Владислав Московских: «Главное – сформировать в обществе атмосферу жесткого неприятия коррупции»
Сегодня, 9 декабря, отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Инициатором его учреждения еще в 2003 году выступила Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Ее цель – привлечь общественное внимание к проблеме коррупции во всем мире, профилактика этого социального зла и борьба с ним. Об исключительных полномочиях надзорных органов по надзору за исполнением законов по противодействию коррупции рассказал прокурор Тюменской области Владислав Московских.
Владислав Викторович, на что ориентированы прокуроры в своей работе по борьбе с коррупцией?
Органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов по противодействию коррупции. Основные наши усилия сосредоточены на своевременном выявлении коррупционных правонарушений, устранении их причин, привлечении виновных к ответственности и возмещении причиненного вреда.
Среди важных направлений – обеспечение надзора в образовании граждан, охране их здоровья, регулировании градостроительной деятельности, реализации программ социально-экономического развития регионов. Там, где и формируется общее отношение людей к государственным институтам.
Каковы результаты в текущем году?
За 11 месяцев 2022 года в регионе зарегистрировано 472 коррупционных преступления. Из них 399 – тяжкие и особо тяжкие, 189 – совершено в крупном и особо крупном размерах, а также 263 факта взяточничества. К уголовной ответственности привлечено более 180 граждан. Это больше, чем в прошлом году.
Однако с учетом высокой латентности коррупционных преступлений приведенные цифры больше свидетельствуют об активном противостоянии правоохранителей взяточничеству, злоупотреблениям должностными полномочиями и мошенничеству госслужащих.
Надо понимать еще и то, что прокуроры являются центральным, но не единственным субъектом противодействия коррупционным проявлениям. Система противодействия коррупции многогранна. В ней задействовано огромное количество участников. В этой сложной иерархии прокуратура выступает координатором борьбы с коррупцией, контролирующим реализацию антикоррупционного законодательства, и как орган, непосредственно выявляющий и пресекающий коррупционные проявления.
В текущем году работники прокуратуры выявили в области более 1,9 тысячи нарушений антикоррупционного законодательства, для устранения которых принесли 300 протестов и внесли более 500 представлений, а к дисциплинарной и административной ответственности привлекли свыше 700 должностных лиц. По материалам прокурорских проверок в текущем году возбуждено 22 уголовных дела.
Назовите наиболее яркие задержания мздоимцев.
Сейчас продолжается расследование уголовного дела в отношении бывшего руководителя управы Калининского административного округа Тюмени, ранее занимавшего аналогичную должность в Восточном округе областного центра. Он задержан за получение взятки свыше 2 млн рублей. Чиновник получал вознаграждение за оказание содействия коммерческой организации в заключении и исполнении контрактов с МКУ «Служба заказчика по благоустройству Восточного АО г. Тюмени».
Общественный резонанс получило и преступление, совершенное директором филиала АО «Россети Тюмень» и его заместителями. В отношении них расследуется уголовное дело по факту получения взяток от руководителей коммерческих организаций. В результате преступных действий они получили 25 млн рублей незаконного денежного вознаграждения.
Начальник отдела одного из управлений МТУ Росимущества и его подельники в ходе махинаций похитили у государства земельный участок стоимостью около 60 млн рублей и таким образом причинили ущерб Российской Федерации. Это преступление удалось выявить в ходе прокурорской проверки.
В настоящее время заканчивается расследование уголовного дела в отношении двух адвокатов и сотрудника полиции. В ходе следствия стало известно, что за взятки на общую сумму 40 млн рублей они пытались изменить подследственным меру пресечения в виде заключения под стражу на не связанную с лишением свободы .
Кроме того, они обещали руководителю одной из коммерческих организаций (привлекаемому к уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов на сумму 100 млн рублей) помочь за 27 млн рублей незаконно снизить суммы налоговых доначислений и на этом основании избавить его от уголовного преследования.
Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения?
Наша задача состоит в том, чтобы не столько ужесточить ответственность, сколько укоренить в сознании коррупционеров мысль о неотвратимости наказания. За коррупционные правонарушения закон предусматривает уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.
В частности, Уголовный кодекс РФ содержит целый ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве, злоупотребление должностными полномочиями либо их превышение, коммерческий подкуп и другие. Наказания могут быть в виде лишения свободы, штрафа, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, обязательных и исправительных работ.
Самые распространенные административные нарушения – это незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица, а также привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного либо муниципального служащего с нарушением порядка трудоустройства таких лиц.
Например, в этом году в отношении коммерческого предприятия возбуждено дело об административном правонарушении за «незаконное вознаграждение от имени юридического лица». Его генеральный директор от имени и в интересах фирмы передал почти 4,5 млн рублей заместителю начальника организации за содействие в беспрепятственном согласовании исполнительной документации. По решению суда это коммерческое предприятие привлечено к административной ответственности и оштрафовано на 10 млн рублей.
Нередки случаи, когда работодатели не сообщают по бывшему месту работы служащего о заключении с ним трудового договора. Это также является основанием для применения мер прокурорского реагирования.
Кроме того, суд может взыскать ущерб, причиненный коррупционным правонарушением, расторгнуть незаконные государственные и муниципальные контракты, заключенные из корыстных побуждений, а действия (бездействия) либо решения должностного лица признать незаконными.
Прокуратурой в целях возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, заявлено 12 судебных исков на сумму более 10 млн рублей.
За коррупционные проступки предусмотрена и дисциплинарная ответственность: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном либо должностном соответствии и, наконец, наиболее строгая – увольнение в связи с утратой доверия.
К примеру, за грубые нарушения антикоррупционного законодательства в связи с утратой доверия в Тюмени уволен высокопоставленный государственный служащий, не декларировавший свои доходы, получаемые от сдачи в аренду жилья и продажи автомашины. В связи с утратой доверия уволен и муниципальный служащий, скрывший при трудоустройстве факт участия в управлении коммерческой организацией.
Несет ли гражданин какую-либо ответственность за ложное сообщение о коррупционном преступлении?
Конечно, как и за ложное сообщение о любом другом преступлении. В этом случае виновный привлекается к уголовной ответственности по статье 306 Уголовного кодекса Российской Федерации за «заведомо ложный донос о совершении преступления».
А что такое конфликт интересов?
Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на исполнение им должностных обязанностей. Личная заинтересованность означает, что доходы, выгоды, преимущества может получать не только сам служащий, но и его родственники, друзья, знакомые или связанные с ним организации. Например, конфликт интересов возникнет в том случае, если руководитель, являющийся государственным или муниципальным служащим, принимает на работу супругу либо близкого родственника.
Закон обязывает должностных лиц принимать все меры, чтобы не допустить возникновения конфликта интересов, в том числе уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. В противном случае это серьезное дисциплинарное правонарушение может повлечь наказание, вплоть до увольнения виновника.
Зачастую с помощью взяток бизнесмены «решают проблемы», создаваемые всевозможными контролерами и правоохранителями. А отказавшись спонсировать нахлебников, кто-то банкротится либо отправляется в тюрьму или сам вынужден становиться субъектом коррупционных отношений. Есть ли управа на таких вымогателей?
Для профилактики таких правонарушений необходим комплексный подход. Очень важен конструктивный диалог с предпринимательским сообществом, чтобы отслеживать его взаимодействие с контрольно-надзорными и правоохранительными органами. Для этого я практикую личные выездные встречи с предпринимательским сообществом, а прокуроры ориентированы на максимальное надзорное сопровождение и оперативное пресечение фактов незаконных контрольно-надзорных мероприятий и процессуальных проверок бизнесменов. Ежемесячно в прокуратуре области и территориальных прокуратурах проходят дни приема предпринимателей, где разрешаются возникающие проблемы.
Что может быть предметом взятки?
Опыт надзорной деятельности показывает, что практически во всех случаях это именно деньги, в том числе переводы на банковскую карту. Встречаются также факты, когда взяткой становятся бытовые приборы, цифровая техника, мобильные телефоны, мебель, автомобили, строительные материалы и даже оплата ремонта машины или дома.
Какие действия можно считать вымогательством взятки?
Вымогательство взятки – это требование дать взятку под угрозой действия, которое может причинить вред законным интересам гражданина. Создание условий, при которых гражданин вынужден идти на сделку с совестью, также квалифицируется как вымогательство взятки.
Привлекается ли к уголовной ответственности посредник в передаче взятки?
Безусловно, ст. 291.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за посредничество во взяточничестве. Даже обещание или предложение посредничества во взяточничестве уже является уголовно наказуемым деянием.
Одновременно отмечу, что закон предусматривает освобождение посредника от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию или пресечению преступления и добровольно сообщил о нем в орган, имеющий право возбудить уголовное дело. Аналогичное решение при соблюдении этих условий может быть принято и в отношении взяткодателя.
Какова дальнейшая судьба денег и других ценностей, ставших предметом взятки?
Предметы взятки обращаются в доход государства. Имущество, переданное взяткодателем, конфискуется в судебном порядке. А если это невозможно (например, преступник продал его), то с него взыскивается сумма, эквивалентная стоимости незаконно приобретенного имущества.
Напомню, что с ноября 2021 года законодательство дополнено нормой о том, что конфискованные денежные средства и вырученные от реализации конфискованного имущества направляются на формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Куда граждане могут обратиться, если им станет известно о фактах коррупции?
О коррупционных действиях можно сообщить в прокуратуру, правоохранительные органы (СУ СК России, УМВД России и РУФСБ России по Тюменской области).
Телефоны доверия
Следственное управление СКР по Тюменской области 8 (3452) 62-15-87.
УМВД России по Тюменской области 8 (3452) 29-14-32, дежурная часть 8 (3452) 79-30-23.
РУФСБ России по Тюменской области 8 (3452) 46-89-45.