куча, – рассказала мама выпускницы Елена Калачева.

Фото Екатерины Христозовой

Чтобы полезный инструмент для общения не превратить в платформу для взаимных оскорблений и упреков, стоит придерживаться простых правил.

Психолог центра «Семья» Елена Подгорная подчеркнула, что порядок в чате – в руках его модератора. В разговоре с корреспондентом издания «Тюменская область сегодня» она рассказала о главных механизмах, которые стоит использовать для того, чтобы беседа носила конструктивный характер.

  • Педагог, родитель, тренер (в зависимости от того, кем создан чат и для чего) должен выставить определенные границы. Администратор группы априори имеет больше власти и авторитета в этой беседе, поэтому все спорные вопросы и предложение решаются через него. Тогда чат можно спасти от лишних высказываний, которые мешают находить главную информацию.
  • Важные сообщения нужно закреплять в шапке беседы. Если педагог не знает об этой функции, нужно ему помочь разобраться.
  • Родителям не стоит забывать, что иногда их реплику не стоит читать всем участникам чата, порой эффективнее направить сообщение лично собеседнику. Беседа, которая не касается всех детей и их родителей, должна оставаться за пределами общей беседы.
  • Вопросы, требующие общего решения, можно выставить на голосование. Формат опроса экономит время и сохранит спокойствие в данном коллективе. Такой вариант становится хорошим подспорьем, когда нужно решить, например, что дарить учителю, куда поехать на каникулы.

– Родителей, которые нарушают установленные границы, как правило, не так уж и много. Большая часть участников чата либо занята, либо не очень включаются в обсуждения такого рода. С нарушителями стоит беседовать отдельно, напоминая, что для долгих важных разговоров можно выделить время для очной беседы. Важно уже в начале учебного года определить правила чата, чтобы избежать конфликтных ситуаций, – подвела итог Елена Подгорная.