Как молодой учитель переехал с юга на север, чтобы преподавать детям
Преподавание – это призвание, за которым ты последуешь в любую точку страны или мира
Нередко можно услышать мнение, что учителем нужно родиться. Посвящать себя, передавать знания, мудрость и любовь целым поколениям детей – пожалуй, это и в самом деле призвание, большая ответственность и награда.
Роберт Акулинин, 23-летний выпускник педагогического университета в Краснодарском крае, работает учителем со второго курса. Южанин преподавал географию, историю и обществознание детям родного города Армавира в общеобразовательной и частной школах. Проработав два года, бросил преподавание. Но в период тяжелых моральных тревог в два месяца собрался, переехал на север и вернулся к урокам уже в качестве квалифицированного специалиста. По словам Роберта, он вдруг понял, что преподавание – это его дело, и за призванием он отправился на другой конец страны.
«Твои преподаватели становятся коллегами, но не воспринимают тебя всерьез».
Работа сама меня нашла. Я не обращался в центр занятости и не публиковал резюме. Возможно, тому причиной моя коммуникабельность – умение дружить порой приносит свои плоды. Однако считаю, что такое доверие к молодому педагогу невозможно без хороших рекомендаций от преподавательского состава вуза. За красивые глаза на хорошую работу никто не возьмет. Либо потребуется опыт с «толстым» портфолио, либо авторитетный специалист, который поручится за тебя. Что примечательно в моей истории: я не знаю, кто именно из моих преподавателей стал тем самым специалистом, но такой человек точно был.
Когда я обучался в педагогическом университете на втором курсе, мне поступило два предложения от разных школ, звали стать учителем географии. Одно – из моей родной школы в сельской местности, но я сразу понял, что не стану там работать, так как родные стены заочно связывают тебе руки. Особенно это станет заметно, когда ты начнешь превращать профессию педагога в творчество. В чем это проявляется? В том, что те преподаватели, которые учили тебя самого, становятся коллегами, но до конца не воспринимают тебя всерьез. Это создает ряд проблем в коллективе.
«У меня все валилось из рук, было много проблем, но я принял решение уехать из родного города и вернуться к преподаванию – я чувствовал, что это мое призвание».
Второе предложение поступило от частной школы в городе, и оно мне сразу понравилось. Там я мог свободно составить график, чтобы совмещать работу с учебой. Администрация приветствовала различные творческие начинания в работе с детьми. Я проработал два года, а после ушел в свободное плавание – посвящал время учебе, изучению истории, подрабатывал в магазине. В феврале 2022 года я переживал не самое лучшее время: у меня все валилось из рук, было много проблем во взаимоотношениях с близкими людьми. Тогда я и понял, что хочу уехать из родного города и работать именно учителем – чувствовал, что это мое призвание.
Тогда мой взор пал на нашу богатую Сибирь. Здесь активно помогают начинающим педагогам и молодым специалистам. К сожалению, в нашей стране мало таких регионов, как ХМАО, где оказывают поддержку учителям. Здесь высокий уровень заработной платы, хорошо оснащенные школы. И сейчас я работаю именно в общеобразовательном государственном учреждении.
«Родным я сказал, что уеду в ХМАО, только когда уже нашел там работу. Некоторые подшучивали, что это юношеский максимализм».
Своим друзьям и родным я сказал, что уеду в ХМАО, уже когда нашел работу. На это у меня ушло примерно два месяца. Некоторые подшучивали, что это решение – юношеский максимализм. Но когда я действительно уехал, все поддержали. Без этого мне было бы сложнее.
Сейчас я веду уроки у 5-11 классов. Преподаю историю, географию, обществознание и ОБЖ. Вместе с кружками и дополнительными занятиями выходит 20 часов в неделю, но по ощущениям я работаю всегда, «от рассвета до заката». Пусть в северных широтах эта фраза и носит особый смысл и явно не означает высокую продолжительность рабочего дня. Последний предмет веду впервые, и дается мне это непросто. Должность учителя ОБЖ подразумевает не только обязанности учителя, но и педагога-организатора. Таким образом, в коллективе и ученической среде я являюсь неким «универсальным педагогом». Меня это, с одной стороны, забавляет, с другой — возлагает еще больше ответственности. Ведь приходится подтверждать свою многопрофильность, чтобы шутки не превратились в насмешки.
Работы действительно много. Я всегда готовлюсь к урокам, к каждому новому делаю презентации, дополняю наработки новыми методическими материалами, актуальными данными статистики. К тому же являюсь классным руководителем 5 «Б», и это по-своему отнимает свободное время. Но я не жалуюсь, я очень рад, что стал классным руководителем, мне безумно нравится мой класс, ребята. Поддержку оказывает и родительский комитет, за что я всем благодарен. С перекладыванием на себя чужой работы просто из-за возраста сталкивался на своем опыте только в частной школе.
«Я люблю, когда все разложено по полочкам, а это возможно только тогда, когда у тебя все расписано».
Часто молодые да и опытные учителя жалуются на большое количество «бумажек» и отчетностей, которых в последние годы стало просто до невозможного много. И я согласен, безусловно, это так. Но не скажу, что я или мое время от этого сильно страдают. Не знаю, как думают мои коллеги и согласятся ли со мной, но я считаю, что многие из тех документов, которые обрабатывают учителя, необходимы для отлаженного рабочего процесса. Да, в 2022 году министром просвещения было объявлено о сокращении бюрократической нагрузки на учителей. Но в целом не считаю это проблемой, тем более способной повлиять на мотивацию. Возможно, сейчас во мне просто говорит студент-магистрант направления «Экономика и управление в образовании».
В университете я оформил свободное посещение, но это не означает, что я совсем не учусь. Уже вижу плоды, которые дают мне полученные в магистратуре знания – безусловная польза для работы. Я начал смотреть на свою деятельность критически. Замечаю куда больше ошибок, стараюсь сразу их купировать. Мне стало легче организовывать свою работу благодаря изучению нюансов менеджмента.
«Свой первый урок в качестве еще студента я помню очень плохо. Только то, что на занятии было три человека».
Кажется, это был седьмой класс, география, курс страноведения – моя любимая область предмета. Уже в югорской школе, где я работаю сейчас, мой первый урок истории в качестве дипломированного специалиста прошел в пятом классе. Мне кажется, что первые уроки, которые действительно хорошо запоминаешь, это те, что провел во время педагогической практики, когда переживаешь больше всего.
«Учителя слабо защищены, а многим ученикам безразличны двойки и замечания. Очень многое приходится пропускать через себя».
Я человек коммуникабельный, без общения мне тяжело. А в профессии педагога общения – сверх нормы, если так можно выразиться. Поэтому в целом работать мне комфортно. Что не нравится? Учителя слабо защищены. Если погрузиться в законы, можно найти рычаги давления и на ребенка, и на родителей. Многим ученикам сегодня безразличны неудовлетворительные оценки. Им все равно на замечания. Потому что родители не всегда воспитывают своих детей. А как до них достучаться тебе, учителю? Приходится и голос повышать где-то, и нервничаешь лишний раз. По итогу просто все это пропускаешь через себя.