Международный день левши: правда и мифы о леворуких людях
Психологи считают, что важно использовать оба полушария мозга
Необычный праздник Международный день левшей отмечается 13 августа. Он посвящен людям, которые предпочитают в повседневных делах пользоваться левой рукой. Это проявляется, когда по всем двигательным функциям у человека прослеживается доминантность одной руки – именно левая является ведущей. В таких случаях ложку, ручку, карандаш и бытовые приборы человек берет именно в левую руку.
– Это внешние проявления того, что правое полушарие мозга взяло на себя функцию ведущего в обеспечении произвольных движений человека, – объяснила ведущий психолог регионального центра «Семья» Александра Ставрова.
По словам специалиста, леворукость не является отклонением от нормы. Загадка кроется в специфической мозговой организации психической деятельности левшей. На роль главного исполнителя претендуют правое полушарие и подкорковые структуры мозга, которые у левшей работают в синхронном режиме с передними (лобными отделами коры головного мозга). Другими словами, когда ведет правое полушарие и лобные отделы головного мозга, проявляется леворукость – это нормально.
Александра Ставрова развеяла миф о том, что определить левшей можно еще внутриутробно, заметив, какой палец сосет малыш.
– Очень часто, особенно у современных детей, леворукость оказывается временным признаком. Он отражает всего лишь факт задержки формирований у ребенка межполушарных взаимосвязей и доминантности левого полушария. Поэтому определить левшество (устойчивость, неизменной психофизиологической характеристики) во внутриутробный период развития возможно, но преждевременно, – пояснила психолог.
Она также отметила, что левшей переучивать не надо. Сейчас им стало проще жить, ведь некоторые компании производят игрушки, ножницы, ножи и другие бытовые приборы специально для левшей.
По словам психолога, левши в силу активности правого полушария отличаются от правшей не только владением рукой, есть и другие особенности.
– Левшата хорошо запоминают чужую речь и могут использовать её целыми блоками, осваивают чтение и могут легко пересказывать. Они – величайшие имитаторы, и у них замечательно развита фантазия, – рассказала Александра Ставрова.
Между тем, левши входят в группу риска в плане возникновения логоневрозов (заикания) при формировании речевой функции. В связи с этим, чтобы снизить риски логопедических проблем, стоит обращаться за помощью к логопедам, нейропсихологам, специалистам и психологам, так как это возможно скорректировать.
Как считает психолог, важно использовать оба полушария мозга, потому что правое и левое полушария обрабатывают информацию по-разному и выполняют несколько различные функции. Если у человека недостаточно развиты связи между полушариями, то он может испытывать различные трудности во взаимодействии с миром и обучении.
– Например, у человека с недостаточным количеством нервных связей между лобными долями отмечается низкий самоконтроль, низкая организация собственной деятельности, поведения. Или человек испытывает трудности с пониманием текста или соединением букв в слоги, или человек хорошо ориентируется в нотах, но не соблюдает ритм музыки, хорошо решает логические задачи, где действия алгоритмизированы, но теряется в нестандартных задачах или ситуациях. Для развития межполушарных связей нам может помочь нейрогимнастика, кинезиология и арт-терапия. Регулярное выполнение таких упражнений обеспечивает эффективную работу мозга во многих видах деятельности: учебной, профессиональной, музыкальной, художественной, спортивной, – подвела итог Александра Ставрова.