Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменский преподаватель русского языка рассказала о профессиональном пути, студентах и помидорах

Откровенное интервью с филологом Светланой Смысловой

Общество, 14:19, 19 августа 2023, Евгений Тимофти
Слушать новость
Тюменский преподаватель русского языка рассказала о профессиональном пути, студентах и помидорах. Откровенное интервью с филологом Светланой Смысловой.

О ней говорят: «научит русскому языку даже чайник». О пути педагога, плюсах и минусах работы и связи студента с помидором в интервью рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания Тюменского государственного университета Светлана Смыслова.

– Когда вы решили стать педагогом и почему?

– Я просто хотела быть учителем. Не знаю, как сейчас, но в моем детстве все девочки играли в школу. Свою сестру и ее подружек усаживала перед учительской доской, брала мел и пыталась что-то изобразить. Кстати, доску сами делали из подручных материалов.

– А почему выбрали именно русский язык и литературу? И как семья отнеслась к вашему выбору?

– В школе у меня хорошо складывались отношения со всеми предметами, но по русскому языку и литературе была замечательная учительница. Хотелось пойти по ее стопам. Мы же всегда выбираем будущее, ориентируясь на кого-то. Вот у меня была она, Вера Федосеевна Румянцева. Нельзя сказать, что родители куда-то толкали. Это был мой выбор. Мама, например, хотела, чтобы ее дочери были врачами или продавцами, но обе получили педагогическое образование. Никто не сопротивлялся. Сначала я работала в школе, и до сих пор чувствую, что с детьми работать – это мое.

– Как вы стали преподавателем в университете?

– В один период я уезжала из Тюмени работать в школе пионервожатой. И одновременно вела уроки русского языка, литературы и истории. А когда потянуло в родные места, к маме с папой, – вернулась среди зимы и нисколько об этом не пожалела. В поисках работы мне не пришлось страдать. Моя бывшая одногруппница и подруга работала на кафедре общего языкознания. Им нужен был работник, и она пригласила меня. Сначала я преподавала латинский язык. Это было странно: когда я изучала его в университете, думала, что он мне никогда не пригодится. Верно римляне говорили: docendo discimus (обучая – учимся). В общем, пришлось осваивать заново.

– Что давалось вам тяжелее всего?

– Пожалуй, выступать перед большой аудиторией. Я испытывала сильное напряжение, когда шла на урок. Когда проходила практику на 4-м курсе, случилось что-то странное! Я очень хорошо помню, как готовилась к уроку, как его планировала, но, когда он закончился, я все забыла: кто отвечал, как отвечал, что я говорила. Методист из университета тогда сказала мне: «Все хорошо, но слишком эмоционально».

– Поделитесь своим первым успехом.

– Это история с педагогической практики на моем 5-м курсе. За целую четверть можно было успеть привязаться к детям. Когда практика закончилась, не скажу, что кто-то там рыдал, но было ощущение, что уходит важная часть жизни. И потом я встречала этих школьников уже взрослыми студентами. Мы разговаривали так, будто друг друга очень давно знаем, как близкие люди. Вот это меня грело тогда, греет и сейчас. На самом деле, я не могу назвать какое-либо достижение, за которое мне можно поставить памятник.

– Как бы вы описали себя тогда и сейчас в двух словах?

– Мне кажется, я нисколько не изменилась. Только знаний и жизненного опыта стало больше.

– Расскажите о плюсах и минусах вашей профессии.

– У меня есть любимый анекдот, в котором учителя просят назвать три причины, за которые он любит свою профессию. А он отвечает: «За июнь, июль и август!». На самом деле, я люблю свою работу за то, что есть возможность переключаться, оставаться молодым душой. То есть подпитываться энергией молодежи. В нашей профессии ты всегда видишь результат своей работы. Вот это плюсы. А минусы – это усталость: физическая, интеллектуальная, эмоциональная. И еще то, что ты работаешь круглые сутки, семь дней в неделю, и даже в отпуске.

– С учетом нагрузки у вас остается время на самообразование?

– Без этого никак. Работа в университете постоянно подстегивает. Необходимо подготовить свежий материал для студентов. Но порой хочется прочитать книжку не для информации, а ради удовольствия. Такое редко бывает, но я позволяю себе взять какую-нибудь детскую книгу или фэнтези. Помогает переключиться и разгрузить перенасыщенный информацией мозг.

– У вас возникало желание все бросить и заняться чем-то другим?

– Честно? Бывало, но вот чем – не совсем представляю. Очень люблю огород, цветочки. Наверное, это генетика. Куда денешься от крестьянского происхождения? В этой любви к огороду есть философское, концептуальное объяснение. Я даже в этом вижу связь со своей профессией. Как ученик на моих глазах вырастает, так и растение меняется: сначала было семечко, а потом из него получился росточек, появились листочки и, наконец, красные вкусные… помидоры.

– Кто сейчас вам оказывает поддержку?

– Конечно, очень помогают близкие. Без них трудно даже вымыть пол, приготовить ужин, когда сидишь восемь часов безотрывно у компьютера. Хорошо, что у меня есть такие люди. Эмоциональную поддержку оказывают выпускники нашего факультета, с которыми я поддерживаю тесную связь. И по телефону говорим, и по переписке. Жалею, что сейчас в гости никто не приходит, а так обычно интересная компания собирается. Это либо филологи, либо журналисты, с которыми происходит специфическое общение: их объединяет представление о мире, интерес к культуре и особенные шутки. Они не позволяют мне расслабляться и отставать от жизни. А сейчас другие отношения между преподавателями и студентами, более отстраненные, общение не такое тесное.

– Что для вас важно в обучении?

– Важно, чтобы каждый понимал, зачем ему владеть нормами литературного языка. Если учитель, филолог или журналист осознает, как выстраивается высказывание, значит, оно достигнет цели и будет влиять на других людей. Необходимо довести учеников до этой сознательности. Не знаю, получается у меня это или нет.

– У вас много исследовательских работ. Какую считаете лучшей?

– Из того, что мне кажется интересным и не очень научным – работы краеведческого характера об учителях города Тюмени 40-50-х годов. Информация об учителях в основном собиралась от их выпускников. Для меня это (личные контакты) было самым интересным в исследовании. Книжечка состоит из логично собранных статей. В нее мы с соавтором Светланой Ивановной Черноморченко включили и воспоминания учеников, и фронтовые письма, и заметки из тюменских газет. Кажется, это то, чем я могу гордиться. Работа совсем не академическая, но она про людей.

– Поделитесь рекомендациями с начинающими преподавателями.

– На мой взгляд, на первом месте для преподавателя – наличие знаний и умение заинтересовать информацией, а на втором – отношение к ученикам. В студенте в первую очередь надо видеть человека.

– Какой, по-вашему, идеальный ученик?

– Идеальный ученик должен быть любознательным, также он должен уметь себя организовывать. Еще он должен быть искренним, выходить из любой ситуации достойным образом: не обманывать, не придумывать какие-то оправдания. Если опоздал, то объясни – почему. А затем постарайся исправить ситуацию.

– Напоследок: какую оценку вы можете себе поставить как педагогу?

– Четыре с плюсом. Почему не пятерочку? Потому что иногда чувствую нехватку информации. Но я себя хвалю за то, что честно в этом признаюсь. Я работаю над собой и стараюсь устранить пробелы.

Фото из личного архива Светланы Смысловой

О ней говорят: «научит русскому языку даже чайник». О пути педагога, плюсах и минусах работы и связи студента с помидором в интервью рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания Тюменского государственного университета Светлана Смыслова.

– Когда вы решили стать педагогом и почему?

– Я просто хотела быть учителем. Не знаю, как сейчас, но в моем детстве все девочки играли в школу. Свою сестру и ее подружек усаживала перед учительской доской, брала мел и пыталась что-то изобразить. Кстати, доску сами делали из подручных материалов.

– А почему выбрали именно русский язык и литературу? И как семья отнеслась к вашему выбору?

– В школе у меня хорошо складывались отношения со всеми предметами, но по русскому языку и литературе была замечательная учительница. Хотелось пойти по ее стопам. Мы же всегда выбираем будущее, ориентируясь на кого-то. Вот у меня была она, Вера Федосеевна Румянцева. Нельзя сказать, что родители куда-то толкали. Это был мой выбор. Мама, например, хотела, чтобы ее дочери были врачами или продавцами, но обе получили педагогическое образование. Никто не сопротивлялся. Сначала я работала в школе, и до сих пор чувствую, что с детьми работать – это мое.

– Как вы стали преподавателем в университете?

– В один период я уезжала из Тюмени работать в школе пионервожатой. И одновременно вела уроки русского языка, литературы и истории. А когда потянуло в родные места, к маме с папой, – вернулась среди зимы и нисколько об этом не пожалела. В поисках работы мне не пришлось страдать. Моя бывшая одногруппница и подруга работала на кафедре общего языкознания. Им нужен был работник, и она пригласила меня. Сначала я преподавала латинский язык. Это было странно: когда я изучала его в университете, думала, что он мне никогда не пригодится. Верно римляне говорили: docendo discimus (обучая – учимся). В общем, пришлось осваивать заново.

– Что давалось вам тяжелее всего?

– Пожалуй, выступать перед большой аудиторией. Я испытывала сильное напряжение, когда шла на урок. Когда проходила практику на 4-м курсе, случилось что-то странное! Я очень хорошо помню, как готовилась к уроку, как его планировала, но, когда он закончился, я все забыла: кто отвечал, как отвечал, что я говорила. Методист из университета тогда сказала мне: «Все хорошо, но слишком эмоционально».

– Поделитесь своим первым успехом.

– Это история с педагогической практики на моем 5-м курсе. За целую четверть можно было успеть привязаться к детям. Когда практика закончилась, не скажу, что кто-то там рыдал, но было ощущение, что уходит важная часть жизни. И потом я встречала этих школьников уже взрослыми студентами. Мы разговаривали так, будто друг друга очень давно знаем, как близкие люди. Вот это меня грело тогда, греет и сейчас. На самом деле, я не могу назвать какое-либо достижение, за которое мне можно поставить памятник.

– Как бы вы описали себя тогда и сейчас в двух словах?

– Мне кажется, я нисколько не изменилась. Только знаний и жизненного опыта стало больше.

– Расскажите о плюсах и минусах вашей профессии.

– У меня есть любимый анекдот, в котором учителя просят назвать три причины, за которые он любит свою профессию. А он отвечает: «За июнь, июль и август!». На самом деле, я люблю свою работу за то, что есть возможность переключаться, оставаться молодым душой. То есть подпитываться энергией молодежи. В нашей профессии ты всегда видишь результат своей работы. Вот это плюсы. А минусы – это усталость: физическая, интеллектуальная, эмоциональная. И еще то, что ты работаешь круглые сутки, семь дней в неделю, и даже в отпуске.

– С учетом нагрузки у вас остается время на самообразование?

– Без этого никак. Работа в университете постоянно подстегивает. Необходимо подготовить свежий материал для студентов. Но порой хочется прочитать книжку не для информации, а ради удовольствия. Такое редко бывает, но я позволяю себе взять какую-нибудь детскую книгу или фэнтези. Помогает переключиться и разгрузить перенасыщенный информацией мозг.

– У вас возникало желание все бросить и заняться чем-то другим?

– Честно? Бывало, но вот чем – не совсем представляю. Очень люблю огород, цветочки. Наверное, это генетика. Куда денешься от крестьянского происхождения? В этой любви к огороду есть философское, концептуальное объяснение. Я даже в этом вижу связь со своей профессией. Как ученик на моих глазах вырастает, так и растение меняется: сначала было семечко, а потом из него получился росточек, появились листочки и, наконец, красные вкусные… помидоры.

– Кто сейчас вам оказывает поддержку?

– Конечно, очень помогают близкие. Без них трудно даже вымыть пол, приготовить ужин, когда сидишь восемь часов безотрывно у компьютера. Хорошо, что у меня есть такие люди. Эмоциональную поддержку оказывают выпускники нашего факультета, с которыми я поддерживаю тесную связь. И по телефону говорим, и по переписке. Жалею, что сейчас в гости никто не приходит, а так обычно интересная компания собирается. Это либо филологи, либо журналисты, с которыми происходит специфическое общение: их объединяет представление о мире, интерес к культуре и особенные шутки. Они не позволяют мне расслабляться и отставать от жизни. А сейчас другие отношения между преподавателями и студентами, более отстраненные, общение не такое тесное.

– Что для вас важно в обучении?

– Важно, чтобы каждый понимал, зачем ему владеть нормами литературного языка. Если учитель, филолог или журналист осознает, как выстраивается высказывание, значит, оно достигнет цели и будет влиять на других людей. Необходимо довести учеников до этой сознательности. Не знаю, получается у меня это или нет.

– У вас много исследовательских работ. Какую считаете лучшей?

– Из того, что мне кажется интересным и не очень научным – работы краеведческого характера об учителях города Тюмени 40-50-х годов. Информация об учителях в основном собиралась от их выпускников. Для меня это (личные контакты) было самым интересным в исследовании. Книжечка состоит из логично собранных статей. В нее мы с соавтором Светланой Ивановной Черноморченко включили и воспоминания учеников, и фронтовые письма, и заметки из тюменских газет. Кажется, это то, чем я могу гордиться. Работа совсем не академическая, но она про людей.

– Поделитесь рекомендациями с начинающими преподавателями.

– На мой взгляд, на первом месте для преподавателя – наличие знаний и умение заинтересовать информацией, а на втором – отношение к ученикам. В студенте в первую очередь надо видеть человека.

– Какой, по-вашему, идеальный ученик?

– Идеальный ученик должен быть любознательным, также он должен уметь себя организовывать. Еще он должен быть искренним, выходить из любой ситуации достойным образом: не обманывать, не придумывать какие-то оправдания. Если опоздал, то объясни – почему. А затем постарайся исправить ситуацию.

– Напоследок: какую оценку вы можете себе поставить как педагогу?

– Четыре с плюсом. Почему не пятерочку? Потому что иногда чувствую нехватку информации. Но я себя хвалю за то, что честно в этом признаюсь. Я работаю над собой и стараюсь устранить пробелы.