Тюменцы увидят спектакль о маскараде XIX века
Актерами пьесы станут обычные горожане
Премьера благотворительного спектакля «Однажды в Тюмени» состоится в столице региона в сентябре 2023 года. Это будет фантазия на тему тюменского бала-маскарада, украшенная любопытными историями о тайнах купеческой жизни горожан. В основу написанной Людмилой Кайгородовой пьесы легли реальные события из жизни города конца XIX – начала XX в. На сцену выйдут не профессиональные актеры, а обычные тюменцы.
Это уже седьмой спектакль Благотворительного фонда развития Тюмени. По словам бессменного их режиссера Антона Нестеренко, актера и режиссера Тюменского театра кукол, авторы искали такую форму спектакля, чтобы можно было включить сколько угодно историй и персонажей. Она нашлась. Главными консультантами стали местные краеведы.
Фантазия, основанная на фактах
Какими были маскарады в Тюмени, на самом деле никто сейчас не скажет. Свидетелей нет, а то, что зафиксировано в документах, очень фрагментарно. Тем не менее, как отметил режиссер, хотелось, чтобы все ссылки на те или иные факты, которыми пронизан спектакль, были точными.
– Мы можем только предполагать, как это могло быть. В результате решено представить добрую настроенческую историю. Это должно быть позитивно, чтобы у людей был праздник, – объяснил Антон Нестеренко.
Отсюда появляется настоящее брачное объявление из газеты, герои будут его зачитывать. Для нашего современника оно воспринимается очень забавно. А что обсуждали на балах? Какие-то любопытные истории, сплетни, новости, анекдоты, легенды. Одна из них о сгоревших платьях Колокольниковой. Существуют мужская и женская версии. Рассказывали, что вдова Колокольникова была дама с жестким характером. Скупила все новомодные крепдешиновые платья, сшитые на французский манер, и сожгла их перед администрацией города. Вторая, более прагматичная версия, – купленная для продажи партия платьев оказалась бракованной, и она их так уничтожила. Что же стало истинной причиной такого демарша, уже никто не расскажет.
– Мы максимально хотим включить исторические факты, связанные с эпохой, Тюменью и тюменцами. Будем в ходе спектакля акцентировать внимание на том, что действительно было, а что родилось в процессе фантазии. Было бы здорово, чтобы у зрителя появилось во время спектакля ощущение, что в Тюмени в те времена было интересно и весело, и для уточнения фактов захотелось бы погрузиться в историю, – объяснил режиссер.
Изначально была идея организовать показ в историческом здании, которое само по себе является эпохой, например, в музее, чтобы сама атмосфера и антураж были декорацией. Все вместе это работало бы на главный замысел. Но пришло понимание, что в таком случае пространство вносит ограничения. А артистов набралось много, поэтому концепция поменялась. Сейчас, когда определились с площадкой, начнется главная работа над структурой спектакля.
Актером может стать каждый
Артистами станут обычные горожане, ощутившие тягу к искусству и пожалевшие испытать себя на новом поприще. Среди них диспетчер хлебозавода, майор полиции, экскурсоводы, воспитатели, пенсионеры, студенты и школьники, а больше всего врачей и бизнесменов.
Практические все желающие, которые когда-то пришли на кастинг, станут участниками спектакля – около 40 человек. Ни одному потенциальному артисту не отказали. Отсеялись лишь те, кто не нашел время на репетиции. Артисты полны идей, сами вносят предложения, дополняют реплики. Те актеры, у которых уже был опыт работать на сцене, помогают проработать роли новичкам.
Уникальность спектакля в том, что не людей собирают под историю, как обычно это бывает, а наоборот, для каждого артиста пишется роль. Глядя на людей, их характеры, кем они работают, семейное положение, жизненный статус – подбирали им персонажей. Даже для школьников нашлись роли. Консультируясь с краеведами, режиссер выяснил, что дети не были участниками балов в статусе гостей, но их приглашали в качестве артистов.
– Мы никого не обидим, каждому найдем место в спектакле. 40 человек собрать и правильно встроить в пьесу – непросто, ведь это обычные люди, у каждого своя жизнь, работа, учеба, отпуск, дела. Мы это прекрасно понимаем, мы были к этому готовы. Поэтому решили начать основные репетиции осенью. Пока работаем небольшими группами – сценами, потом будем собирать всю историю, – говорит режиссер.
Спектакль планируют разнообразить историческими танцами, театральными репризами. Отдельными персонажами станут «современники», которые будут давать исторические справки, уточняя факты. Кроме того, на сцену выйдут манекены в костюмах, подготовленных Екатериной Макаровой. Она – увлеченный человек, поэтому решилась на сложные костюмы. Они шьются по фотографиям и эскизам того времени.
Карнавальные костюмы с историческим подтекстом
Для каждого актера будет сшит свой костюм по индивидуальным меркам. Екатерина Макарова, которая давно сотрудничает с БФРГТ, всю жизнь увлекается исторической реконструкцией. Все ее платья – воссозданные, у каждого из них есть свой предок, который и взят за прототип. В мастерской «Катя и ее платья» она изготавливает модную авторскую одежду в этническом и историческом стиле (XIX – начало XX века).
– Изучая историю костюма, мы опираемся на факты. Но цели воссоздать их достоверно сейчас нет, мы фантазируем на тему бала – какие ситуации могли бы случиться. Почти все наряды будут карнавальные. Уже почти готов костюм «Булочки», само платье сшито, осталось приклеить атрибуты. Создавать спектакли о провинциалах карнавалах XIX века – это интересно и сложно одновременно. Один из костюмов шьем по фотографиям 1880 года, некоторые по модным журналам, другие по воспоминаниям, упоминаниям в газетных заметках. Достаточно хорошо знаем историю костюма, чтобы воспользоваться той технологией, воссоздать те самые силуэты, – рассказала Екатерина Макарова.
Для проведения балов прописывался определенный дресс-код, цена вещей была внушительной, пошить платье из ситца даже не мыслили. Другое дело бал-маскарад – это сродни гуляньям ряженых, это мир наизнанку, мир без правил. И костюмы шили часто сами из недорогих тканей. А тюменские зрители скоро увидят платье с бубликами, платье-курицу и даже платье-газету.
– С одной стороны, когда нет достоверных источников – остается довольно обширное поле для фантазии, но с другой – нужно в этой свободе не уйти в свой придуманный мир, который будет далек от истории, – рассказала о нюансах работы Екатерина Макарова.
Чудить во благо
Действие пьесы происходит на маскараде в местном Клубе приказчиков. Тюмень хоть и была уездным городом, но явно не скучным. В XIX веке за год в городе проходило до 300 балов. На маскарадах тюменцы любили чудить, наряжаясь в удивительные карнавальные костюмы. Сохранились литературные свидетельства о даме в образе кометы Галлея с лампочками на платье, которые зажигались с помощью батарейки. Платье из газет также запомнилось современникам тех лет, а еще тюменка с конструкцией из четырех пропеллеров на голове. Один участник маскарада пришел в образе крокодила и пролежал на полу весь вечер. По итогам бала вручали награды за лучшие костюмы, призами становились не только деньги. Победитель мог получить ружье или, например, кусок сала.
Напомним, спектакль готовится в рамках проекта «Традициями сильны» при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Сам проект объединяет четыре известные в городе культурные инициативы: книжный обменник, Ключ-фест, мастерскую исторического костюма «Катя и все ее платья» и самодеятельную труппу БФРГТ.
– Собранные средства, благотворительный фонд развития Тюмени планирует направить на поддержку семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в том числе на поддержку членов семей участников, специальной военной операции, – сообщила исполнительный директор БФРГТ Вера Барова.