Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Эльвира Набиуллина: банки должны возвращать деньги и лучше защищать клиентов от мошенников

Представители ЦБ хотят на законодательном уровне обязать банки компенсировать гражданам похищенные средства

Экономика, 20:38, 17 февраля 2023, Артемий Романов
Слушать новость
Эльвира Набиуллина: банки должны возвращать деньги и лучше защищать клиентов от мошенников. Представители ЦБ хотят на законодательном уровне обязать банки компенсировать гражданам похищенные средства.

Банкам нужно нести ответственность перед клиентами и возвращать их деньги, если они были переданы мошенникам. Тогда это будет стимулировать банковскую отрасль лучше работать над антифрод-системами. Такое мнение озвучила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на форуме «Кибербезопасность в финансах». Крупное мероприятие для банковских айтишников состоялось в Екатеринбурге, пишет ЕАН.

Зампредседателя ЦБ Герман Зубарев представил основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы. Регулятор рассказал банкам, как они должны работать, чтобы защитить деньги клиентов от кибермошенников.

Главное из этих направлений – законодательная инициатива об обязанности банка возвращать похищенные деньги. На сегодня, согласно закону, клиент не вправе рассчитывать на возврат украденного, если он нарушил условия договора – передал реквизиты карты, SMS-код, логин и пароль от онлайн-приложения банка. Ведь по сути, человек все же добровольно раскрывает сведения, переводит деньги мошенникам.

Как результат, доля возврата очень низкая – за январь-сентябрь 2022 года она составила всего 4,8%.

– Человек более беззащитен и уязвим перед мошенниками, чем кредитная организация. Мы знаем, когда на их уловки попадаются даже топ-менеджеры. Мы стремимся изменить ситуацию с возвратами, стимулируя банки лучше защищать своих клиентов и повышать качество работы антифрод-систем. Если эти функции кредитная организация выполняет некачественно, она понесет финансовую ответственность, – заявила Эльвира Набиуллина.

К «некачественным» случаям, например, будут отнесены такие, когда банк-отправитель платежа получил от ЦБ информацию из базы о попытках перевода без согласия клиента, но не учел ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет. При таких обстоятельствах банк будет обязан вернуть деньги в полном объеме в течение 30 дней.

Кроме того, банки должны предпринять все разумные меры по защите клиента. Здесь речь в первую очередь идет о «периоде охлаждения». Если, несмотря на двухдневный «период охлаждения» и попытки банка разубедить клиента, он все равно настоял на переводе, тогда банк освобождается от обязанности компенсировать похищенное. Ведь нельзя ограничить человека в распоряжении деньгами.

Стоит отметить, что портрет потенциального жертвы мошенничества – это не бабушка, а проживающий в городе мужчина 25-44 лет со средним образованием и средним уровнем дохода.

Что касается среднего чека по мошенническим операциям, то он вырос на 3 000 рублей, до 15 000 рублей. Такова статистика ЦБ, аналитики которого проанализировали переводы, совершенных без согласия клиентов банков.

Фото Сергея Куликова

Банкам нужно нести ответственность перед клиентами и возвращать их деньги, если они были переданы мошенникам. Тогда это будет стимулировать банковскую отрасль лучше работать над антифрод-системами. Такое мнение озвучила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на форуме «Кибербезопасность в финансах». Крупное мероприятие для банковских айтишников состоялось в Екатеринбурге, пишет ЕАН.

Зампредседателя ЦБ Герман Зубарев представил основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы. Регулятор рассказал банкам, как они должны работать, чтобы защитить деньги клиентов от кибермошенников.

Главное из этих направлений – законодательная инициатива об обязанности банка возвращать похищенные деньги. На сегодня, согласно закону, клиент не вправе рассчитывать на возврат украденного, если он нарушил условия договора – передал реквизиты карты, SMS-код, логин и пароль от онлайн-приложения банка. Ведь по сути, человек все же добровольно раскрывает сведения, переводит деньги мошенникам.

Как результат, доля возврата очень низкая – за январь-сентябрь 2022 года она составила всего 4,8%.

– Человек более беззащитен и уязвим перед мошенниками, чем кредитная организация. Мы знаем, когда на их уловки попадаются даже топ-менеджеры. Мы стремимся изменить ситуацию с возвратами, стимулируя банки лучше защищать своих клиентов и повышать качество работы антифрод-систем. Если эти функции кредитная организация выполняет некачественно, она понесет финансовую ответственность, – заявила Эльвира Набиуллина.

К «некачественным» случаям, например, будут отнесены такие, когда банк-отправитель платежа получил от ЦБ информацию из базы о попытках перевода без согласия клиента, но не учел ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет. При таких обстоятельствах банк будет обязан вернуть деньги в полном объеме в течение 30 дней.

Кроме того, банки должны предпринять все разумные меры по защите клиента. Здесь речь в первую очередь идет о «периоде охлаждения». Если, несмотря на двухдневный «период охлаждения» и попытки банка разубедить клиента, он все равно настоял на переводе, тогда банк освобождается от обязанности компенсировать похищенное. Ведь нельзя ограничить человека в распоряжении деньгами.

Стоит отметить, что портрет потенциального жертвы мошенничества – это не бабушка, а проживающий в городе мужчина 25-44 лет со средним образованием и средним уровнем дохода.

Что касается среднего чека по мошенническим операциям, то он вырос на 3 000 рублей, до 15 000 рублей. Такова статистика ЦБ, аналитики которого проанализировали переводы, совершенных без согласия клиентов банков.

Мошенники обманули еще 82 тюменца за неделю

29 июля

Майор полиции рассказал, как защититься от мошенников на сайтах объявлений

28 июля