В Ишиме наладили производство форменной одежды для СВО
Маскхалаты для фронта шьют волонтеры движения «Своих не бросаем»
В подвале Ишимского Дворца культуры шьют амуницию для отправки в зону специальной военной операции. Пошивочный цех работает без выходных, производство отлажено и поставлено на поток. А главное – очень востребовано на передовой. Мастерицы приходят сюда как на работу, но трудятся добровольно и даром, по зову сердца. И пусть весна, лето и осень – горячее время для дачных работ и заготовок на зиму, женщины дело не бросают.
Ишимское движение помощи фронту в сентябре 2022 года так и называли: «Своих не бросаем». Сейчас в нем более 2,5 тысячи участников. Здесь обсуждаются идеи, ведутся закупки, собираются для волонтерской помощи. Один из организаторов движения – руководитель Ишимского Дворца культуры Елена Сергеева рассказала, как образовалось сообщество.
– Оно родилось в обычной дружеской беседе. Началась мобилизация, и мы с подругами не могли это не обсудить. Поняли, что никто из нас не желает оставаться в стороне. Тогда было непонятно, что делать. Собрали деньги, закупили провизию: чай, кофе, консервы, отправили в Тюмень для общего гуманитарного груза. Потом поняли, что нас мало, да и еда для фронта не совсем то, что нужно, – вспоминает Елена.
Так подруги решили создать общественное движение, чтобы расширить круг добровольцев. Появилась группа в мессенджере, потом целое сообщество. Сначала на собранные ишимцами средства закупали генераторы, стройматериалы, инструменты, газовые баллоны и многие другие нужные в зоне СВО вещи. При содействии мастеров города женщины вязали носки, шили балаклавы – делать самим было дешевле, чем закупать.
– Через несколько месяцев увидели, что поток средств становится все меньше. Даже самые большие энтузиасты не могли постоянно участвовать в сборах. Так возникла необходимость заузиться, определиться, над чем же конкретно работать, – добавляет волонтер.
Ишимская амуниция
В этом определении помогли сами военные, когда начали приезжать в отпуска. По их словам, в полевых условиях быстро изнашивается форма, не успевает «доживать» до получения новой, востребована специальная тактическая экипировка.
Бойцы приносили свои вещи, мастера их распарывали, копировали и пытались сшить свое – максимально похожее на стандартные предметы солдатского гардероба. Не всегда получалось с первого раза. Но постепенно ишимская амуниция стала неотличимой, а в пошиве и проще фабричных вариантов. Швеи освоили пошив маскировочных костюмов, дождевиков, плащ-палаток, тактического обмундирования, совместимого с системой «Молли». Например, изготовили тактический пояс и подсумки под боекомплекты: гранату, штурмовой магазин, сбросник, аптечку. Освоили мастерицы и пошив легких, но теплых спальных мешков, пятиточечников и многого другого.
Сначала внимание волонтеров было направлено на помощь местным мобилизованным, а на деле оказалось, что важнее всего обеспечить передовые части. Туда и гуманитарные грузы доставить сложнее, и изнашиваются вещи быстрее.
– Приехал в отпуск штурмовик, наш, из Ишима, заказал 30 комплектов экипировки на свое подразделение. В нем трое ишимцев, остальные парни – со всей России. Но мы же не можем одеть только троих, потому что они ишимские. Пошили на всех. Увез. Для нас все равны, все наши. Сделаем для ребят все возможное, пусть только возвращаются живые и с победой, – говорит Елена.
Из дома – в цех
Всего в швейном цехе около 20 постоянных работниц, но приходят и новенькие – помогают чем могут: кто-то ежедневно, кто-то реже – по возможности. Рабочие руки всегда нужны.
Сначала шить начали дома у Марии Захлевных-Шевелевой на простых бытовых машинках. Собирались после работы, засиживались порой до полуночи.
– Думаю, что мешали домочадцам Марии, но деваться было некуда. Когда наработали опыт и мастериц стало больше, появилась идея переместиться в подвал Дворца культуры. Он теплый, светлый и просторный. Переехали, а потом признались главе города, что организовали цех. Одобрил, – улыбается Елена.
Мария по профессии адвокат. Но в общем деле стала мотором и мозгом, именно она организует работу в цехе. Разобралась, как шить тактические принадлежности.
– Раньше шила только на уроках труда в школе, позже постельное белье для семьи. Но тут пришлось научиться. Добрым словом теперь вспоминаю своего учителя по черчению – она научила видеть объемно, трехмерно. Это пригодилось. Из тактических приспособлений первым изготовили подгранатник. Сначала тренировались на плотной бумаге. Расчертили, вырезали, сложили как коробочку. Когда первый получился, казалось, это космос. Потом взялись и за другие, более сложные подсумки, – говорит Мария.
Есть у ишимских мастериц и собственные ноу-хау. Чтобы показать принадлежность к российским войскам, бойцы на рукава наматывают красный скотч. Снять и намотать его занимает время.
– На наши костюмы пришили контактные ленты, попросту липучки. Одну часть – на рукав, а на другую – красную ленту. Пошел боец в разведку – сдернул обозначение, вернулся – прикрепил красную полоску. Это удобно, бойцы в восторге, – делятся женщины.
Специализация
Чтобы дело пошло быстрее, каждую мастерицу закрепили за определенной задачей. К примеру, профессиональная швея, а ныне пенсионерка Любовь Матвеева сначала сделала выкройки маскировочных костюмов. Теперь она вместе с Зоей собирает конструкции воедино. Это сложный процесс, потому что военная одежда состоит из множества внутренних и внешних карманов, клапанов, резинок, замков, клепок. Для одного костюма мастерицы отшивают детали целый день. Фурнитуры в нем – огромное количество. К слову, для выполнения этих операций на средства горожан приобрели профессиональные швейные машины, приспособления для закрепления люверсов и кнопок.
– Любовь помогает и в наладке машин, замене шпулек. На ней моделирование одежды, упрощение кроя, швейных операций. Благодаря ей работу поставили на поток, – рассказывает о мастерице Елена.
Без устали шьет карманы Вера Людвиговна. Ей 79 лет, но возраст не мешает женщине быть полезной и юморной. Она трудолюбива, как пчела. В швейном цехе говорят, что за какую бы работу она ни взялась, везде будет на своем месте.
Ольга кроит детали одежды по лекалам. Женщина часто посещает храм, приобщает и других к Закону Божию. А приходят бойцы – от всего сердца перекрестит и благословит. В ней столько веры, что женщины не сомневаются – ребята точно вернутся.
Ирина шьет подтяжки. В стандартном костюме это сложнейшая по покрою деталь брюк, но ишимские мастерицы смогли упростить крой без потери качества.
Галина все время предлагает что-то новое, ее неуемная энергия и инициативность не дают никому заскучать. Теперь дополнительно к пошиву одежды ей и маскировочные сети хочется плести. Отрезков-то ткани много…
Алла в работе настолько скрупулезна, что ей поручили контроль качества продукции. Она осматривает каждое изделие: нет ли брака, все ли пошито ладно, как нужно.
Еще одна Вера – совсем молодая пенсионерка. Утром она трудится в совете ветеранов, успевает прополоть огороды бабушкам-ветеранам, а потом и в цехе пошить.
Свечи для буржуек
Дачники несут в цех овощи – их отправляют в Тюмень для изготовления сухих борщей. Из детских садов, школ доставляют пустые консервные банки для окопных свечей. В совете ветеранов их набивают картоном, эти заготовки забирает ишимец Юрий Проказов. Он тоже на пенсии, работает сторожем в спортивном комплексе. Залил парафином уже несколько тысяч свечей. Свечами занимается и Валерия Герасимова, несмотря на большую занятость.
– Горожане берут у нас заготовки и делают свечи дома. С детьми. Это и помощь, и возможность поговорить с молодым поколением о патриотизме, воспитать их неравнодушными, отзывчивыми людьми. К слову, в блиндажах солдаты свечами не топят, ставят их в буржуйку. Одна свеча способна разогреть печь и поддерживать тепло около шести часов, можно пищу приготовить, подогреть, – рассказывает Мария.
В сообществе «Своих не бросаем» каждый на своем месте: кто-то покупает ткань, кто-то спускает ее в цех, кто-то пуговки пришивает, режет изолон для спальников, организует отправку грузов. Ишимский врач Наталья Барнева наполняет медикаментами изготовленные швеями аптечки – непростая и нужная работа.
Люди замечательно дополняют друг друга. Активное участие в жизни движения принимают многие предприниматели, сотрудники администрации, неравнодушные горожане. Работающие люди приходят вечером, пару раз в неделю, как, к примеру, Надежда Харитонова и Елена Степанова. Пенсионерам, наоборот, удобнее работать днем. В каникулы в цехе немало школьников. За счет этого мастерская никогда не пустует. Всех имен не перечислить, потому что состав активистов довольно подвижный. Но каждый из них вносит посильный вклад в общее важное дело.
Работа на опережение
– Бежим сюда каждую свободную минуту, уже невозможно бросить. Хотим, чтобы наши парни ни в чем не нуждались, были одеты и обуты, чтобы не думали, где взять обмундирование. Конечно, Министерство обороны бойцов обеспечивает, но ситуации бывают разные. В склад может попасть снаряд, и вмиг того, что нужно – не станет, поэтому мы всегда готовы быть на подхвате. Пока наша помощь нужна, будем делать, – говорят ишимцы.
Несмотря на то, что заказов с фронта много, мастерицы успевают работать на опережение. К осенним холодам у них уже заготовлено несколько мешков носков, балаклав и других теплых вещей.
– Шьем и вяжем, не останавливаясь. Вот будет победа, а у нас тут склад – ну и что, найдем куда отдать: хоть в нашу воинскую часть, хоть нуждающимся. Главное, чтобы наступило то, чего все мы очень ждем, – считают женщины.
Примечательно, что ни у организаторов движения, ни у швей в семьях нет ни кадровых военных, ни мобилизованных: они мотивированны не личной ситуацией, а исключительно неравнодушием к судьбе страны. Это люди большого сердца, которые поддерживают российскую армию в перерывах между работами, огородами, заботами о семье и доме.