Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Светлана Сидорова: современный музей — место силы

Музеи стали очень востребованными

Культура, 09:02, 28 марта 2023, Юлия Репина
Слушать новость
Светлана Сидорова: современный музей — место силы. Музеи стали очень востребованными .

О том, как музеи Тюменской области принимают вызов времени, о сохранении культурного наследия и современном искусстве, национальных проектах и новых формах работы в интервью изданию «Тюменская область сегодня» рассказала генеральный директор «Тюменского музейно-просветительского объединения» Светлана Сидорова.

– Светлана Юрьевна, расскажите о самых ярких и крупных предстоящих музейных проектах этого года?

– Конечно же, самые важные, ожидаемые – национальные проекты. Они будут реализованы на площадке музейного комплекса им. И.Я. Словцова. Проект «Объединяя Россию», совместный с музеем-заповедником «Царское Село», расскажет о многогранной истории Транссиба. Мы представим богатый северный колорит в проекте «Тепло Арктики». Естественно, в музее много и плановых выставочных проектов. В том числе уже открывшаяся юбилейная выставка Бориса Паромова «Противостояние». Буквально сейчас мы готовим несколько патриотических проектов к 75-летию тюменской геологии. Продолжится работа в рамках реализации проекта «Родные города», когда мы выезжаем даже за Полярный круг с уникальными выставочными проектами. При поддержке партнеров мы создали проект «Вызов» – об истории открытия и освоения Тюменской области как нефтяного и геологического края.

– Тюменская область активно заявляет о себе, как о новой точке туристического притяжения. Какие туристические маршруты с посещением музеев самые актуальные на сегодняшний день?

– Туристы, приезжающие в Тюмень, хотят через музеи познакомиться и историей края. А музеи, в свою очередь, являются одной из основополагающих точек развития туризма. Музей сегодня – конкурентный повод приехать в Тюмень, тем же термальным источникам. И конечно же, сегодня Тобольск – это отправная, ключевая точка развития исторического и православного туризма.

Также мы работаем по обновлению концепции в нашей музейной Тюмени. Музейный комплекс им. И.Я. Словцова. Там будет создан музей музеев. Концепция уже разработана. В ней будут представлены «Музей детям», возрожденный музей изобразительного искусства, музей современного искусства и музей народных промыслов и ремесел.



Видео подготовили Юлия Репина и Сергей Мжельский

– Сохранение культурного наследия – одна из главных миссий «Тюменского музейно-просветительского объединения». Расскажите, как и в какой форме ведется эта работа?

– Действительно, это большая и сложная работа. В Тобольске мы уже видим воссозданный и возрожденный кремль. Я очень благодарна нашему губернатору Александру Викторовичу Моору за то, что буквально два года назад, в дни пандемии, мы смогли приступить к ремонту фасадов, и сегодня кремль предстает достаточно солидным архитектурным памятником. Продолжаются процессы реставрации в тюремном замке.

Тюмень. Здесь мы прежде всего сохраняем наши усадьбы, поскольку ими традиционно представлена музейная Россия. Например, в усадьбе Колокольниковых мы возрождаем традиции чайных церемоний, на которые приезжают потомки купцов Колокольниковых. А в усадьбе Машарова мы успешно возрождаем промыслы и ремесла.

– Современный музей – это в том числе и образовательная площадка. Расскажите об образовательных программах, которые вы реализуете.

– Мы получили лицензию на образовательную деятельность. Проводим семинары, поднимаем квалификацию экскурсоводов. Важно понимать, что музей – это место, где в том числе работают студенты, и сегодня мы являемся фактором пересечения образовательных проектов. К тому же мы тесно сотрудничаем с институтом ТОГИРРО, это учреждение много лет сопровождает наши инициативы.

– Пушкинская карта является хорошим стимулом для похода в музей. Увеличилось ли количество посещений музеев благодаря Пушкинской карте? Недавно в Тюмени выбрали амбассадоров Пушкинской карты. Расскажите об этом.

– Пушкинская карта – это хороший фактор продвижения нашего образовательного направления, это государственная поддержка, стимулирующая интерес к истории, к культуре, к просвещению. Очень важно, что вместе с Пушкинской картой к нам пришла молодежь. У нас есть и конкурентная среда – это театры, концертные площадки и кинотеатры. Амбассадоры Пушкинской карты – это наши молодые помощники, партнеры, которые ее продвигают. Безусловно, чувствуется заметный интерес среди молодежи, который мы должны удержать. Я думаю, это только начало. Очень приятно видеть, когда молодежь приходит с восхищенными глазами! И у этих ребят есть интерес привести еще кого-то. Они продвигают то, что им интересно, и дают нам полезную обратную связь.

Фото Сергея Мжельского

– Под вашим ведомством музеи Тюмени, Тобольска, Ялуторовска. Как происходит взаимодействие трех городов?

– Процесс объединения музеев мы прошли продуктивно и органично. У нас сложилась замечательная практика взаимодействия, когда мы внедряем в процессы наш лучший опыт. Важно, что мы все разные, и каждое структурное подразделение вносит свой колорит. Например, в Тобольске мы видим сложившийся академический музей. Зачастую это 200–300 экскурсий за выходные. Там достаточно универсальные сотрудники, экскурсии водят абсолютно все – от администратора до смотрителя. Лучшие практики Тобольска взяты за основу. Это универсальность. У нас сегодня практически нет музейных смотрителей-"бабушек", которые в России являются символом музеев. Любопытно, что многие музейные объединения возникли уже после нас, мы послужили хорошим примером для других регионов.

– Музей имени Словцова – один из крупнейших музеев Тюменской области, я уверена, каждый современный художник мечтает выставиться в музее. Какие правила работают в этом контексте? Престиж музея высокий, а значит, и требования к автору?

– Это очень острый вопрос для нас. Мы столкнулись с долгожданной востребованностью. Конечно, мы рады всем. Мы рады, что в Тюменская область богата огромным количеством замечательных художников, в том числе и современных. В рабочем режиме это искусство мы называем «совриск», современное искусство звучит как «современный риск». Здесь нет традиционного понимания, что это, какая концепция, насколько это безопасно. Современный художник должен быть острым, должен будоражить, иначе он не привлекает к себе внимание, а для выставки, напротив, концепция и содержание должны быть максимально понятны и корректны. Да, это непросто совместить, но мы пытаемся, и у нас это весьма неплохо получается!

Фото Сергея Мжельского

– Светлана Юрьевна, в конце нашего интервью у вас есть возможность обратиться к нашим читателям с пожеланиями.

– Уважаемые читатели, искренне рада каждой возможности пригласить вас в наши музеи. В Тюменской области замечательное музейное пространство. Оно открытое, оно гостеприимное, оно содержательное, современное и очень комфортное. Мы ждем Вас и всегда готовы помочь вам здесь задержаться и утвердиться!

Фото Сергея Мжельского

О том, как музеи Тюменской области принимают вызов времени, о сохранении культурного наследия и современном искусстве, национальных проектах и новых формах работы в интервью изданию «Тюменская область сегодня» рассказала генеральный директор «Тюменского музейно-просветительского объединения» Светлана Сидорова.

– Светлана Юрьевна, расскажите о самых ярких и крупных предстоящих музейных проектах этого года?

– Конечно же, самые важные, ожидаемые – национальные проекты. Они будут реализованы на площадке музейного комплекса им. И.Я. Словцова. Проект «Объединяя Россию», совместный с музеем-заповедником «Царское Село», расскажет о многогранной истории Транссиба. Мы представим богатый северный колорит в проекте «Тепло Арктики». Естественно, в музее много и плановых выставочных проектов. В том числе уже открывшаяся юбилейная выставка Бориса Паромова «Противостояние». Буквально сейчас мы готовим несколько патриотических проектов к 75-летию тюменской геологии. Продолжится работа в рамках реализации проекта «Родные города», когда мы выезжаем даже за Полярный круг с уникальными выставочными проектами. При поддержке партнеров мы создали проект «Вызов» – об истории открытия и освоения Тюменской области как нефтяного и геологического края.

– Тюменская область активно заявляет о себе, как о новой точке туристического притяжения. Какие туристические маршруты с посещением музеев самые актуальные на сегодняшний день?

– Туристы, приезжающие в Тюмень, хотят через музеи познакомиться и историей края. А музеи, в свою очередь, являются одной из основополагающих точек развития туризма. Музей сегодня – конкурентный повод приехать в Тюмень, тем же термальным источникам. И конечно же, сегодня Тобольск – это отправная, ключевая точка развития исторического и православного туризма.

Также мы работаем по обновлению концепции в нашей музейной Тюмени. Музейный комплекс им. И.Я. Словцова. Там будет создан музей музеев. Концепция уже разработана. В ней будут представлены «Музей детям», возрожденный музей изобразительного искусства, музей современного искусства и музей народных промыслов и ремесел.



Видео подготовили Юлия Репина и Сергей Мжельский

– Сохранение культурного наследия – одна из главных миссий «Тюменского музейно-просветительского объединения». Расскажите, как и в какой форме ведется эта работа?

– Действительно, это большая и сложная работа. В Тобольске мы уже видим воссозданный и возрожденный кремль. Я очень благодарна нашему губернатору Александру Викторовичу Моору за то, что буквально два года назад, в дни пандемии, мы смогли приступить к ремонту фасадов, и сегодня кремль предстает достаточно солидным архитектурным памятником. Продолжаются процессы реставрации в тюремном замке.

Тюмень. Здесь мы прежде всего сохраняем наши усадьбы, поскольку ими традиционно представлена музейная Россия. Например, в усадьбе Колокольниковых мы возрождаем традиции чайных церемоний, на которые приезжают потомки купцов Колокольниковых. А в усадьбе Машарова мы успешно возрождаем промыслы и ремесла.

– Современный музей – это в том числе и образовательная площадка. Расскажите об образовательных программах, которые вы реализуете.

– Мы получили лицензию на образовательную деятельность. Проводим семинары, поднимаем квалификацию экскурсоводов. Важно понимать, что музей – это место, где в том числе работают студенты, и сегодня мы являемся фактором пересечения образовательных проектов. К тому же мы тесно сотрудничаем с институтом ТОГИРРО, это учреждение много лет сопровождает наши инициативы.

– Пушкинская карта является хорошим стимулом для похода в музей. Увеличилось ли количество посещений музеев благодаря Пушкинской карте? Недавно в Тюмени выбрали амбассадоров Пушкинской карты. Расскажите об этом.

– Пушкинская карта – это хороший фактор продвижения нашего образовательного направления, это государственная поддержка, стимулирующая интерес к истории, к культуре, к просвещению. Очень важно, что вместе с Пушкинской картой к нам пришла молодежь. У нас есть и конкурентная среда – это театры, концертные площадки и кинотеатры. Амбассадоры Пушкинской карты – это наши молодые помощники, партнеры, которые ее продвигают. Безусловно, чувствуется заметный интерес среди молодежи, который мы должны удержать. Я думаю, это только начало. Очень приятно видеть, когда молодежь приходит с восхищенными глазами! И у этих ребят есть интерес привести еще кого-то. Они продвигают то, что им интересно, и дают нам полезную обратную связь.

Фото Сергея Мжельского

– Под вашим ведомством музеи Тюмени, Тобольска, Ялуторовска. Как происходит взаимодействие трех городов?

– Процесс объединения музеев мы прошли продуктивно и органично. У нас сложилась замечательная практика взаимодействия, когда мы внедряем в процессы наш лучший опыт. Важно, что мы все разные, и каждое структурное подразделение вносит свой колорит. Например, в Тобольске мы видим сложившийся академический музей. Зачастую это 200–300 экскурсий за выходные. Там достаточно универсальные сотрудники, экскурсии водят абсолютно все – от администратора до смотрителя. Лучшие практики Тобольска взяты за основу. Это универсальность. У нас сегодня практически нет музейных смотрителей-"бабушек", которые в России являются символом музеев. Любопытно, что многие музейные объединения возникли уже после нас, мы послужили хорошим примером для других регионов.

– Музей имени Словцова – один из крупнейших музеев Тюменской области, я уверена, каждый современный художник мечтает выставиться в музее. Какие правила работают в этом контексте? Престиж музея высокий, а значит, и требования к автору?

– Это очень острый вопрос для нас. Мы столкнулись с долгожданной востребованностью. Конечно, мы рады всем. Мы рады, что в Тюменская область богата огромным количеством замечательных художников, в том числе и современных. В рабочем режиме это искусство мы называем «совриск», современное искусство звучит как «современный риск». Здесь нет традиционного понимания, что это, какая концепция, насколько это безопасно. Современный художник должен быть острым, должен будоражить, иначе он не привлекает к себе внимание, а для выставки, напротив, концепция и содержание должны быть максимально понятны и корректны. Да, это непросто совместить, но мы пытаемся, и у нас это весьма неплохо получается!

Фото Сергея Мжельского

– Светлана Юрьевна, в конце нашего интервью у вас есть возможность обратиться к нашим читателям с пожеланиями.

– Уважаемые читатели, искренне рада каждой возможности пригласить вас в наши музеи. В Тюменской области замечательное музейное пространство. Оно открытое, оно гостеприимное, оно содержательное, современное и очень комфортное. Мы ждем Вас и всегда готовы помочь вам здесь задержаться и утвердиться!

Картина тюменского художника-филумиста будет храниться в Государственном историческом музее

21 июня

Тюменские археологи находят артефакты медно-каменного века в салехардском мерзлотнике

18 июня