В Тюмени прошел кастинг на роли в спектакле о тайнах купеческой жизни горожан
В основу пьесы легли реальные события на балах-маскарадах
Тюменцы стали участниками кастинга на роли для благотворительного спектакля под рабочим названием «Однажды в Тюмени». Ощутивших тягу к искусству оказалось больше 50 человек. При этом особых актерских талантов от них не требовалось. Это обычные люди разных профессий и возрастов. Среди них врачи, диспетчер хлебозавода, майор полиции, экскурсоводы, бизнесмены, пенсионеры, студенты и школьники. Это уже седьмой спектакль. В этот раз среди претендентов было много детей, однако и для них найдутся роли в этом необычном представлении.
Спектакль будет поставлен в рамках проекта «Традициями сильны» при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Как рассказали в Благотворительном фонде развития Тюмени, в основу пьесы легли реальные события из жизни города конца XIX – начала XX в. Базовый сценарий подготовила знаток краеведения, библиограф Людмила Кайгородова. Она из огромного моря информации черпает крупицы любопытных тюменских историй.
Нескучный уездный город
Действие пьесы происходит на маскараде в местном Клубе приказчиков. Первые такие балы прошли еще в 1897 году в Клубе любителей драматического искусства в доме Филимонова, который находился в районе Затюменки. Тюмень хоть и была уездным городом, но явно не скучным, жизнь кипела. Как выяснилось, за год в городе проходило до 300 балов. Готовились к ним заранее.
Сохранились литературные свидетельства об этих событиях, описание удивительных карнавальных костюмов. Порой они были действительно уникальными. Когда комета Галлея приближалась к Земле, это событие нашло отражение и в образах участников балов. На карнавале в Тюмени ходило «явление» в костюме с лампочками, которые зажигались с помощью батарейки. А это, между прочим, было в 1911 году. Еще один незабываемый наряд был у дамы с конструкцией с четырьмя пропеллерами на голове. Платье из газет также запомнилась современникам тех лет. Один участник бала пришел в костюме крокодила, войдя в образ, он пролежал на полу весь бал. По итогам бала вручали награды за лучшие костюмы, призами были не только деньги. Победитель мог получить ружье или, например, кусок сала. Люди могли прийти посмотреть на этих, как сейчас бы сказали, фриков.
– Молодежь танцевала, дамы сплетничали, мужчины играли в карты. Вот такое увеселение уездного городка описывается в источниках. Однако, кроме развлечений, в этом мероприятии всегда был и благотворительный смысл. Собирались средства в «кассы вспомоществования», которые действовали в начале ХХ века. Средства, которые мы обычно собирали, отправляли на организацию елки для тюменских гаврошей. Эту традицию мы сохраним, потому что есть куда вкладывать деньги, кому они действительно нужны. Эта помощь будет кстати и НКО, решающими проблемы семей, – рассказывает исполнительный директор БФРГТ Вера Барова.
Главные роли
По словам бессменного режиссера благотворительных спектаклей БФРГТ Антона Нестеренко, актера и режиссера Тюменского театра кукол, жестких требований к участникам кастинга в данном случае не было. Главная его цель – познакомиться, узнать об увлечениях человека, услышать его речь, посмотреть типаж, фактуру, чтобы лучше подобрать для него роль.
– Мы набираем просто людей. Все очень разные, важно рвение человека. Мы постараемся эту энергию направить в мирное русло. Моя задача – использовать все таланты, которые показали участники кастинга, и найти им адекватное применение. Написать для всех главные роли не получится, но сделаем так, чтобы каждый был замечен, – рассказал Антон Нестеренко.
Он отметил, что яркие звезды уже проявили себя. Так, например, Петр Олейников из народного спектакля заявил, что может петь на разный языках, и исполнил песню на французском, чем очаровал всех присутствующих.
Видео Екатерины Христозовой
– Надо сказать, что среди участников благотворительных спектаклей уже образовались семьи, родились дети. Я вижу, что появляется молодежь. Это очень радует. Кстати, среди актеров больше всего врачей и бизнесменов, – заметил режиссер.
Актером может стать каждый
Кроме 50 участников кастинга, есть еще десяток «актеров» из постоянного состава – так называемый костяк. Бессменные участники благотворительных спектаклей, которые выразили желание и в этот раз выйти на сцену, – глава Нижнетавдинского района Валерий Борисов и член правления БФРТ, директор компании «Домострой» Геннадий Воронко.
– Для меня это общение с единомышленниками. Мы ходим в театры, чтобы не только приобщиться к культуре, но и получить вдохновение, а здесь то же самое, только с большей силой. Ты не просто сидишь и смотришь, ты еще и сам играешь. Я считаю, что мы, тюменцы, культуру в душе носим, но ее нужно показать. С нашего спектакля, может, начнется новое движение, – высказал мнение Геннадий Воронко.
Известный экскурсовод, которая трудится в образе тюменской купчихи, Марина Сафина, привыкшая представлять город в театрализованном формате, решила попробовать себя в этом спектакле.
– Я работала над спектаклем как краевед, который может рассказать о балах-маскарадах тех времен, дополнить информацией о традициях тюменцев. Я в этой теме варюсь, мне это интересно, но это больше самодеятельность. А быть актрисой в спектакле – особая ответственность, я очень волновалась, думала, что тут будет комиссия, жюри. Хочется себя реализовать, как актрису, поработать с профессиональным режиссером, выйти на другой уровень и внести свою лепту в создание такого народного спектакля, – рассказала тюменка.
Пятиклассницы Мария Корандей и Анфиса Пермякова признались, что увлекаются актерским мастерством и косплеем, но стесняются, хотя и надеются, что смогут смущение перебороть.
– Хочется испытать себя, попробовать что-то новое. Это второй кастинг для меня, первый раз я пробовала себя в качестве чтеца – голос для аудиокниг для слепых людей, – рассказала менеджер по контролю качества Екатерина Шарафудинова.
Специалиста информационно-справочных услуг Гузель Кабирову, еще одну участницу кастинга, заинтересовал формат благотворительного спектакля под руководством профессионального режиссера, для нее важным стало то, что пьеса будет связана с историей города.
Эффект погружения
Несмотря на то, что текст уже готов, канва пьесы есть, сам сценарий еще рождается, он пишется прямо сейчас.
– В этом году решили выйти за границы сцены и сделать иммерсивный спектакль с эффектом погружения. Нет задачи удивить зрителей, важно получить удовольствие от процесса, порадовать тех, кто придет. Это непрофессиональный коллектив, но люди приходят из года в год, потому что они здесь получают удовольствие. Они ставят для себя задачу выйти на сцену, потом повышают планку, чтобы превзойти успех. Они пытаются побороть свои страхи. Для всех, кто здесь, участие в спектакле – это очередная ступенька в развития себя, – подчеркнул режиссер.
Сам спектакль покажут в сентябре 2023 года, но приходится торопиться с отбором артистов, потому что нужно подготовить костюмы: для каждого актера свой, по индивидуальным меркам. Их сошьет Екатерина Макарова со своей командой, которая давно сотрудничает с БФРГТ. Всю жизнь она увлекается исторической реконструкцией. В мастерской «Катя и ее платья» она изготавливает модную авторскую одежду в этническом и историческом стиле (IX – начало XX века). Все ее платья – воссозданные, у каждого из них есть свой предок, который и взят за прототип.
Напомним, проект «Традициями сильны» стартовал осенью 2022 года и объединяет четыре известные в городе культурные инициативы: книжный обменник, Ключ-фест, мастерскую исторического костюма «Катя и все ее платья» и самодеятельную труппу БФРГТ.