Эльвира Набиуллина: банки должны возвращать деньги и лучше защищать клиентов от мошенников
Представители ЦБ хотят на законодательном уровне обязать банки компенсировать гражданам похищенные средства
Банкам нужно нести ответственность перед клиентами и возвращать их деньги, если они были переданы мошенникам. Тогда это будет стимулировать банковскую отрасль лучше работать над антифрод-системами. Такое мнение озвучила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на форуме «Кибербезопасность в финансах». Крупное мероприятие для банковских айтишников состоялось в Екатеринбурге, пишет ЕАН.
Зампредседателя ЦБ Герман Зубарев представил основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы. Регулятор рассказал банкам, как они должны работать, чтобы защитить деньги клиентов от кибермошенников.
Главное из этих направлений – законодательная инициатива об обязанности банка возвращать похищенные деньги. На сегодня, согласно закону, клиент не вправе рассчитывать на возврат украденного, если он нарушил условия договора – передал реквизиты карты, SMS-код, логин и пароль от онлайн-приложения банка. Ведь по сути, человек все же добровольно раскрывает сведения, переводит деньги мошенникам.
Как результат, доля возврата очень низкая – за январь-сентябрь 2022 года она составила всего 4,8%.
– Человек более беззащитен и уязвим перед мошенниками, чем кредитная организация. Мы знаем, когда на их уловки попадаются даже топ-менеджеры. Мы стремимся изменить ситуацию с возвратами, стимулируя банки лучше защищать своих клиентов и повышать качество работы антифрод-систем. Если эти функции кредитная организация выполняет некачественно, она понесет финансовую ответственность, – заявила Эльвира Набиуллина.
К «некачественным» случаям, например, будут отнесены такие, когда банк-отправитель платежа получил от ЦБ информацию из базы о попытках перевода без согласия клиента, но не учел ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет. При таких обстоятельствах банк будет обязан вернуть деньги в полном объеме в течение 30 дней.
Кроме того, банки должны предпринять все разумные меры по защите клиента. Здесь речь в первую очередь идет о «периоде охлаждения». Если, несмотря на двухдневный «период охлаждения» и попытки банка разубедить клиента, он все равно настоял на переводе, тогда банк освобождается от обязанности компенсировать похищенное. Ведь нельзя ограничить человека в распоряжении деньгами.
Стоит отметить, что портрет потенциального жертвы мошенничества – это не бабушка, а проживающий в городе мужчина 25-44 лет со средним образованием и средним уровнем дохода.
Что касается среднего чека по мошенническим операциям, то он вырос на 3 000 рублей, до 15 000 рублей. Такова статистика ЦБ, аналитики которого проанализировали переводы, совершенных без согласия клиентов банков.