Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Искусство видеть: как меняется отношение тюменцев к уличному искусству

И почему рисунки на стенах нельзя запрещать

Культура, 14:02, 09 августа 2023, Нина Ланик
Слушать новость
Искусство видеть: как меняется отношение тюменцев к уличному искусству. И почему рисунки на стенах нельзя запрещать.

Уличное искусство – очень обобщенное понятие тех рисунков и арт-объектов, которые можно встретить в самом, казалось бы, неподходящем месте города. Уличное искусство разбросано по инфраструктуре Тюмени и отличает его именно неподготовленность зрителя с ним столкнуться. Посещая выставки, музеи и галереи, вы ставите себе цель или задачу познакомиться с искусством, работами художников и творцов. Узнаете новое, в идеале – учитесь понимать задумку автора и формируете собственное отношение к искусству. Работы уличных художников – это всегда спонтанность, неподготовленность, но также повседневность и непреднамеренная насмотренность. Уличное искусство позволяет вывести творчество из стен музеев, рамок картин, чтобы прикоснуться к нему мог каждый.

Легально и понятно

Историю становления современного уличного творчества на одной из образовательных лекций рассказала исполнительный директор проекта «Морфология улиц» в Тюмени. Он направлен на поддержку и развитие этого вида искусства в городе и регионе. Несложно поверить, но прародителем арт-объекта на опоре моста Влюбленных (художник Антон EAGER) были наскальные рисунки. Спустя большой период времени возникла тенденция рисовать на стенах баллончиками с краской, и, как вирус, крупные города США заполонили псевдонимы уличных художников – граффити. Такие «штампы» не несли никакого смысла кроме самовыражения автора. Когда рисунки начали отражать актуальные проблемы той или иной социальной группы, появился стрит-арт, нелегальный и для локальной аудитории.

То, что сегодня создают молодые люди в рамках проекта «Морфология улиц» не имеет ничего общего ни с граффити, ни со стрит-артом. Это принципиально другое, полностью легальное, согласованное с властями и местными жителями, искусство – паблик-арт.

– Паблик-арт – это целое направление работы для мультицентра «Контора пароходства». Мы рассказываем о современном уличном искусстве, поддерживаем тюменских художников, проводим работу с горожанами и максимально вовлечены в процессы благоустройства городской среды. Мы заинтересованы в том, чтобы сделать ее более комфортной, красивой и яркой. Оглядываясь на пятилетний опыт проекта «Морфология улиц», мы поняли, что сейчас важно не только создавать искусство в городе, но и делать его нормой. Мы считаем важным распространять паблик-арт, чтобы тюменцы с самого детства развивали насмотренность, узнавали больше об искусстве и просто видели красивое рядом, – рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» исполнительный директор проекта Анастасия Ларенко.

Фото Сергея Мжельского

Искусство должно объединять

Проект «Морфология улиц» реализуется в Тюмени с 2017 года. В разное время организаторы фестиваля делали акцент на те аспекты, которые считали важными здесь и сейчас. Привлекали художников из других регионов и стран, проводили образовательные площадки, создавали открытые лаборатории, где каждый желающий может стать частью творческого процесса. Одна из таких лабораторий объединила в 2021 году порядка 300 жителей города, которые своими руками создавали элементы для мозаичного панно на заборе на улице Челюскинцев. Арт-объект был выполнен по эскизу художницы и мозаичиста Светланы Растебиной, но совместно с тюменцами. Композиция является отпечатком личных впечатлений художницы, работа выполнена в стиле минимализма, а в основе цветовой гаммы градация ультрамаринового цвета – цвета моря, неба и чистоты.

– Это был большой шаг в сближении «Морфологии улиц» и жителей города. Нам было безумно приятно слышать позитивные отзывы горожан. В один из дней, когда работа уже была завершена, мы делали фотографии готовой стены и услышали слова проходящей мимо девочки. Она рассказывала своей маме, как своими руками делала один из кусочков этой красивой стены. И нам, и художнице было важно услышать подобное. Ведь это та самая вовлеченность, к которой мы стремимся, – поделилась Анастасия Ларенко.

И хотя проект существует уже шесть лет, процесс изменения отношения жителей города к уличному искусству по-прежнему невероятно сложный и долгий. По мнению Анастасии, потребуется еще немало лет для того, чтобы тюменцы переменили свое личное отношение к искусству в городской среде. Для этого и существуют лаборатории «Морфологии улиц», позволяющие сближать художников и горожан. Правильность такого подхода отмечал еще в начале XX века арт-критик Клемент Гринберг. Он был уверен, что нахождение наедине с предметом искусства позволяет сократить разрыв между зрителем и художником, а также между зрителями непосредственно.

– Лояльность повышается постепенно. Нам оказывают поддержку представители администрации города, застройщики. Но нередко приходится сталкиваться и с непониманием, сопротивлением со стороны жителей Тюмени, – рассказала Анастасия. – Лично для меня паблик-арт стал проводником в мир искусства. Научил по-другому смотреть на городскую среду, жителей, видеть, насколько мы все связаны и насколько разные взгляды у людей, которые живут в серых тонах, и у тех, рядом с кем поселилось искусство.

Фото Сергея Мжельского

Искусство ближе, чем кажется

Сегодня во всех районах Тюмени размещено более сотни арт-объектов от художников со всей России и за ее пределами. Некоторые из них уже стали неотделимой частью образа города. Например, рисунок на опоре моста Влюбленных. Какие-то до сих пор страдают от града критики – металлическая скульптура уральского художника «Восход над горой» на уличной площадке «Конторы пароходства» (да, та самая редиска на синей горе). Но их много, разных, наполненных смыслом, задуматься о котором нам порой просто недостает времени. Ведь они, как нам кажется, отличаются от «нормального», «привычного», «красивого» искусства.

Немецкий историк Вильгельм Воррингер считал, что каждый художник выражает в своих работах мировоззрение эпохи, создает то, что вызывает восхищение лично у творца, без оглядки на ожидаемую реакцию зрителя. В этом и состоит простая разгадка «сложного» уличного искусства. Пока художники, которых мы считаем классиками, вроде да Винчи, стремились воссоздавать мир идеальным и реальным, современный мир у большинства вызывает отторжение. Кто захочет запечатлеть на годы дымящийся завод, дорожные заторы или забитую по вечерам маршрутку? Художники учатся у других художников, но также продолжают рассказывать непрерывную историю мира, своей страны и города. Нельзя же просто выкинуть из сознания людей перестройку и индустриализацию и продолжить писать живописные пейзажи городских парков, не замечая изменений вокруг?

Летом 2020 года художник из Воронежа Ян Посадский создал рисунок на стене швейной фабрики в районе улиц Володарского и Дзержинского. Арт-объект «10к» площадью 567 квадратных метров отсылает зрителя к происхождению самого слова «Тюмень». По одной из версий, оно связано с монгольским «тумен», что означает воинское соединение в десять тысяч человек. А с татарского это будет «мое достояние». Объединив два понятия, художник отобразил купюру в десять тысяч рублей времен дефолта. Элементы дизайна прежние, но вместо изображения Красноярска – Тюмень начала XX века.

Вы точно видели яркую работу на пересечении улиц Хохрякова и 8 Марта. Задумывались над тем, кто ее создал? Тюменская художница Александра Мельникова. Работа выполнена в технике freehand, когда рисунки создаются свободной рукой в несколько наивной манере. Тема посвящена социуму и месту личного пространства в нем. Художница надеялась, что сочная и яркая картинка сможет повлиять на настроение прохожих.

Пальма на стене дома №3 по улице Орджоникидзе носит название «Тюмень Южная». Ее создали художники из пермской арт-группы «Фрукты» летом 2020 года. Работой, которая была отмечена премией Сергея Курехина в номинации «Искусство в общественном пространстве», художники приоткрыли тайну происхождения Тюмени. Когда-то на месте города была тропическая флора и Западно-Сибирское море. И сегодня, благодаря тени пальмы, современные городские деревья отбрасывают на стену дома свою прошлую жизнь.

До конца этого лета еще один символ Тюмени, сибирский ковер, станет частью арт-пространства города в районе улицы Ленина, где художница Саша Мельникова раскрасит целую стену многоквартирного дома.

Фото Екатерины Христозовой

Уличное искусство – очень обобщенное понятие тех рисунков и арт-объектов, которые можно встретить в самом, казалось бы, неподходящем месте города. Уличное искусство разбросано по инфраструктуре Тюмени и отличает его именно неподготовленность зрителя с ним столкнуться. Посещая выставки, музеи и галереи, вы ставите себе цель или задачу познакомиться с искусством, работами художников и творцов. Узнаете новое, в идеале – учитесь понимать задумку автора и формируете собственное отношение к искусству. Работы уличных художников – это всегда спонтанность, неподготовленность, но также повседневность и непреднамеренная насмотренность. Уличное искусство позволяет вывести творчество из стен музеев, рамок картин, чтобы прикоснуться к нему мог каждый.

Легально и понятно

Историю становления современного уличного творчества на одной из образовательных лекций рассказала исполнительный директор проекта «Морфология улиц» в Тюмени. Он направлен на поддержку и развитие этого вида искусства в городе и регионе. Несложно поверить, но прародителем арт-объекта на опоре моста Влюбленных (художник Антон EAGER) были наскальные рисунки. Спустя большой период времени возникла тенденция рисовать на стенах баллончиками с краской, и, как вирус, крупные города США заполонили псевдонимы уличных художников – граффити. Такие «штампы» не несли никакого смысла кроме самовыражения автора. Когда рисунки начали отражать актуальные проблемы той или иной социальной группы, появился стрит-арт, нелегальный и для локальной аудитории.

То, что сегодня создают молодые люди в рамках проекта «Морфология улиц» не имеет ничего общего ни с граффити, ни со стрит-артом. Это принципиально другое, полностью легальное, согласованное с властями и местными жителями, искусство – паблик-арт.

– Паблик-арт – это целое направление работы для мультицентра «Контора пароходства». Мы рассказываем о современном уличном искусстве, поддерживаем тюменских художников, проводим работу с горожанами и максимально вовлечены в процессы благоустройства городской среды. Мы заинтересованы в том, чтобы сделать ее более комфортной, красивой и яркой. Оглядываясь на пятилетний опыт проекта «Морфология улиц», мы поняли, что сейчас важно не только создавать искусство в городе, но и делать его нормой. Мы считаем важным распространять паблик-арт, чтобы тюменцы с самого детства развивали насмотренность, узнавали больше об искусстве и просто видели красивое рядом, – рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» исполнительный директор проекта Анастасия Ларенко.

Фото Сергея Мжельского

Искусство должно объединять

Проект «Морфология улиц» реализуется в Тюмени с 2017 года. В разное время организаторы фестиваля делали акцент на те аспекты, которые считали важными здесь и сейчас. Привлекали художников из других регионов и стран, проводили образовательные площадки, создавали открытые лаборатории, где каждый желающий может стать частью творческого процесса. Одна из таких лабораторий объединила в 2021 году порядка 300 жителей города, которые своими руками создавали элементы для мозаичного панно на заборе на улице Челюскинцев. Арт-объект был выполнен по эскизу художницы и мозаичиста Светланы Растебиной, но совместно с тюменцами. Композиция является отпечатком личных впечатлений художницы, работа выполнена в стиле минимализма, а в основе цветовой гаммы градация ультрамаринового цвета – цвета моря, неба и чистоты.

– Это был большой шаг в сближении «Морфологии улиц» и жителей города. Нам было безумно приятно слышать позитивные отзывы горожан. В один из дней, когда работа уже была завершена, мы делали фотографии готовой стены и услышали слова проходящей мимо девочки. Она рассказывала своей маме, как своими руками делала один из кусочков этой красивой стены. И нам, и художнице было важно услышать подобное. Ведь это та самая вовлеченность, к которой мы стремимся, – поделилась Анастасия Ларенко.

И хотя проект существует уже шесть лет, процесс изменения отношения жителей города к уличному искусству по-прежнему невероятно сложный и долгий. По мнению Анастасии, потребуется еще немало лет для того, чтобы тюменцы переменили свое личное отношение к искусству в городской среде. Для этого и существуют лаборатории «Морфологии улиц», позволяющие сближать художников и горожан. Правильность такого подхода отмечал еще в начале XX века арт-критик Клемент Гринберг. Он был уверен, что нахождение наедине с предметом искусства позволяет сократить разрыв между зрителем и художником, а также между зрителями непосредственно.

– Лояльность повышается постепенно. Нам оказывают поддержку представители администрации города, застройщики. Но нередко приходится сталкиваться и с непониманием, сопротивлением со стороны жителей Тюмени, – рассказала Анастасия. – Лично для меня паблик-арт стал проводником в мир искусства. Научил по-другому смотреть на городскую среду, жителей, видеть, насколько мы все связаны и насколько разные взгляды у людей, которые живут в серых тонах, и у тех, рядом с кем поселилось искусство.

Фото Сергея Мжельского

Искусство ближе, чем кажется

Сегодня во всех районах Тюмени размещено более сотни арт-объектов от художников со всей России и за ее пределами. Некоторые из них уже стали неотделимой частью образа города. Например, рисунок на опоре моста Влюбленных. Какие-то до сих пор страдают от града критики – металлическая скульптура уральского художника «Восход над горой» на уличной площадке «Конторы пароходства» (да, та самая редиска на синей горе). Но их много, разных, наполненных смыслом, задуматься о котором нам порой просто недостает времени. Ведь они, как нам кажется, отличаются от «нормального», «привычного», «красивого» искусства.

Немецкий историк Вильгельм Воррингер считал, что каждый художник выражает в своих работах мировоззрение эпохи, создает то, что вызывает восхищение лично у творца, без оглядки на ожидаемую реакцию зрителя. В этом и состоит простая разгадка «сложного» уличного искусства. Пока художники, которых мы считаем классиками, вроде да Винчи, стремились воссоздавать мир идеальным и реальным, современный мир у большинства вызывает отторжение. Кто захочет запечатлеть на годы дымящийся завод, дорожные заторы или забитую по вечерам маршрутку? Художники учатся у других художников, но также продолжают рассказывать непрерывную историю мира, своей страны и города. Нельзя же просто выкинуть из сознания людей перестройку и индустриализацию и продолжить писать живописные пейзажи городских парков, не замечая изменений вокруг?

Летом 2020 года художник из Воронежа Ян Посадский создал рисунок на стене швейной фабрики в районе улиц Володарского и Дзержинского. Арт-объект «10к» площадью 567 квадратных метров отсылает зрителя к происхождению самого слова «Тюмень». По одной из версий, оно связано с монгольским «тумен», что означает воинское соединение в десять тысяч человек. А с татарского это будет «мое достояние». Объединив два понятия, художник отобразил купюру в десять тысяч рублей времен дефолта. Элементы дизайна прежние, но вместо изображения Красноярска – Тюмень начала XX века.

Вы точно видели яркую работу на пересечении улиц Хохрякова и 8 Марта. Задумывались над тем, кто ее создал? Тюменская художница Александра Мельникова. Работа выполнена в технике freehand, когда рисунки создаются свободной рукой в несколько наивной манере. Тема посвящена социуму и месту личного пространства в нем. Художница надеялась, что сочная и яркая картинка сможет повлиять на настроение прохожих.

Пальма на стене дома №3 по улице Орджоникидзе носит название «Тюмень Южная». Ее создали художники из пермской арт-группы «Фрукты» летом 2020 года. Работой, которая была отмечена премией Сергея Курехина в номинации «Искусство в общественном пространстве», художники приоткрыли тайну происхождения Тюмени. Когда-то на месте города была тропическая флора и Западно-Сибирское море. И сегодня, благодаря тени пальмы, современные городские деревья отбрасывают на стену дома свою прошлую жизнь.

До конца этого лета еще один символ Тюмени, сибирский ковер, станет частью арт-пространства города в районе улицы Ленина, где художница Саша Мельникова раскрасит целую стену многоквартирного дома.

Больше ста тюменцев прошли обучение в Творческой школе имени Гнесиных

03 ноября

Новую школу Тюмени украсили муралом, посвященным Минину и Пожарскому

02 ноября