Как ответить на хамство и не потерять лицо
Как достойно выйти из конфликтной ситуации, рассказала специалист по светскому и деловому этикету
С теми или иными проявлениями хамства, к сожалению, мы можем столкнуться повсюду: на дороге, на автобусной остановке, в магазине, в офисе, в интернете и даже в собственном доме. Не каждый в состоянии достойно ответить обидчику: одни теряются в этой ситуации и становятся жертвой неадекватного оппонента, другие, стараясь выстоять, ничем не уступают этому грубияну, что тоже их не красит.
Как реагировать, когда сталкиваешься с обидными высказываниями, чтобы не усугубить ситуацию? Об этом рассказала в разговоре с корреспондентом издания «Тюменская область сегодня» специалист по светскому и деловому этикету Надежда Харланова.
– Одно из главных правил этикета, помогающее от чужого хамства, – воспитание чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Умение выстраивать собственные границы, которые нарушать нельзя, – важная характеристика взрослого человека. Но и уважение достоинства окружающих, умение видеть чужие границы – необходимое условие для экологичной коммуникации, – сказала собеседница, отметив, что есть несколько вариантов правильной реакции на грубость с точки зрения этикета.
Держать дистанцию
Большинство людей ощущают при столкновении с грубостью растерянность, а понимание, как следовало себя вести, приходит гораздо позже. Остроумная реплика возникает в нашем сознании тогда, когда хам уже скрылся из виду. Но каким бы ни было это ударом по нашей самооценке – отвечать агрессору во что бы то ни стало не стоит!
Мотивы такого хамского поведения могут быть различными, но они почти всегда говорят о недостатке самоуважения, желании самоутвердиться или доказать другим свою силу, проверяя границы дозволенного. Такой человек присваивает себе право судить нас и вторгаться в нашу жизнь.
При этом хамство не предполагает диалога. Два человека, которые пытаются таким способом разрешить конфликт, оказываются противниками. Поэтому самый действенный способ — нулевая реакция, с нее лучше всего начинать. Если вы не дадите ответную реакцию, то оскорбление не достигнет цели. И когда во второй раз дадите нулевую реакцию, — обидчику может не хватить сил на третий раз, и он поймет, что продолжать не нужно. Это самая сильная защита.
Хамство – выход за границы, поэтому, отвечая тем же, вы точно так же теряете свое самоуважение. В общении с агрессивными людьми следует уметь вовремя выйти из опасного контакта. Если это произошло в общественном месте – разворачивайтесь и уходите, не вступайте в конфликт, особенно когда видите, что это может быть опасно для вашего здоровья и не только эмоционального, но и физического.
Поставить диагноз
Если же нулевая реакция не остановила грубияна и вы уже в конфликтной ситуации, оппонент машет руками и говорит грубые слова, то нужно действовать, но как? Научить хама хорошему поведению, показать ему, как омерзительны его действия? Маловероятно, что на это он ответит: «Спасибо, что обратили внимание на мою бестактность. Извините».
В данном случае главное – отчетливо донести до грубияна мысль, что он не имеет права вести себя подобным образом по отношению к вам. Конечно, говорить без агрессии и нападок. Например, можно задавать прямые вопросы: «На каком основании вы со мною так разговариваете?». Констатировать то, что происходит – «ваши слова оскорбительны», «вы кричите на меня, зачем вы это делаете?».
И лучше сказать: «Не следует повышать на меня голос», — это будет замечание по существу, чем абстрактное «прекратите вести себя по-хамски».
Так или иначе, вступая в диалог, надо «поставить диагноз» – кто перед вами, насколько человек адекватный. С адекватным можно использовать юмор, сказать комплимент. Чувство юмора спасает во многих ситуациях, а высший пилотаж – самоирония. Если же вас провоцирует неадекватный человек, то безопаснее игнорирование.
В каких-то случаях помогает демонстрировать вежливость – хамы не найдут, что вам ответить, это выбьет их из колеи, а вы возьмете ситуацию в свои руки.
Фото Сергея Мжельского
Родной хам
Однако в ситуации длительных отношений с коллегами или родственниками, подобные методы неконструктивны. Нужно понимать, что конфликтная ситуация всегда означает плохое взаимопонимание. В таком случае нужно на время отойти в сторону, чтобы осознать его причины.
- Если вам нахамили ваши близкие и родные люди, то предложите решить проблему, не испортив отношений, скажите, как они вам дороги. Вы удивитесь, как изменится ситуация.
- Попросите близких людей, когда они не сдержались: «Если тебе во мне что-то не нравится, скажи, и мы вместе это обсудим». Не говорите «успокойтесь», такое слово еще больше разозлит. Лучше сказать: «Когда ты успокоишься, мы вернемся к нашему вопросу».
- Можно и спокойно промолчать с осознанием своей силы. Молчание с осознанием своей уверенности и силы «звучит» и воспринимается иначе, чем молчание, проистекающее от слабости.
- Хамы нападают только в том случае, когда считают битву заранее выигранной, поэтому достаточно порой спокойно сказать: «Прекратите» и ее более вежливый вариант: «Я прошу вас в присутствии всех прекратить разговаривать со мной в таком неуважительном тоне».
- Если же вам продолжат хамить, то можно окончательно остановить обидчика: «Мне очень жаль, что вы всем показали, что вы крайне невоспитанный человек». Все, конец игры, потому что человека вежливо попросили при свидетелях, а он оказался грубияном.
- Еще можно попросить помощи. Прийти к руководителю и попросить остановить хамство в ваш адрес. Мы нечасто просим, не думаем, что вашему руководителю будет приятно проявлять свою силу и великодушие, и это нужно использовать, чтобы остановить корпоративного хама. Кроме того, никто не обязан «прочитывать» ваши чувства и реакции. Пока не прозвучала просьба о помощи, проблема остается.
- Изменить же свое отношение к хамству и свой индивидуальный способ реагирования на его проявление мы можем всегда. Дело в том, что точно так же, как человек зависит от социальной ситуации, от поведения окружающих его людей, также и наше социальное окружение зависит от нашего поведения.
Молчание после реплики
Как реагировать на неудачный анекдот или бестактность собеседника? Надежда Харланова отмечает, что лучше всего действует минута общего молчания после неудачной реплики. А затем стоит начать разговор на другую тему. И главное помнить, что воспитанный человек всегда будет стараться сохранить лицо собеседника. Если вдруг казус случается с нами, приятно осознать, что вокруг тактичные люди. И, конечно, хорошо уметь посмеяться над собой, если это потребуется.
Своя вина
– Этикетной характеристикой стиля общения в конфликтной ситуации является также взятие вины на себя. Логика такого общения ведет к тому, что собеседник сразу же говорит, что он тоже виноват. Конфликт оказывается смещенным в безопасную сферу соревнования в великодушии, – подвела итог Надежда Харланова.