Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

В Тюменской области возрождают традиции праздника Ивана Купалы

В эту ночь проводились обряды, народные забавы

Слушать новость
В Тюменской области возрождают традиции праздника Ивана Купалы. В эту ночь проводились обряды, народные забавы.

Древний и обрядовый праздник Ивана Купалы у славян появился в дохристианские времена, пришел к нам еще из язычества. Дойдя до Сибири, он вобрал в себя традиции разных регионов России и славянских народов. Ведь здесь, за Уралом, так исторически сложилось, было много переселенцев, потому и обряды тут не исконно местные, а пришлые. Об этом рассказала руководитель ремесленной лавки-мастерской «Радостея» Юлия Карандина.

Праздник наши предки отмечали по старому стилю 24 июня (по новому 7 июля). Посвящен он летнему солнцестоянию, расцвету природы, в чью силу безоговорочно верили, и победе света над тьмой. Название праздника, кстати, говорило само за себя – с этого времени можно было купаться, поэтому и традиции так или иначе связаны с водой.

  • Фото Михаила Калянова
    Фото Михаила Калянова
  • Фото Михаила Калянова
    Фото Михаила Калянова
  • Фото Михаила Калянова
    Фото Михаила Калянова
  • 

    В эту ночь проводились обряды, народные забавы. Известные всем традиции – прыгать через костер, а еще пускать по реке венки, чтобы узнать перспективы своего замужества. Верили, что если венок плывет вдаль ровно и красиво – девушка скоро выйдет замуж, если венок прибьется к берегу – то с той стороны скоро ждать сватов, а если венок утонет – это предвестие несчастья. Для того чтобы лучше различать их в темноте, к венкам прикрепляли свечи.

    – Бывало и так: девушки плели венки, загадывая своего суженого, а парни ловили веночки, мол, пара уже создалась. Но для этого нужно было угадать, чей же венок пойман. Не обязательно они должны были жениться, это больше была игра, – рассказала Юлия Карандина.

    Накануне праздника делали куколку-однодневку, олицетворявшую начало купаний, которая так и называлась Купавка. Она была похожа на масленичную, и мастерили ее на базе такой же крестовины. Только Масленицу делали из лыка, а Купавку из веток березы. В конце праздника ее сжигали или отправляли по воде, в разных волостях поступали с ней по-своему. При этом приговаривали: «Беды, невзгоды с собой унеси, болезни телесные, душевные от меня и от моих близких забери».

    Фото Юлии Карандиной

    – Маленькие куколки, которые мастерили девушки, облачали в наряды. На крестовину, сделанную из прутиков, надевали сарафан, рубашку, платочек, очелье, фартук – все, как полагается, и украшали. Однако ткань не всегда использовали, часто весь наряд делался из травы и листьев, ярких цветков. Раньше не было атласных лент. В ход шли яркие шерстяные нитки, которые заранее красили дикоросами: настоями трав, ягод, листьев. Повязывая на руки кукле цветные веревочки, девушка загадывала желания. Эти «ленточки», плывущие по реке, и забирали все несчастья и невзгоды, – объяснила Юлия Карандина.

    Считалось, что в эту ночь вода обретает волшебную силу. Пуская такую куклу по реке, верили, что все сбудется. Важно было, чтоб Купавка прикасалась с водой, поэтому на плот ее не ставили. Были и большие куклы, такие готовили всем селом. И пожелания были более масштабные – чтобы Купавка защитила жителей от врагов, принесла хорошую погоду и большой урожай.

    По народным легендам, именно в ночь на Ивана Купалу происходит магическое цветение папоротника. Верили, что человек, сорвавший его, приобретет особые знания, умения, станет счастливым. Эта красивая легенда была основана на том, что именно на день Ивана Купалы 7 июля приходится пик сбора целебных трав. Считалось, что в это время растения обретают особую силу. И действительно, травы начинали собирать со второй половины июня: полынь, зверобой, крапива, клевер. При этом верили, что они не только могут излечить от хвори, но и «поработать» оберегами, поэтому их крепили на пояса все участники праздника. В бане, например, тоже всегда ставили пучок полыни, который имел «очищающее» свойство. Это время заготовки веников для бани: березовых, дубовых, еловых.

    – Эти приметы до сих пор существуют. Кто-то в них верит, для других это дань традиции и история, которая нас объединяет, – считает Юлия Карандина.

    • Фото Михаила Калянова
      Фото Михаила Калянова
    • Фото Михаила Калянова
      Фото Михаила Калянова
    • Фото Михаила Калянова
      Фото Михаила Калянова
    • 

      Как рассказала руководитель тюменского ансамбля «Росстань» Лилия Демина, в некоторых деревнях Тюменской области еще сохранились традиции дня Ивана Купалы. Как оказалось, лучше всех знают, как отмечали этот праздник наши предки, – жители Викуловского района.

      – Делали столб, который украшали разными цветами, вокруг него водили хороводы, пели песни. Такой элемент празднования сохранился только там. Ермаки, Осиновка, Еловка Викуловского района – в этих селах после долгого забвения вновь возрождают эту традицию. Жители поднимают материалы, ищут в источниках интересные факты. Носителями этих знаний стали в основном переселенцы-белорусы, – рассказала Лилия Демина.

      В репертуаре ансамбля «Росстань» запевки и купальские песни, которые были записаны в экспедициях еще в 90-е годы ХХ века в Боровлянке Викуловского района, Тюнево Нижнетавдинского района.

      В день Ивана Купалы, как и в рождественские святки, стираются границы между мирами, между реальным и магическим, ведь он родился в результате слияния христианских и языческих обычаев. Его мистическая привлекательность до сих пор интересна людям.

      • Фото Михаила Калянова
        Фото Михаила Калянова
      • Фото Михаила Калянова
        Фото Михаила Калянова
      • Фото Михаила Калянова
        Фото Михаила Калянова
      • 

        Фото Михаила Калянова

        Древний и обрядовый праздник Ивана Купалы у славян появился в дохристианские времена, пришел к нам еще из язычества. Дойдя до Сибири, он вобрал в себя традиции разных регионов России и славянских народов. Ведь здесь, за Уралом, так исторически сложилось, было много переселенцев, потому и обряды тут не исконно местные, а пришлые. Об этом рассказала руководитель ремесленной лавки-мастерской «Радостея» Юлия Карандина.

        Праздник наши предки отмечали по старому стилю 24 июня (по новому 7 июля). Посвящен он летнему солнцестоянию, расцвету природы, в чью силу безоговорочно верили, и победе света над тьмой. Название праздника, кстати, говорило само за себя – с этого времени можно было купаться, поэтому и традиции так или иначе связаны с водой.

        • Фото Михаила Калянова
          Фото Михаила Калянова
        • Фото Михаила Калянова
          Фото Михаила Калянова
        • Фото Михаила Калянова
          Фото Михаила Калянова
        • 

          В эту ночь проводились обряды, народные забавы. Известные всем традиции – прыгать через костер, а еще пускать по реке венки, чтобы узнать перспективы своего замужества. Верили, что если венок плывет вдаль ровно и красиво – девушка скоро выйдет замуж, если венок прибьется к берегу – то с той стороны скоро ждать сватов, а если венок утонет – это предвестие несчастья. Для того чтобы лучше различать их в темноте, к венкам прикрепляли свечи.

          – Бывало и так: девушки плели венки, загадывая своего суженого, а парни ловили веночки, мол, пара уже создалась. Но для этого нужно было угадать, чей же венок пойман. Не обязательно они должны были жениться, это больше была игра, – рассказала Юлия Карандина.

          Накануне праздника делали куколку-однодневку, олицетворявшую начало купаний, которая так и называлась Купавка. Она была похожа на масленичную, и мастерили ее на базе такой же крестовины. Только Масленицу делали из лыка, а Купавку из веток березы. В конце праздника ее сжигали или отправляли по воде, в разных волостях поступали с ней по-своему. При этом приговаривали: «Беды, невзгоды с собой унеси, болезни телесные, душевные от меня и от моих близких забери».

          Фото Юлии Карандиной

          – Маленькие куколки, которые мастерили девушки, облачали в наряды. На крестовину, сделанную из прутиков, надевали сарафан, рубашку, платочек, очелье, фартук – все, как полагается, и украшали. Однако ткань не всегда использовали, часто весь наряд делался из травы и листьев, ярких цветков. Раньше не было атласных лент. В ход шли яркие шерстяные нитки, которые заранее красили дикоросами: настоями трав, ягод, листьев. Повязывая на руки кукле цветные веревочки, девушка загадывала желания. Эти «ленточки», плывущие по реке, и забирали все несчастья и невзгоды, – объяснила Юлия Карандина.

          Считалось, что в эту ночь вода обретает волшебную силу. Пуская такую куклу по реке, верили, что все сбудется. Важно было, чтоб Купавка прикасалась с водой, поэтому на плот ее не ставили. Были и большие куклы, такие готовили всем селом. И пожелания были более масштабные – чтобы Купавка защитила жителей от врагов, принесла хорошую погоду и большой урожай.

          По народным легендам, именно в ночь на Ивана Купалу происходит магическое цветение папоротника. Верили, что человек, сорвавший его, приобретет особые знания, умения, станет счастливым. Эта красивая легенда была основана на том, что именно на день Ивана Купалы 7 июля приходится пик сбора целебных трав. Считалось, что в это время растения обретают особую силу. И действительно, травы начинали собирать со второй половины июня: полынь, зверобой, крапива, клевер. При этом верили, что они не только могут излечить от хвори, но и «поработать» оберегами, поэтому их крепили на пояса все участники праздника. В бане, например, тоже всегда ставили пучок полыни, который имел «очищающее» свойство. Это время заготовки веников для бани: березовых, дубовых, еловых.

          – Эти приметы до сих пор существуют. Кто-то в них верит, для других это дань традиции и история, которая нас объединяет, – считает Юлия Карандина.

          • Фото Михаила Калянова
            Фото Михаила Калянова
          • Фото Михаила Калянова
            Фото Михаила Калянова
          • Фото Михаила Калянова
            Фото Михаила Калянова
          • 

            Как рассказала руководитель тюменского ансамбля «Росстань» Лилия Демина, в некоторых деревнях Тюменской области еще сохранились традиции дня Ивана Купалы. Как оказалось, лучше всех знают, как отмечали этот праздник наши предки, – жители Викуловского района.

            – Делали столб, который украшали разными цветами, вокруг него водили хороводы, пели песни. Такой элемент празднования сохранился только там. Ермаки, Осиновка, Еловка Викуловского района – в этих селах после долгого забвения вновь возрождают эту традицию. Жители поднимают материалы, ищут в источниках интересные факты. Носителями этих знаний стали в основном переселенцы-белорусы, – рассказала Лилия Демина.

            В репертуаре ансамбля «Росстань» запевки и купальские песни, которые были записаны в экспедициях еще в 90-е годы ХХ века в Боровлянке Викуловского района, Тюнево Нижнетавдинского района.

            В день Ивана Купалы, как и в рождественские святки, стираются границы между мирами, между реальным и магическим, ведь он родился в результате слияния христианских и языческих обычаев. Его мистическая привлекательность до сих пор интересна людям.

            • Фото Михаила Калянова
              Фото Михаила Калянова
            • Фото Михаила Калянова
              Фото Михаила Калянова
            • Фото Михаила Калянова
              Фото Михаила Калянова
            •