Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Тюменские моторостроители»: 60-летний опыт и перспективы новых проектов

Предприятие с легендарным прошлым уверенно смотрит в будущее

Экономика, 13:51, 08 апреля 2023, Нина Баринова
Слушать новость
«Тюменские моторостроители»: 60-летний опыт и перспективы новых проектов. Предприятие с легендарным прошлым уверенно смотрит в будущее.

Публичное акционерное общество «Тюменские моторостроители» (ПАО «ТМ») – крупное машиностроительное предприятие Тюменской области – отмечает 60-летний юбилей.

Возникновение «Тюменского моторного завода», а именно так изначально называлось предприятие, связано со стартом развития нефтегазового комплекса Западной Сибири. Решение о строительстве в Тюмени завода по производству авиационных двигателей было принято в 1962 году. А через год его уже вовсю возводили. Одновременно со строительством завода был организован Тюменский индустриальный институт (Тюменский нефтегазовый университет).

Задачи ставились грандиозные: предприятие должно было стать центром передовых технологий и высокой культуры производства в нефтегазовом регионе, а также центром подготовки высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров для всех промышленных предприятий Тюменской области.

– До начала 90-х предприятие работало на оборонную промышленность и имело закрытый статус. Основной продукцией завода были газотурбинные двигатели для военной авиации и двигатели ракет системы ПВО. В тяжелые 90-е годы, когда объем госзаказов снизился, а плановая экономика обрушилась, для предприятия начался новый этап жизни. В 1996 году было подписано соглашение с РАО «Газпром» об организации на базе ОАО «Тюменские моторостроители» ремонта двигателей судового типа, – рассказал заместитель генерального директора по производству ПАО «Тюменские моторостроители» Павел Лещук.

Фото Сергея Мжельского

В результате создаваемые для производства авиационных двигателей технологии, оборудование, материалы и средства контроля находили широкое применение в нефтяной и газовой промышленности. Так начался новый виток развития, предприятие каждые пять лет осваивало ремонты новых видов двигателей, испытательная станция подвергалась реконструкции, обновлялось оборудование, закупались новые станки для реализации масштабного проекта.

Сегодня «Тюменские моторостроители» – многопрофильное предприятие, которое имеет свое инструментальное производство, собственную железнодорожную ветку с разгрузочно-погрузочной площадкой, автономное водоснабжение, очистные сооружения, теплоснабжение, газопровод высокого давления от Тюменской ТЭЦ-1 до территории завода.

Фото Сергея Мжельского

Говоря об успехах, которых достигло предприятие к 60-летию, Павел Лещук отметил, что самое важное, что завод освоил ремонт всех видов газотурбинных двигателей судового типа, эксплуатируемых на компрессорных станциях и объектах ПАО «Газпром».

После перехода предприятия в состав промышленной Группы «Газпром энергохолдинг индустриальные активы» удалось нарастить наше производство. Если в период 2015–2020 годов предприятие ремонтировало по 40 двигателей в год, то в 2021 году выполнили 62 ремонта, в 2022 году приблизились к 68 ремонтам.

– План 2022 года мы выполнили на 102%, справившись с амбициозной задачей, и мы продолжаем расти. В перспективе в результате реализации инвестиционной программы по расширению производственных мощностей планируется рост количества ремонтов ГТД до 90 единиц в год, начиная с 2026 года. Это позволит полностью закрывать потребность ПАО «Газпром» в ремонтах и повысить надежность газотранспортной системы. Нет недостижимых задач, есть задачи, разделенные на этапы. О двигателях знаем все, всегда ориентированы на заказчика, слышим его, стараемся выполнять все заявленные пожелания. В условиях Севера не просто соблюсти бережную эксплуатацию двигателей, вмешивается климат. Мы успешно восстанавливаем двигатели. У нас создана своя эксплуатационная служба, мы сопровождаем полный цикл сопровождения ремонта. Уверен, что качество производства будет только расти, – отметил генеральный директор ПАО «Тюменские моторостроители» Станислав Гуц.

Фото Сергея Мжельского

На сегодняшний день ПАО «ТМ» отремонтировал более 1100 газотурбинных двигателей судового типа для дочерних обществ ПАО «Газпром».

Сейчас компания специализируется на производстве основных и вспомогательных газотурбинных двигателей для авиации и наземных энергетических установок, изготовлении машиностроительной продукции, используемой в транспортных средствах, а также в нефтяной и газовой промышленности. Помимо этого, здесь выполняют капитальный и аварийно-восстановительный ремонт газотурбинных двигателей и сервисное обслуживание газоперекачивающих агрегатов. Важно, что почти все оборудование на предприятии – отечественное. Во время станционного давления – это залог стабильности производства.

«Тюменские моторостроители» зарекомендовали себя как современное высокоэффективное производство, где гигантское внимание уделяется процессам модернизации и технологического переоснащения мощностей завода.

По словам заместителя гендиректора по производству, весьма перспективно видится взаимодействие предприятия с югом Тюменской области.

– Сегодня отличительной особенностью «Тюменских моторостроителей» является обширный станочный парк, который позволяет изготавливать детали любой сложности. Юг Тюменской области – это в основном сельскохозяйственная зона, где обслуживается соответствующая спецтехника. Мы готовы рассмотреть возможность изготовления деталей для техники, работающей в полях, в рамках импортозамещения, что сейчас становится в условиях новых вызовов особо актуальным. Мы готовы к тесному сотрудничеству с предприятиями юга региона, – подчеркнул Павел Лещук.

Фото Сергея Мжельского

По его словам, предприятию, которое имеет металлообрабатывающее оборудование, не составит труда изготовить комплектующие, например, к комбайнам.

– При наличии такого богатого станочного парка все это можно реализовать. А наши технологи и конструкторы не уступают в грамотности зарубежным специалистам. У них высокий уровень технической подготовки, – отметил представитель ПАО «Тюменские моторостроители».

Почти 2 тысячи профессионалов своего дела выполняют высококачественный ремонт газотурбинной и авиационной техники, производят оборудование для нефтегазовой отрасли. Развивая производство, здесь создаются и дополнительные рабочие места с заботой о том, чтобы каждому сотруднику было приятно работать в чистых цехах на новом современном оборудовании, чтобы условия труда были достойными.

Одной из главных задач, которые предприятие ставит на будущее – это модернизация оборудования. Кроме того, здесь намерены работать над улучшением инфраструктуры, а также повышением культуры и качества производства.

Фото Сергея Мжельского

Губернатор Тюменской области Александр Моор назвал это предприятие самым металло- и наукоемким в регионе. По его словам, машиностроение – ведущая промышленная отрасль Тюмени. Он подчеркнул, что это мощное предприятие смогло выстоять в трудные 90-е годы, мудрое руководство смогло перестроить и выстроить производство, которое теперь вновь на подъеме.

– Правительство региона и дальше продолжит поддержку региональной промышленности. Ведь экономический рост – это налоги в бюджет и рабочие места для наших земляков. Это надежный фундамент для развития социальной сферы, транспортной и коммунальной инфраструктуры, для повышения благосостояния и качества жизни тюменцев, – обратил внимание губернатор.

Важно отметить, что индекс промышленного производства в Тюменской области вернулся в «зеленую зону». За январь и февраль 2023 года его рост составил 2,9%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство машин и оборудования увеличилось более чем на 80%.

– За каждой из этих цифр – труд земляков. Спасибо каждому за вклад в общее дело, – поблагодарил глава региона.

Живую историю производства от рождения завода до наших дней в фактах и лицах, документах и экспонатах можно увидеть в заводском музее ПАО «ТМ». Экспозиция размещена на площади в 600 квадратных метров. Знакомясь с экспонатами, понимаешь не только специфику развития предприятия, но, прежде всего, его значение и роль в развитии города, области и страны. В памятных альбомах – фотографии победителей трудовых соревнований. В необычном экспозиционном зале – двигатели в натуральную величину. Ракетные двигатели ЗЦ4М-1, ЗЦ1М-2 и 9Д140 – центральные экспонаты техкласса. Здесь же двигатели для противокорабельных ракет «Москит».

В качестве экспонатов музея представлены мощные двигатели ДР-59, ДЖ-59 и ДГ-90, первоначально разработанные для эксплуатации на морских военных и гражданских судах. Теперь они применяются для перекачки газа.

Музей ПАО «ТМ» – это хранилище традиций всего коллектива моторостроителей. Он растет вместе с предприятием. Пополняются фонды, обновляются стенды, собираются и изучаются документы.

Фото Сергея Мжельского

Поздравляя коллектив предприятия с юбилеем, губернатор Тюменской области Александр Моор отметил, что именно тюменские моторы «прокачивают» на газокомпрессорных станциях ямальский газ. Голубое топливо «уходит» потребителям по сети газокомпрессорных станций, охватывающей территорию Югры и Ямала. Предприятие успешно работает, демонстрирует высокий уровень технологического суверенитета. Сырье – отечественное, поставщики оборудования – российские. Глава региона предложил условно «разбить» прошедшие 60 лет истории завода пополам.

– Первые 30 лет предприятие строилось и росло, вторые были потрачены на сохранение производства и перестройку. Следующие три десятилетия, уверен, станут временем технологического роста и процветания. Когда здесь будут не только ремонтировать, но и производить наши востребованные тюменские двигатели, – заявил губернатор.

  • Фото Сергея Мжельского
    Фото Сергея Мжельского
  • Фото Сергея Мжельского
    Фото Сергея Мжельского
  • Фото Сергея Мжельского
    Фото Сергея Мжельского
  • 

    Фото Сергея Мжельского

    Публичное акционерное общество «Тюменские моторостроители» (ПАО «ТМ») – крупное машиностроительное предприятие Тюменской области – отмечает 60-летний юбилей.

    Возникновение «Тюменского моторного завода», а именно так изначально называлось предприятие, связано со стартом развития нефтегазового комплекса Западной Сибири. Решение о строительстве в Тюмени завода по производству авиационных двигателей было принято в 1962 году. А через год его уже вовсю возводили. Одновременно со строительством завода был организован Тюменский индустриальный институт (Тюменский нефтегазовый университет).

    Задачи ставились грандиозные: предприятие должно было стать центром передовых технологий и высокой культуры производства в нефтегазовом регионе, а также центром подготовки высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров для всех промышленных предприятий Тюменской области.

    – До начала 90-х предприятие работало на оборонную промышленность и имело закрытый статус. Основной продукцией завода были газотурбинные двигатели для военной авиации и двигатели ракет системы ПВО. В тяжелые 90-е годы, когда объем госзаказов снизился, а плановая экономика обрушилась, для предприятия начался новый этап жизни. В 1996 году было подписано соглашение с РАО «Газпром» об организации на базе ОАО «Тюменские моторостроители» ремонта двигателей судового типа, – рассказал заместитель генерального директора по производству ПАО «Тюменские моторостроители» Павел Лещук.

    Фото Сергея Мжельского

    В результате создаваемые для производства авиационных двигателей технологии, оборудование, материалы и средства контроля находили широкое применение в нефтяной и газовой промышленности. Так начался новый виток развития, предприятие каждые пять лет осваивало ремонты новых видов двигателей, испытательная станция подвергалась реконструкции, обновлялось оборудование, закупались новые станки для реализации масштабного проекта.

    Сегодня «Тюменские моторостроители» – многопрофильное предприятие, которое имеет свое инструментальное производство, собственную железнодорожную ветку с разгрузочно-погрузочной площадкой, автономное водоснабжение, очистные сооружения, теплоснабжение, газопровод высокого давления от Тюменской ТЭЦ-1 до территории завода.

    Фото Сергея Мжельского

    Говоря об успехах, которых достигло предприятие к 60-летию, Павел Лещук отметил, что самое важное, что завод освоил ремонт всех видов газотурбинных двигателей судового типа, эксплуатируемых на компрессорных станциях и объектах ПАО «Газпром».

    После перехода предприятия в состав промышленной Группы «Газпром энергохолдинг индустриальные активы» удалось нарастить наше производство. Если в период 2015–2020 годов предприятие ремонтировало по 40 двигателей в год, то в 2021 году выполнили 62 ремонта, в 2022 году приблизились к 68 ремонтам.

    – План 2022 года мы выполнили на 102%, справившись с амбициозной задачей, и мы продолжаем расти. В перспективе в результате реализации инвестиционной программы по расширению производственных мощностей планируется рост количества ремонтов ГТД до 90 единиц в год, начиная с 2026 года. Это позволит полностью закрывать потребность ПАО «Газпром» в ремонтах и повысить надежность газотранспортной системы. Нет недостижимых задач, есть задачи, разделенные на этапы. О двигателях знаем все, всегда ориентированы на заказчика, слышим его, стараемся выполнять все заявленные пожелания. В условиях Севера не просто соблюсти бережную эксплуатацию двигателей, вмешивается климат. Мы успешно восстанавливаем двигатели. У нас создана своя эксплуатационная служба, мы сопровождаем полный цикл сопровождения ремонта. Уверен, что качество производства будет только расти, – отметил генеральный директор ПАО «Тюменские моторостроители» Станислав Гуц.

    Фото Сергея Мжельского

    На сегодняшний день ПАО «ТМ» отремонтировал более 1100 газотурбинных двигателей судового типа для дочерних обществ ПАО «Газпром».

    Сейчас компания специализируется на производстве основных и вспомогательных газотурбинных двигателей для авиации и наземных энергетических установок, изготовлении машиностроительной продукции, используемой в транспортных средствах, а также в нефтяной и газовой промышленности. Помимо этого, здесь выполняют капитальный и аварийно-восстановительный ремонт газотурбинных двигателей и сервисное обслуживание газоперекачивающих агрегатов. Важно, что почти все оборудование на предприятии – отечественное. Во время станционного давления – это залог стабильности производства.

    «Тюменские моторостроители» зарекомендовали себя как современное высокоэффективное производство, где гигантское внимание уделяется процессам модернизации и технологического переоснащения мощностей завода.

    По словам заместителя гендиректора по производству, весьма перспективно видится взаимодействие предприятия с югом Тюменской области.

    – Сегодня отличительной особенностью «Тюменских моторостроителей» является обширный станочный парк, который позволяет изготавливать детали любой сложности. Юг Тюменской области – это в основном сельскохозяйственная зона, где обслуживается соответствующая спецтехника. Мы готовы рассмотреть возможность изготовления деталей для техники, работающей в полях, в рамках импортозамещения, что сейчас становится в условиях новых вызовов особо актуальным. Мы готовы к тесному сотрудничеству с предприятиями юга региона, – подчеркнул Павел Лещук.

    Фото Сергея Мжельского

    По его словам, предприятию, которое имеет металлообрабатывающее оборудование, не составит труда изготовить комплектующие, например, к комбайнам.

    – При наличии такого богатого станочного парка все это можно реализовать. А наши технологи и конструкторы не уступают в грамотности зарубежным специалистам. У них высокий уровень технической подготовки, – отметил представитель ПАО «Тюменские моторостроители».

    Почти 2 тысячи профессионалов своего дела выполняют высококачественный ремонт газотурбинной и авиационной техники, производят оборудование для нефтегазовой отрасли. Развивая производство, здесь создаются и дополнительные рабочие места с заботой о том, чтобы каждому сотруднику было приятно работать в чистых цехах на новом современном оборудовании, чтобы условия труда были достойными.

    Одной из главных задач, которые предприятие ставит на будущее – это модернизация оборудования. Кроме того, здесь намерены работать над улучшением инфраструктуры, а также повышением культуры и качества производства.

    Фото Сергея Мжельского

    Губернатор Тюменской области Александр Моор назвал это предприятие самым металло- и наукоемким в регионе. По его словам, машиностроение – ведущая промышленная отрасль Тюмени. Он подчеркнул, что это мощное предприятие смогло выстоять в трудные 90-е годы, мудрое руководство смогло перестроить и выстроить производство, которое теперь вновь на подъеме.

    – Правительство региона и дальше продолжит поддержку региональной промышленности. Ведь экономический рост – это налоги в бюджет и рабочие места для наших земляков. Это надежный фундамент для развития социальной сферы, транспортной и коммунальной инфраструктуры, для повышения благосостояния и качества жизни тюменцев, – обратил внимание губернатор.

    Важно отметить, что индекс промышленного производства в Тюменской области вернулся в «зеленую зону». За январь и февраль 2023 года его рост составил 2,9%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство машин и оборудования увеличилось более чем на 80%.

    – За каждой из этих цифр – труд земляков. Спасибо каждому за вклад в общее дело, – поблагодарил глава региона.

    Живую историю производства от рождения завода до наших дней в фактах и лицах, документах и экспонатах можно увидеть в заводском музее ПАО «ТМ». Экспозиция размещена на площади в 600 квадратных метров. Знакомясь с экспонатами, понимаешь не только специфику развития предприятия, но, прежде всего, его значение и роль в развитии города, области и страны. В памятных альбомах – фотографии победителей трудовых соревнований. В необычном экспозиционном зале – двигатели в натуральную величину. Ракетные двигатели ЗЦ4М-1, ЗЦ1М-2 и 9Д140 – центральные экспонаты техкласса. Здесь же двигатели для противокорабельных ракет «Москит».

    В качестве экспонатов музея представлены мощные двигатели ДР-59, ДЖ-59 и ДГ-90, первоначально разработанные для эксплуатации на морских военных и гражданских судах. Теперь они применяются для перекачки газа.

    Музей ПАО «ТМ» – это хранилище традиций всего коллектива моторостроителей. Он растет вместе с предприятием. Пополняются фонды, обновляются стенды, собираются и изучаются документы.

    Фото Сергея Мжельского

    Поздравляя коллектив предприятия с юбилеем, губернатор Тюменской области Александр Моор отметил, что именно тюменские моторы «прокачивают» на газокомпрессорных станциях ямальский газ. Голубое топливо «уходит» потребителям по сети газокомпрессорных станций, охватывающей территорию Югры и Ямала. Предприятие успешно работает, демонстрирует высокий уровень технологического суверенитета. Сырье – отечественное, поставщики оборудования – российские. Глава региона предложил условно «разбить» прошедшие 60 лет истории завода пополам.

    – Первые 30 лет предприятие строилось и росло, вторые были потрачены на сохранение производства и перестройку. Следующие три десятилетия, уверен, станут временем технологического роста и процветания. Когда здесь будут не только ремонтировать, но и производить наши востребованные тюменские двигатели, – заявил губернатор.

    • Фото Сергея Мжельского
      Фото Сергея Мжельского
    • Фото Сергея Мжельского
      Фото Сергея Мжельского
    • Фото Сергея Мжельского
      Фото Сергея Мжельского
    • 

      За шесть месяцев 2024 года в УФО ввели в эксплуатацию 4,8 млн квадратных метров жилья

      18 июля

      Территориальный бренд Уватского района планируют продвигать под лозунгом «Дикость, которая не пугает»

      18 июля