Рядом, когда нужно: как врачи тюменского хосписа поддерживают неизлечимо больных
Здесь не вылечат, но помогут
Ценить жизнь и каждую ее минуту здесь умеют, как нигде. Новый день встречают с благодарностью, а смерть, какой бы ожидаемой она ни была – всегда с болью. Это все о хосписе.
– Случайных людей здесь нет, каждый когда-то сделал осознанный выбор и остался работать в хосписе. Именно поэтому здесь нет текучки кадров. Есть профессионалы со стажем, есть и молодые специалисты. Миссия для всех едина и понятна – мы не вылечим, но поможем. Каждый человек имеет право на уход из жизни без боли, без страха, без одиночества, – рассказала директор ГАУЗ ТО «Хоспис» Винира Хамова.
Те, кто пришел сюда работать «по ошибке», увольняются на следующий день. Чтобы трудиться здесь, осознавая, что каждый пациент скоро покинет этот мир, нужен особый склад характера и живое сердце.
Хосписная команда работает в тандеме с родственниками пациентов, только так можно добиться успеха. А для близких людей тех, кто попал в хоспис, часто трудно принять ситуацию, что родной человек уходит из жизни.
К смерти привыкнуть невозможно
Врач по паллиативной медицинской помощи хосписа Александр Пеньков больше 20 лет помогает больным в хосписе, до этого 15 лет работал хирургом в Сладковской районной больнице. Коллеги отзываются о нем, как о профессионале в своем деле и надежном человеке, его знания и опыт для сотрудников учреждения бесценны. К нему обращаются молодые сотрудники за советом. Он всегда готов поделиться опытом, помочь, обучить и подсказать. За видимой сдержанностью скрывается трепетное отношение к больным и огромное желание избавить их от боли.
По словам Александра Пенькова, работать здесь эмоционально сложно, ведь к смерти привыкнуть невозможно, но приходится находить душевное равновесие, научиться общаться с пациентами, успокаивать родственников, хоть это и непросто.
– К нам поступают пациенты с онкологией и после инсульта. Это тяжелые больные, которым нужны обезболивающие препараты, а также профессиональный медицинский уход: накормить, помочь в обслуживании, провести профилактику пролежней. С умирающими больными работать очень тяжело эмоционально. Объяснить близким, что здесь не лечат, а облегчают состояние, непросто. Мы не в силах продлить жизнь, зато можем сделать ее легче. Наша задача – сделать так, чтобы человек «уходил» без страданий, боли, достойно, – отметил Александр Пеньков.
Он рассказал, что тенденция развивается в сторону изменения форм препаратов, применяемых для паллиативных больных, появились более удобные варианты: таблетированные, питьевые, пластыри. Они более практичные в домашнем использовании. Это помогает родственникам заботиться о больном, чтобы облегчить его состояние. Однако имеет значение особенности при их применении. Именно в стационаре подбирают наиболее эффективную схему обезболивания.
Работа в хосписе – для умеющих сопереживать
Заместитель директора – главный врач Марина Русакова, несмотря на возраст и опыт работы, в паллиативной медицине всего три месяца – умело выстраивает взаимоотношения и с пациентами, и с родственниками.
– Еще в девятом классе я решила, что хочу помогать людям. Тогда и определила для себя, что буду поступать в медицинский. Мысль о паллиативной помощи пришла не сразу. Сначала работала участковым терапевтом в поликлинике. Не раз приходилось сталкиваться с тяжелыми пациентами, признанными паллиативными. Я поняла, что это отдельное серьезное направление, которое требует совершенно другого подхода, другой отдачи, – рассказала главврач.
Она призналась, что было сначала страшновато идти работать в хоспис, но не из-за специфики деятельности, а в силу того, что сотрудники учреждения, то есть коллеги, в основном старше ее. Однако здесь встретили ее тепло, коллектив очень дружный. Прошло три месяца, и она поняла, что здесь чувствует себя на своем месте. Так бывает, когда с удовольствием идешь на работу, возвращаешься домой с чувством выполненного долга.
– Не каждый сможет работать в хосписе, тут нужны особые человеческие качества: важно обладать эмпатией, уметь сопереживать и пациенту, и родственнику. Порой приходится быть терпимым к гневу и непринятию ситуации родными пациента, чтобы помочь пережить утрату или же адаптироваться к ситуации. Ведь многие пациенты с тяжелейшими диагнозами живут достаточно долго. Главное, чтобы они не теряли качество жизни, мы помогаем облегчить боль, снимаем интоксикацию и они снова возвращаются домой, к близким, – говорит Марина Русакова.
Помощь без суеты
Паллиативная помощь оказывается пациентам в терминальной стадии с крайне тяжелыми заболеваниями. Профессиональные и заботливые сотрудники хосписа помогают облегчить состояние больного, избавив его от боли, тошноты, одышки и других симптомов, которые его беспокоят.
Однако здесь оказывается и немедицинская помощь, в числе которой психологическая. С пациентами и их родственниками работает профессиональный психолог. Пациентов нередко одолевает буря эмоций: и страх, и гнев, и обиды. С этим и помогает справиться штатный специалист. Он же учит семью понять ситуацию, настроиться, выдержать то, что случилось, и наладить систему по уходу за больным родственником. Ведь порой приходится менять свой уклад жизни.
– У каждого остается еще надежда, что можно спасти, главное найти способ. И родные наших пациентов, метаясь, ищут его, уверенные, что еще не все методы лечения испробованы. Их можно понять. Но порой правильнее сориентировать родных, что не нужно суетиться, а лучше побольше времени побыть с «уходящим». Это как раз именно то, что им нужно в последние дни его жизни больше всего. Психолог пытается сместить акценты внимания, – объяснила Винира Хамова.
Здесь оказывается и духовная поддержка. В жизни многие люди не задумываются о религии, вере, но случается так, что, оказавшись здесь, пациент начинает задумываться о смысле жизни. По желанию больных ему приглашают представителей любой из религиозных конфессий. Заканчивающих свой жизненный путь исповедуют, утешат Божьим словом.
Помимо этого, в хосписе оказывают и социальную поддержку. Родственников учат кормить тяжелобольного, перестилать ему постель, ухаживать за ним дома. Лучший вариант, к которому здесь стремятся, – это оказать помощь, снимая тяжелые симптомы, которые сопутствуют диагнозу, и научить людей жить дома с заболеванием, не замечая его, улучшив качество жизни.
Доброты много не бывает
Хосписная помощь всегда тесно связана с принципами милосердия, доброты, волонтерства – с желанием помочь.
– Мы бы хотели, чтобы наши пациенты ощущали себя, как дома, максимально были охвачены заботой. В этом помогают волонтеры. Среди них есть и будущие медики, которые пока – студенты вуза и колледжа, а также неравнодушные горожане, которые по зову сердца приходят почитать книжку больным, погулять с ними, а иногда заплести косичку или поиграть в настольные игры, да и просто поговорить с пациентами. Подопечные хосписа начинают ценить в жизни каждую мелочь. Волонтеры всегда нужны, а форм для оказания помощи множество, – отметила Винира Хамова.
Кстати, оборудованная площадка для прогулок – это тоже дело рук волонтеров. В планах создать картинную галерею, авторами которых будут добрые люди.
– Не могу не рассказать о нашем волонтере, который уже два года помогает нам инкогнито. Не называя своего имени, он приходит раз в месяц и привозит сладости и продукты к чайному столику, – поделилась удивительной историей директор хосписа.
По ее словам, труд медицинского персонала хосписа переоценить сложно. Ведь надеяться на чудо здесь не приходится. Но, несмотря на то, что финал очевиден, привыкнуть к нему не могут даже опытные врачи – «уход» переносят тяжело. Каждая смерть откликается болью в душе.
– Не все родственники могут оказать такую заботу, какую проявляют ежеминутно сотрудники хосписа. Без сострадания и милосердия тут не получается. Персонал сам понимает свою ответственность, это на моральном уровне. Неравнодушие сотрудников проявляется в каждой мелочи. Если больной одинок, купим конфетку, сладкое, чем-то хочется порадовать его, – рассказывает Винира Хамова.
Ожидание возвращения
В хосписе 30 пациентов, среди них есть тяжелые, которые не встают с постели, как правило, таких почти половина. Есть и подопечные после нарушения мозгового кровообращения, а значит, они в коматозном, вегетативном состоянии. Именно таким пациентам волонтеры читают книги, не важно, что больные без сознания. До сих пор достоверно не известно, что в таком состоянии может воспринимать человек, но надежда, что он все слышит, не покидает. Стараются подобрать для чтения стихи или романтическую литературу.
– Конечно, слово «вылечить» у нас не употребляется. Но были случаи, которые поражали. Так, например, к нам была переведена бабушка после инсульта, ей было 93 года. Она поступила в вегетативном состоянии. Приехали родственники из разных городов, чтобы попрощаться с ней. Однако, проведя несколько дней в хосписе, она пришла в сознание, появилась активность, она всех узнала, называла по имени. Близкие забрали ее домой, она провела последние дни жизни в кругу семьи, – вспоминает Винира Хамова.
Хоспис, как говорит руководитель, это отражение нашего общества. Здесь заметнее всего проявляются взаимоотношения в семьях. Очень больно наблюдать, когда пациент просится домой, и такой уход ему вполне можно обеспечить, а родные ему обещают забрать «завтра», ссылаясь на занятость, дела, командировки. И он все ждет и ждет...
«Уход» без боли
В разговоре Винира Хамова призналась, что хотелось бы изменить расхожее представление о хосписе, как о мрачном учреждении. Больной поступает сюда не для смерти. Здесь делают все для его полноценной, насколько это возможно, жизни после курса лечения. Некоторые из больных получают паллиативную помощь годами. Если не знать диагноза пациентов, то на вид это обычное медицинское учреждение. В холле стоит прекрасный аквариум, он появился в качестве признания за работу сотрудникам хосписа от благодарного родственника, который и по сей день занимается его обслуживанием, на радость нынешних постояльцев.
Как признаются родственники подопечных хосписа, когда они видят глаза сотрудников, сразу приходит успокоение и уверенность в том, что здесь окажут необходимую помощь, и тяжело больному будет легче.
– Крик души: не теряйте время на поиск волшебства, а больше общайтесь с родственниками, разговаривайте с ними. Я всегда за то, чтобы пациент уходил домой, когда у него улучшилось состояние, побыл в кругу семьи, а при необходимости вернулся к нам, но в родных стенах всегда спокойнее на душе, ведь дома и стены греют. Мы не волшебники, но с достоинством и полной ответственностью выполняем непростую миссию. Да, здесь лучше не бывать, но когда уже так сложилось, мы сможем помочь улучшить качество жизни, вернув пациента домой. Наша задача и удовлетворение в том, что пациент «уходит» без боли в заботливых руках. А своим коллегам, в честь Дня медицинского работника я бы хотела пожелать не терять своих душевных качеств и успевать жить, здоровья и благополучия, – подвела итог Винира Хамова.