Что нужно знать тем, кто хочет заняться верховой ездой
Лидерство, доверие и контакт с лошадью
Верховая езда – красивое и увлекательное, но достаточно сложное занятие. Успех в конном спорте зависит не только от навыков и знаний всадника, но и от его умения находить контакт со своим напарником – лошадью. Построить доверительные и крепкие отношения – первоочередная задача при воспитании и обучении этих грациозных и благородных животных.
О правильном взаимодействии с лошадьми и о том, что нужно знать, прежде чем начать заниматься верховой ездой, корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» рассказала главный тренер клуба «Конный двор Патрушева» Екатерина Паршукова.
Фото Анны Молчановой из личного архива конного клуба
Лошади: какие они?
В настоящий момент в клубе содержится восемь лошадей и два пони. Это два владимирских тяжеловоза, помесь советского тяжеловоза, карачаевская, башкирская, фризо-вятская помесь, тракененская и орловская помесь.
– Все привозные, – отмечает Екатерина, – кто-то у нас на постое, другие – клубные. Своих клубных привозили из разных уголков области. Разведением не занимаемся – нет условий для этого.
По ее словам, тем, кто хочет заняться верховой ездой, нужно знать и понимать, что лошадь – это большое и очень сильное животное. Но при этом, несмотря на свою физическую силу, они очень пугливы.
– По своей природе лошадь – это животное-жертва, на которое охотятся хищники. И в случае опасности лошади спасаются бегством. Поэтому они всегда начеку и в любой момент готовы сорваться с места. Они могут внезапно испугаться резкого действия или громкого звука. Их могут напугать новые вещи в привычной обстановке. Верховая езда – это травмоопасный вид спорта, – говорит Екатерина.
Все эти моменты необходимо учитывать в общении со скакуном. Кроме того, необходимо иметь твердый характер. Как отмечает инструктор, лошади – социальные животные со своей иерархией. В тандеме «человек и лошадь» первый должен быть лидером, но ни в коем случае не проявлять жестокость.
– Твердость и мягкость должны быть в равной степени, – считает Екатерина.
Многим людям жеребцы кажутся непредсказуемыми и опасными животными – во многом из-за своих размеров и большой физической силы. Они вызывают опасения, а порой даже страх. Екатерина подчеркивает, что, занимаясь с лошадью, необходимо неукоснительно следовать требованиям техники безопасности.
– Никакому животному нельзя доверять абсолютно на 100%. Есть такое понятие, как «животный фактор». И любое животное, как бы оно ни было хорошо воспитано и выдрессировано, всегда в первую очередь руководствуется инстинктами. Как бы ты хорошо ни знал его, технику безопасности еще никто не отменял. А любая техника безопасности, как известно, написана кровью, – уверена собеседница.
Фото Анны Молчановой из личного архива конного клуба
Приобретение и воспитание
Приобрести свою лошадь несложно, отмечает Екатерина. Но нужно понимать, для чего и какое именно животное требуется.
– Если ты, например, хочешь со скоростью ветра носиться по полям или преодолевать препятствия на спортивном поле боя, то тяжеловозные породы не подойдут. И наоборот: если нужно животное для работы в упряжке, для перевозки грузов и других тяжелых работ, то лошади верховых пород не подойдут. Приобретая своего коня, нужно понимать, сможешь ли ты предоставить ему все необходимые условия для содержания, закрывать его базовые потребности – начиная с кормления и заканчивая тренингом. Все это стоит денег, – рассказывает Екатерина.
А при воспитании лошади есть множество факторов, от которых зависит результат: возраст животного, пол, порода, темперамент, состояние здоровья, то, в каких условиях содержится, в каких содержалась. Определенных шаблонов, по словам тренера, в обучении придерживаться нельзя: это глубоко индивидуальная работа.
– По большей части обучение лошади – это импровизация. Идешь ты к ней с определенной задачей, например, какие-нибудь гимнастические упражнения в руках делать, а у нее настроение бегать и резвиться. Не хватает у нее сегодня усидчивости. И ты такой: «ну хорошо, давай бегать, заодно переходы с аллюра на аллюр от голосовых команд поучим». И если найти правильный подход и подходящую мотивацию, то эти животные весьма легко обучаются благодаря своей природной любознательности, – отмечает эксперт.
Также она подчеркивает: самое первое и важное в обучении – будь то полугодовалый жеребенок или десятилетний необученный жеребец из дикого табуна, – это выстроить доверительно-лидерские отношения. Чтобы человек был для лошади лидером, и при этом она доверяла своему всаднику.
Фото Анны Молчановой из личного архива конного клуба
Верховая езда: насколько это сложно
При верховой езде задействуются все группы мышц. Для дебютантов это занятие достаточно тяжелое: ведь контролировать нужно не только свое тело, но и четвероногого партнера.
По словам Екатерины, при нефорсированных тренировках в среднем уходит около трех месяцев, чтобы человек сел и самостоятельно поехал без вреда для своего здоровья и состояния лошади:
– Начинающим всадникам тяжело: тут напряги, тут расслабь, тут прижми, спину держи, и все это одновременно. Бывает сложно контролировать тело, потому что привыкли – если расслабиться, то полностью, если напрячься – то тоже полностью. Плюс идет контроль животного, у которого своя голова на плечах, и оно этой головой думает. С опытом контроль тела доходит до автоматизма, и ты уже не задумываешься над тем, как сидишь. И даже в критической ситуации, когда эта 500-килограммовая лошадина решила поиграть или испугаться, или вовсе капризничает и не хочет слушаться, – тело уже само знает, как удержать себя в седле. Остается только контроль над животным, – делится Паршукова.
По ее мнению, обучение детей и взрослых верховой езде принципиально не отличается, но у каждого возраста есть свои нюансы. Например, взрослым бывает проще, чем детям младшего школьного возраста, объяснить какие-то моменты с физиологической точки зрения.
– С другой стороны, большинство детей на лошади более расслабленные, едут на ощущениях, и у них еще не так развит инстинкт самосохранения. Взрослые же много думают и анализируют, борются со страхами, более зажаты, и обучение дается немного сложнее, – говорит Екатерина. – При верховой езде важно научиться именно чувствовать скакуна, ведь он становится нашими ногами. Мы же не задумываемся, как нам идти. У нас стоит задача – куда идти. Так и на лошади.
О личном опыте
С лошадьми тюменка работает уже много лет.
– У меня в работе были абсолютно разные по породам и возрастам животные. Были и абсолютно дикие и необученные, которые как чистый лист, – делай из них что хочешь. Были и лошади из плохих условий со сломанной психикой, которых по крупицам собираешь обратно, – рассказывает она.
А ее собственному питомцу забайкальской породы по кличке Боцман уже 12 лет.
– Купила я его, когда ему было три года. Толком не обученный, умел только в поводу за человеком ходить. Естественно, я его всему учила сама. Были и взлеты, и падения, и руки иногда так опускались в процессе его обучения, что моментами готова была продать. Он очень умный, хитрый и выносливый конь, и замотивировать его на занятия было очень сложно. А сейчас он отличный конь-учитель для начинающих всадников, – подытоживает Екатерина.