Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Ненецкая семья Вайнуто создает шедевры рукоделия

Они сохраняют свой язык, культуру и традиции

Слушать новость
Ненецкая семья Вайнуто создает шедевры рукоделия. Они сохраняют свой язык, культуру и традиции.

Шить национальную одежду и обувь Тамара Вайнуто из села Яр-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа научилась с детства.

Родилась и выросла она в ненецкой семье тундровика-охотника. Жили небогато. Оленей своих не было. Мама шила на заказ вещи, с ней рассчитывались шкурами. Отец занимался промыслом, в доме всегда было мясо, рыба.

– С 5 лет я начала шить одежду для кукол из клюва птиц. Это традиционная детская игрушка ненцев – нухуко, в основу которой положен птичий клюв. Головой куклы служит надклювье. Для куклы-мужчины это надклювье гуся, для женщины – утки, для куклы-ребенка – мелких водоплавающих птиц. Туловище кукол делается из лоскута ткани и одевается в национальные одежды, украшается бисером, орнаментами, – рассказывает Тамара.

Кроить и шить одежду, подбирать декоративные элементы для нухуко дочке подсказывала мама. В ненецких семьях девочек рано приучали к роли хозяек. Тамара была старшим ребенком, кроме нее, еще девять братьев и сестер.

– Уже к 10 годам на каникулах я помогала маме обрабатывать шкуры, смотрела, как она кроит, шьет. Училась, перенимала опыт, шила обувь для братьев, рукавицы. Нас было много, нужно было для всех подготовить зимнюю одежду. С детства я поняла, что если не сделаешь этого – будет холодно, замерзнешь, – говорит рукодельница.

Потребность в удобной и очень тёплой меховой одежде вызывалась окружающей природой и суровым климатом. Северная одежда – настоящее чудо, потому что одетый в неё человек не замёрзнет и ничего не обморозит во время отдыха, работы или ожидания лучшей погоды.

Декоративная выразительность ненецкой одежды достигается за счёт выделения цветовой гаммы. Небогато расцвеченная узорами, почти не имеющая украшений, она, тем не менее, красива своей строгостью, монументальностью. Красота эта основана на гармоничном сочетании всех элементов. С большим вкусом используются оттенки меха и отделочные материалы: сукно и ровдуга (замша). На цветовое решение одежды мастерицы всегда обращали большое внимание, они избегали резких, грубых сочетаний цветов.

– Когда мне было 13 лет, наша семья переехала в факторию Порц-Яха. С этого возраста я уже начала сама кроить и шить узорчики для бурок, ягушек, а скроенные элементы увозила с собой в школу-интернат, где все сшивала и на каникулах привозила готовые узоры домой, – рассказывает рукодельница.

После окончания школы она вышла замуж за тундровика. Из родительского дома ее забрали на оленях.

– Всегда мечтала жить в тундре, где олени, чум. Спасибо моей свекрови, которая оказалась очень доброй, мастеровой. Она научила меня шить национальную одежду, покрытие для чума. Все измеряли не линейкой, а ладонью, пальцами. До сих пор я использую этот метод при раскройке изделий, – говорит Тамара.

Вместе с мужем она более 13 лет проработала оленеводом в бригаде, воспитывала дочку и сына, выполняла домашнюю работу. Успевала заниматься и любимым рукоделием, которое к тому же приносило доход в семью.

Однако по состоянию здоровья Тамаре пришлось оставить тундру и переехать в поселок. Здесь она продолжила шить узоры из меха и сукна, что отвлекало от негативных мыслей и помогло преодолеть тяжелую болезнь.

– Зная суровый северный климат, я всегда тороплюсь сшить взрослую, детскую одежду, если меня об этом просят. Стараюсь помочь всем, кто нуждается в моей помощи. Чтобы обернуть чум нужно более 150 шкур. Чтобы сшить мужские кисы надо обработать 10 лап оленя, на выделку которых уходило 4-5 дней, еще неделя уходила на пошив. А вот нарядная ягушка шьется от года до двух лет: пока шкуры подберешь, узоры пришьешь, мехом украсишь. Такая выходная одежда должна быть у каждой хозяйки. Нарядную одежду я шью с большим удовольствием, – говорит мастерица.

Она не раз участвовала в различных конкурсах, этнофестивалях, занимала призовые места и становилась абсолютной победительницей, обладательницей Гран-При.

Свое ремесло Тамара передает своей невестке, дочери. Они помогают делать узоры, шьют одежду для сувенирных кукол, национальные сумки. Летом семья обязательно ставит чум, в котором живут дети и внуки.

– Мы учим подрастающее поколение не забывать традиции предков. Сейчас в мире происходит всеобщая глобализация, большие народы впитывают в себя малые. Поэтому важно сохранить свою идентичность через свой язык, свои традиции, свою национальную одежду. Уклад жизни ненцев складывался не одно столетие, в состав ненецкого народа входили и другие народы. Например, от народа Сихиртя ненцы позаимствовали мужскую верхнюю одежду – малицу, через ненцев малицу стали носить и соседние с ними оленеводческие народы. Также ненцы позаимствовали у других народов искусство орнамента и переделали под свой стиль одежды. Взамен, другие оленеводческие народы переняли у ненцев организацию крупнотабунного оленеводства, и как показывает история – самую совершенную в мире. В 21 век наш народ вошёл, сохранив себя, свой язык, свою одежду, оленеводство, традиционный уклад жизни, – рассуждает Тамара.

  • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    Фото из семейного архива. Автор неизвестен
  • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    Фото из семейного архива. Автор неизвестен
  • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    Фото из семейного архива. Автор неизвестен
  • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    Фото из семейного архива. Автор неизвестен
  • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    Фото из семейного архива. Автор неизвестен
  • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    Фото из семейного архива. Автор неизвестен
  • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    Фото из семейного архива. Автор неизвестен
  • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    Фото из семейного архива. Автор неизвестен
  • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    Фото из семейного архива. Автор неизвестен
  • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    Фото из семейного архива. Автор неизвестен
  • 

    Фото из семейного архива. Автор неизвестен

    Шить национальную одежду и обувь Тамара Вайнуто из села Яр-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа научилась с детства.

    Родилась и выросла она в ненецкой семье тундровика-охотника. Жили небогато. Оленей своих не было. Мама шила на заказ вещи, с ней рассчитывались шкурами. Отец занимался промыслом, в доме всегда было мясо, рыба.

    – С 5 лет я начала шить одежду для кукол из клюва птиц. Это традиционная детская игрушка ненцев – нухуко, в основу которой положен птичий клюв. Головой куклы служит надклювье. Для куклы-мужчины это надклювье гуся, для женщины – утки, для куклы-ребенка – мелких водоплавающих птиц. Туловище кукол делается из лоскута ткани и одевается в национальные одежды, украшается бисером, орнаментами, – рассказывает Тамара.

    Кроить и шить одежду, подбирать декоративные элементы для нухуко дочке подсказывала мама. В ненецких семьях девочек рано приучали к роли хозяек. Тамара была старшим ребенком, кроме нее, еще девять братьев и сестер.

    – Уже к 10 годам на каникулах я помогала маме обрабатывать шкуры, смотрела, как она кроит, шьет. Училась, перенимала опыт, шила обувь для братьев, рукавицы. Нас было много, нужно было для всех подготовить зимнюю одежду. С детства я поняла, что если не сделаешь этого – будет холодно, замерзнешь, – говорит рукодельница.

    Потребность в удобной и очень тёплой меховой одежде вызывалась окружающей природой и суровым климатом. Северная одежда – настоящее чудо, потому что одетый в неё человек не замёрзнет и ничего не обморозит во время отдыха, работы или ожидания лучшей погоды.

    Декоративная выразительность ненецкой одежды достигается за счёт выделения цветовой гаммы. Небогато расцвеченная узорами, почти не имеющая украшений, она, тем не менее, красива своей строгостью, монументальностью. Красота эта основана на гармоничном сочетании всех элементов. С большим вкусом используются оттенки меха и отделочные материалы: сукно и ровдуга (замша). На цветовое решение одежды мастерицы всегда обращали большое внимание, они избегали резких, грубых сочетаний цветов.

    – Когда мне было 13 лет, наша семья переехала в факторию Порц-Яха. С этого возраста я уже начала сама кроить и шить узорчики для бурок, ягушек, а скроенные элементы увозила с собой в школу-интернат, где все сшивала и на каникулах привозила готовые узоры домой, – рассказывает рукодельница.

    После окончания школы она вышла замуж за тундровика. Из родительского дома ее забрали на оленях.

    – Всегда мечтала жить в тундре, где олени, чум. Спасибо моей свекрови, которая оказалась очень доброй, мастеровой. Она научила меня шить национальную одежду, покрытие для чума. Все измеряли не линейкой, а ладонью, пальцами. До сих пор я использую этот метод при раскройке изделий, – говорит Тамара.

    Вместе с мужем она более 13 лет проработала оленеводом в бригаде, воспитывала дочку и сына, выполняла домашнюю работу. Успевала заниматься и любимым рукоделием, которое к тому же приносило доход в семью.

    Однако по состоянию здоровья Тамаре пришлось оставить тундру и переехать в поселок. Здесь она продолжила шить узоры из меха и сукна, что отвлекало от негативных мыслей и помогло преодолеть тяжелую болезнь.

    – Зная суровый северный климат, я всегда тороплюсь сшить взрослую, детскую одежду, если меня об этом просят. Стараюсь помочь всем, кто нуждается в моей помощи. Чтобы обернуть чум нужно более 150 шкур. Чтобы сшить мужские кисы надо обработать 10 лап оленя, на выделку которых уходило 4-5 дней, еще неделя уходила на пошив. А вот нарядная ягушка шьется от года до двух лет: пока шкуры подберешь, узоры пришьешь, мехом украсишь. Такая выходная одежда должна быть у каждой хозяйки. Нарядную одежду я шью с большим удовольствием, – говорит мастерица.

    Она не раз участвовала в различных конкурсах, этнофестивалях, занимала призовые места и становилась абсолютной победительницей, обладательницей Гран-При.

    Свое ремесло Тамара передает своей невестке, дочери. Они помогают делать узоры, шьют одежду для сувенирных кукол, национальные сумки. Летом семья обязательно ставит чум, в котором живут дети и внуки.

    – Мы учим подрастающее поколение не забывать традиции предков. Сейчас в мире происходит всеобщая глобализация, большие народы впитывают в себя малые. Поэтому важно сохранить свою идентичность через свой язык, свои традиции, свою национальную одежду. Уклад жизни ненцев складывался не одно столетие, в состав ненецкого народа входили и другие народы. Например, от народа Сихиртя ненцы позаимствовали мужскую верхнюю одежду – малицу, через ненцев малицу стали носить и соседние с ними оленеводческие народы. Также ненцы позаимствовали у других народов искусство орнамента и переделали под свой стиль одежды. Взамен, другие оленеводческие народы переняли у ненцев организацию крупнотабунного оленеводства, и как показывает история – самую совершенную в мире. В 21 век наш народ вошёл, сохранив себя, свой язык, свою одежду, оленеводство, традиционный уклад жизни, – рассуждает Тамара.

    • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
      Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
      Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
      Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
      Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
      Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
      Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
      Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
      Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
      Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    • Фото из семейного архива. Автор неизвестен
      Фото из семейного архива. Автор неизвестен
    •