Разговор с легендой тюменской журналистики...
Рафаэль Соломонович Гольдберг-Гуревич 4 мая празднует юбилей
Легенда тюменской журналистики, главный редактор газеты «Тюменский курьер» Рафаэль Соломонович Гольдберг отмечает красивый юбилей – 85 лет. У газеты в этом году тоже круглая дата – 30 лет. Путь Рафаэля Соломоновича начался не с журналистики, а с металлургии.
Накануне юбилея в Тюменской областной научной библиотеке состоялась творческая встреча с Рафаэлем Соломоновичем Гольдбергом-Гуревичем. Читальный зал на третьем этаже был полон. Помимо журналистов и писателей, библиотекарей, преподавателей вузов там были главные действующие лица – читатели и даже герои книг Рафаэля Гольдберга. Впрочем, незримо там присутствовали и те, кто уже ушел – солдаты и офицеры Великой Отечественной войны, жертвы политических репрессий, первопроходцы нефтегазового освоения Сибири, известные журналисты и писатели, руководители предприятий и региона.
– Мне тут не хватает 17 000 транспортных строителей, не хватает буровой бригады Сидоренко, ветеранов 229-й стрелковой дивизии мне тоже тут не хватает… Почему я начал с этих имен? Странная профессия, которой я занимаюсь с 1959 года. А что за профессия? Строить не умею, хлеб растить не умею, людей лечить не умею, я не учитель, не сантехник… но журналист как-то между ними всеми, – так начал свой творческий вечер юбиляр. – Что делает человека журналистом? Наверное, те тысячи людей, с которыми он встречался и работал…
Гольдберг – замечательный рассказчик, сам вел свой вечер и никому не давал себя хвалить, даже своему соавтору и соратнику Александру Петрушину или директору городской библиотеки Наталье Некрасовой, ни друзьям, ни коллегам.
Говоря о журналистике, Рафаэль Соломонович сыпал присловицами о профессии, которые прошли вместе с ним через эпохи. Например, «жив или помер – главное: в номер», его личное сказочное про журналистов «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что…». И он вспоминал... Cкрип движения путеукладчика, звук пилы на морозе, хлопанье вертолетных лопастей и голоса людей.
– Вся моя жизнь сложилась из общения с людьми… – и журналист рассказывает о своей встрече с легендарным «рыцарем газовой промышленности» Валерием Захаренковым.
Слушатели в читальном зале явно ловят себя на мысли, что эти занимательные истории должны стать новой книгой воспоминаний Гольдберга и своеобразным практическим учебником для молодых журналистов. Впрочем, сегодня мало кто из коллег стремится в тайгу, на буровые, на месторождения, на великие сибирские реки, в северные стойбища… Ну, если не стремятся, то хотя бы смогут прочитать о таком уникальном романтическом опыте, коим обладало поколение Гольдберга. И юбиляр с любовью и дрогнувшим голосом рассказывает о своих друзьях, соратниках, часто звучит имя талантливого, выходившего из ряда вон Виктора Строгальщикова. Вот тут наш рассказчик не стесняется эпитетов и раздавать похвалы. Именно с именами известных журналистов связан проект – выставка «Легенды тюменской журналистики», которую открыли в октябре прошлого года. Кстати, ее открытие было приурочено к выходу первого номера «Тюменского курьера» в 1993 году… В этом году у детища Рафаэля Гольдберга тоже юбилей – 30 лет. Но когда слушаешь главного редактора, кажется, что он моложе.
Удивительная история верстки первого номера в спартанско-боевых условиях октября 1993-го тоже прозвучала, в том числе из уст тех, кто его делал. Главный редактор признается честно, что в тот момент был на стороне Ельцина. Номер делали второго октября, а третьего октября по Дому Советов открыли огонь из танков, что привело к пожару и массовым жертвам среди защитников, включая женщин и детей. Тут голос главреда ломается… Многие знают: Гольдберг против любой тирании, даже во имя так называемых свободы и демократии. И против стрельбы по людям.
Гольдберг вспоминает:
– Я помню, в телевизоре картинка остановилась… в мэрии окна темные… у подъезда ходят два автоматчика…
И приглашает к микрофону дизайнера первого номера «Тюменского курьера» Ларису Покручину. И в зал летит еще одна удивительная история становления новой тюменской прессы и трагикомических бытовых неурядиц из жизни журналистов.
В течение вечера Гольдберг не раз напоминает, что он пишущий журналист, газетчик, хотя у него есть обширный опыт работы на радио. Известно, что сам главред написал несколько сотен авторских колонок в эту газету (больше полутора тысяч – это точно!), по которым можно отслеживать историю страны и края.
С особым и нескрываемым трепетом и одновременно восторгом Рафаэль Соломонович рассказывал о возвращенных именах героев Великой Отечественной, рассказывал, как собирал фотографии героев, с которых смотрят на нас молодые люди с удивительными судьбами, и с такой же пронзительностью и болью – о репрессированных, в этом повествовании ему помогал соратник Александр Петрушин.
О репрессированных… Это о «Книге расстрелянных»…
– Это была первая книга о жертвах массовых репрессий, –напоминает Александр Петрушин.
Для Гольдберга – это тема из собственной жизни. Он родился через две недели после расстрела отца в 1938 году. В его кабинете всегда висит портрет семьи, куда красавица-мама с помощью фотохудожников усадила между ними и маленького Рафа… А отец писал книги по овощеводству. Рафаэль Соломонович показывал мне их электронные версии из архивов, и с первого взгляда было ясно, что эти пособия будут полезны и нынешним овощеводам как в частном, так и в промышленном масштабе.
– Мама Рафаэля Соломоновича молодец, – рассказывает Александр Петрушин, – она не стала ждать, когда и за ней придут, и на последнем сроке беременности рванула на Урал, часто меняла адреса, чем спасла жизнь себе и Рафаэлю Соломоновичу. Строгая, но ленивая машина НКВД ее следы искать не стала. Поэтому мы сегодня с вами присутствуем на этом творческом вечере…
Звучат вопросы из зала. В том числе и такой: приходилось ли сталкиваться с цензурой? Мэтр улыбается – ну кому и в какие времена не приходилось?! И напоминает – главный цензор всегда у человека в голове. И тут же начинает увлеченно рассказывать о работе фронтовых корреспондентов, которым приходилось работать и под цензурой, и под пулями…
А я вдруг вспоминаю, что на сайте газеты «Тюменский курьер» есть рубрика «Стена памяти», с которой смотрят на нас возвращенные лица героев Великой Отечественной… Особенно пронзительно смотрят накануне 9 мая.
Прямо в зале находятся люди, которые приехали в библиотеку, чтобы поблагодарить Гольдберга за истории и возвращенные имена своих родственников. Они периодически выносят на сцену букеты цветов. А Гольдберг с трудом успевает вырывать микрофон у друзей, которые пытаются его поздравительно хвалить.
– Самое главное – оставаться самим собой… – звучит из уст юбиляра.
И Гольдберг остается самим собой. То ироничным, то пронзительно-печальным, то глубокомысленным, то шутливым, но… всегда интересным. И, судя по этому творческому вечеру, всегда молодым.
На сайте нашей газеты вы сможете посмотреть откровенный разговор с Рафаэлем Гольдбергом в «выездной» программе «Тюменская область творчества», которую мы снимали в кабинете легенды тюменской журналистики.