Как работает дом социальной реабилитации семей и детей «Борки»: правила, принципы, запоминающиеся истории
Руководитель учреждения Ольга Летова рассказала о том, как все устроено
Представьте, что вы открываете дверь в доме, а за ней вас встречают 130 детей. Вы – мама, улыбаетесь им и мгновенно пытаетесь считать, у кого что с настроением, заметить, не болеет ли кто-то, хорошо ли все одеты, на месте ли Маша, Петя, Георгий, не плачет ли маленькая Соня.
На самом деле это обычное начало дня сильной женщины, у которой большая семья, – Ольги Вячеславовны Летовой. Она является руководителем филиала регионального центра «Семья» «Дом социальной реабилитации семей и детей «Борки» в Тюмени.
Для Ольги Вячеславовны руководящая должность уже давно вышла за рамки слова «работа», ведь ее обязанности не заканчиваются в 17 часов или когда она уходит в отпуск. Быть руководителем дома, где живет очень много детей, значит находиться на посту круглосуточно. Воспитывать одновременно 120-130 детей, среди которых большинство –подростки, ей помогают и другие члены семейства: воспитатели, психологи, реабилитологи, социальные педагоги, хозяйственники и другие специалисты. Однако ответственность за все происходящее в итоге берет на себя главный в семье, в «Борках» это женщина. Она уже давно совмещает роль мамы и папы для детей, проживающих в учреждении.
Ольга Летова рассказала о деятельности дома, куда по разным причинам попадают дети.
Слабая компетенция родителей
Я уверена, что причиной того, почему дети оказываются у них, становится слабая компетенция родителей в плане воспитания. Взрослым надо понимать, что нынешнее поколение детей поглощает знания намного быстрее и в больших объемах, чем было 10-15 лет назад, благодаря доступности различных источников информации.
Такой вывод был сделан после ряда историй, с которыми в «Борки» попадали подростки.
Показательная история. У мамы с сыном произошел конфликт. Мальчику 14 лет. Во время ссоры мать от собственного бессилия и отсутствия возможности как-то еще повлиять на ребенка смахнула компьютер со стола. Техника разбилась вдребезги, сын, грамотный в отношении своих прав, обратился в полицию с заявлением, что больше с мамой жить не хочет. Родитель в шоке, а ребенок продолжил бунтовать. Компромисс удалось найти с трудом. Однако если бы женщина была тоже подкованной, то знала бы, что система таких детско-родительских отношений строится на понимании, которое вначале исходит от взрослого к ребенку и постепенно возвращается ребенком к родителю. Если бы она умела быть рулевым в разрешении конфликта с подростком, то не поддалась бы на его провокации.
В центре «Семья» у нас регулярно проходят форумы, тренинги, можно записаться на личную встречу с психологом или педагогом-психологом, чтобы стать грамотнее в вопросе воспитания ребенка.
Деньги и жилищный вопрос
Еще одной проблемой является то, что родители больше нацелены на зарабатывание денег. Например, посещение танцев может стоить сейчас от 3 до 10 тысяч рублей в месяц. Взрослые работают ради детей, но теряют время для более тесного контакта с ними и упускают своих дочерей и сыновей.
В «Борках» дети живут не только потому, что родители не справились со своими обязанностями в плане воспитания, еще одной причиной являются ненадлежащие условия проживания.
Жилищный вопрос в больших семьях может также привести к тому, что ребенок попадет в социальное учреждение. Была ситуация: к нам привезли подростков 13-15 лет из семьи, где воспитывается 6 детей, все они проживали в однокомнатной квартире, также с ними ютился большой пес. И вот здесь вопросы будут не только к родителям, но и к государственной системе. Я лично против, чтобы социальное жилье давалось семьям, выпускникам из числа детей-сирот в собственность – пусть это будет бессрочный социальный наем.
Как дома
Три года назад, когда я стала руководить Домом «Борки», мне часто приходилось слышать критику по поводу нашей системы. Открытость настораживала. Даже такая вроде бы мелочь, что наши дети могут выходить на улицу погулять — за пределы территории учреждения, как это принято в семьях, вызывала много вопросов.
Но это ведь нормально – отпустить подростка-девочку на прогулку за пределы дома, однако для соцучреждения это нетипично. При этом именно такие мелочи и влияют на восприятие и ощущение у детей места, где они находятся. Раз мы поставили себе цель называть «Борки» домом, то и уклад в нем должен быть близок к семейному.
Каждый год через наше учреждение проходит 220-250 детей, добрая половина ребят – это дети-сироты, то есть большинство находятся у нас длительное время, пока не получится подобрать замещающую семью или уже до окончания обучения и поступления в учреждение профессионального образования.
У нас есть и те, кто попадает к нам из благополучных семей, но в силу определенных событий оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, например, если произошла трагедия и дети остались без мамы и папы. Наш директор Елена Владимировна Перминова как-то сказала такую фразу: «Не имеет значения, сколько ребенок проведет у нас времени: 2 дня, 2 месяца или 2 года, он должен уйти с чем-то полезным». Эти слова засели глубоко мне в душу. Они стали нашим принципом воспитания детей. Поэтому это дом, где мы все: дети и взрослые – его хозяева.
Фото предоставлено центром «Семья»
Как все устроено?
Помимо прописанных обязательных правил, у нас, конечно, есть свои, которые равны слову «договоренности». Но главное – это бережное отношение друг к другу, своему и общему имуществу. Принципиальные обязанности для взрослых – это создание комфортных условий, которые были бы приближены к домашним. В «Борках» постоянное движение: кто-то находит семью и уходит, а кто-то только приходит к нам. Причем тенденции последних лет таковы, что к нам стали чаще помещаться подростки старшего возраста, 14-17 лет.
Заменить родителей, родных людей, конечно же, невозможно, мы на это и не претендуем. Стараемся заполнить пустоту, которая образовалась в душах детей от недостатка родительской любви, тепла и внимания. И для этого специалисты нашего дома стремятся приложить все возможные усилия, свои знания и отдают себя полностью, выстраивая отношения с ребятами.
Условия проживания
Дети у нас живут «семьями» (группами), в квартирах где, как и дома, есть гостиная, небольшая уютная кухня, на ней можно приготовить что-то вкусненькое, испечь печенье, попить чаю за теплой беседой, ванная для ухода за собой и своими вещами, своя комната, которую ребенок делит с сестрой или братом, другом или подругой. У каждой «семьи» свои воспитатели, которые лучше знают своих ребят, владеют о них большей информацией, лучше их понимают, находятся рядом, и к которым они привыкли.
Мы создаем условия для комфортной жизни, получения образования, воспитания, раскрытия способностей, развития, интересного полезного досуга, но не навязываем и ни к чему не принуждаем. Есть такая бюрократическая формулировка: «обеспечить стопроцентную занятость досуговой деятельностью», а в идеале еще и с почасовой разбивкой дня на каждого ребенка. Но можно ли 15-17-летнего парня или девушку целый день водить за руку по кружкам, клубам, мероприятиям? Тот, кто работал или работает с детьми, прекрасно понимает, о чем я говорю.
Мы мотивируем наших детей, даем им возможность выбрать, открываем им их же способности вместе с психологами, реабилитологами, социальными педагогами. Ребенок пользуется тем, что предлагает наша обширная база, по собственному желанию. Как и в любой семье, у нас есть тот, кто хочет спрятаться в «домике», не сразу чем-то планирует увлекаться, и это нормально, мы это позволяем ребенку. Принуждение – это не наш путь.
Мы изучаем и понимаем особенности наших детей. Наши воспитатели, как мамы и папы, стараются разгадать, что скрыто за настроением ребенка: он капризничает, он устал и хочет побыть один, у него что-то произошло. В общем, проблемы, как и в любой семье, только семья больше, и, соответственно, проблемы увеличиваются в 120 раз.
Наши дети могут посещать родственников (и не только их), с которыми у них сложились теплые взаимоотношения, в выходные дни, на каникулах. Эти непростые решения принимаются в интересах детей и возлагают на нас дополнительную большую ответственность. Мы это понимаем, но на это идем! И это отличительная черта нашего учреждения. Ребенок не должен быть в заложниках социального учреждения.
Фото предоставлено центром «Семья»
Открытость – один из принципов
Чтобы создать правильное взаимодействие с социумом, мы используем не только инфраструктуру учреждения и ресурс сотрудников «Борков». У нас много друзей за пределами села и даже города Тюмени. Например, дети регулярно выезжают в город, несмотря на то, что у нас в учреждении тоже имеются условия, помещения, инвентарь.
Наши ребята посещают мероприятия, мастер-классы, клубы, кинотеатры, боулинг, цирк, картинг-центры и соревнования на спортивных аренах города и прочих площадках.
Нельзя сказать, что дети не видят мужского начала, среди сотрудников «Борков» есть мужчины: воспитатели, реабилитолог, психолог, мужчины в службе материально-технического жизнеобеспечения, водители нашего транспорта. Любой из взрослых может стать для ребенка близким в эмоциональном плане.
Некоторое время назад мы решились на эксперимент, собрав в подростковую группу парней воспитателей-мужчин. Но оказалось, что без мужчин-воспитателей обойтись легче, чем без воспитателей-женщин.
Недавно запустили новый проект – «Вопрос взрослому», на него мы приглашаем гостей, достигших успехов в жизни, профессии. Это в равной степени мужчины и женщины. Например, на последней встрече дети общались с начальником ГИБДД по Тюменскому району. Разговоры ведутся разные: о первых двойках в школе, влюбленности, семье, деньгах, карьере. Надеюсь, я смогла показать, что мужчины присутствуют в воспитании наших детей.
Социальная помощь
В 2017 году на базе бывшего Борковского детского дома был создан филиал центра «Семья» – «Дом социальной реабилитации семей и детей «Борки». Благодаря областной поддержке сейчас есть единое пространство для реабилитации детей, их поддержки и воспитания. Региональный центр «Семья» – уникальное учреждение, где помогают семье и детям, где созданы условия для работы с семьей, оказания разноплановой помощи и поддержки в решении проблем, профилактике и помощи семье в преодолении трудной жизненной ситуации по месту жительства.
Но бывают ситуации, когда для решения семейной проблемы необходимо поместить ребенка (ребенка и родителя) в учреждение и провести профилактическую и реабилитационную работу в условиях стационара (филиала «Борки»). В филиале 2 корпуса: один из них находится на улице Ермака в Тюмени – там ребята проходят краткосрочную реабилитацию, пока сотрудники совместно с ведомствами содействуют семье в преодолении трудной жизненной ситуации.
По ряду разных причин не всегда получается быстро исправить ситуацию или решить вопрос с возвращением ребенка в семью. Для более длительной реабилитации ребенок переходит в корпус филиала «Борки» в Тюменском районе.
Первоначально нынешние корпуса Дома «Борки» были разными структурными подразделениями центра «Семья». Несмотря на общую идею работы учреждения, у каждого все равно были и свои цели, и показатели эффективности работы. И это были «ваши» дети и «наши» дети, «ваши» и «наши» промахи и успехи, это у вас самовольный уход, а не у нас и так далее.
Сейчас не так. Сейчас филиал Дом «Борки» – един. Все дети – наши! И если что-то не получается – это наша общая проблема. И победы – наши! Мы стали больше, сильнее. Мы – команда, успех работы которой зависит от каждого.
Хочу вернуться к самовольным уходам, чтобы немного уточнить. Такое явление встречалось ранее и, по моему мнению, будет всегда. Опыт работы в учреждениях для детей позволяет мне сделать такой вывод. За более чем 15 лет моего взаимодействия с детьми-сиротами ни разу не было, чтобы несовершеннолетний ушел из учреждения, спасаясь от холода, голода или чего-то подобного. Ребенок уходит не от чего-то, а к чему-то! К тому, что учреждение дать не может, позволить не имеет права.
В основном – к бесконтрольной жизни, к которой, к сожалению, подростки привыкли и которую зачастую вели до помещения в учреждение. Но бывают и другие причины, например, поехать автостопом в Анапу на море или погулять ночью с молодым человеком по мосту Влюбленных. Одним словом – дети.
Фото предоставлено центром «Семья»
Запоминающиеся истории
У нас есть счастливые истории устройства детей из большой семьи. Например, мы определили в одну замещающую семью сразу 9 мальчишек. Был случай, когда две семьи родственников из Салехарда приняли на воспитание 4 ребят от одних родителей, взяв по два ребенка в каждую семью. При этом, несмотря на то, что числились и проживали они у разных опекунов, ребята оставались рядом, беспрепятственно общались и поддерживали тесные взаимоотношения.
Разные истории запоминаются. Например, история девочки-подростка. Этим случаем хочется поделиться как показателем того, что наша деятельность несет добро. 15-летняя девочка приехала из региона в центре России в Тюмень, чтобы поступить в колледж. Не получилось, год жила у подруги, собиралась поступать заново. Но история ее нахождения в городе без законного представителя стала достоянием гласности.
Когда девочку доставили к нам, для нее это стало настоящим шоком, она была напугана неопределенностью и ожидала чего-то страшного (попала в «тюрьму», теперь ее закроют и никуда не выпустят). Но уже спустя месяц все ее страхи, как она сама рассказала, улетучились: она поняла, как сильно заблуждалась в своих представлениях о жизни в учреждении. Девушка открылась умной, талантливой, ласковой, теперь уже учится в 11 классе, говорит, что ей очень повезло, что она попала к нам в учреждение. Сейчас считает «Борки» своим домом.
Вот за это я люблю свою работу.
Дом «Борки» в будущем. Планы
Мы готовимся к большому капитальному ремонту. Ведь последний раз жилой корпус переживал ремонт в 2012 году.
Большое количество детей, проживающих в нашем большом доме круглосуточно и круглогодично, накладывает свои отпечатки на состояние жилых помещений, помещений общего пользования, технику и оборудование. Можно сказать, что из косметического ремонта мы не выходим, практически каждую неделю что-то подкрашиваем, подбеливаем, подклеиваем, и это тоже не без помощи и участия наших друзей, благотворителей.
Я убеждена, что, когда вокруг тебя комфортная обстановка, новая и красивая мебель, современное оборудование, ты иначе себя чувствуешь, ведешь себя по-другому и относишься к дому иначе.
У нас огромное количество действующих проектов и планов, которые приносят положительные результаты и которые необходимо развивать, совершенствовать и реализовывать.
Хочу отметить проект «Первая встреча», реализуемый в нашем центре, который повышает эффективность в вопросе подбора детям замещающих родителей с целью реализации их права жить и воспитываться в семье. Он помогает снижать риски, возникающие при передаче детей на семейные формы воспитания.
Мы обязательно будем продолжать реализацию проекта «Гостевая семья», направленного на поддержание связей наших детей с их родственниками, на укрепление этих отношений, использование положительного авторитета и ресурса родственников, значимых взрослых в вопросах воспитания и реабилитации детей, особенно подростков. Несмотря на то, что этот проект накладывает на нас дополнительную большую нагрузку и ответственность, мы понимаем его значимость.
Общение с родными людьми, их поддержка важны всегда, но особенно когда дети выйдут из учреждения.