Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Нужные слова для бездомных: как в Тюмени возвращают в общество тех, кто из него выпал

Директор центра помощи «Милосердие» рассказал, как психологи корректируют измененное сознание людей, оказавшихся на улице

Общество, 07:39, 09 ноября 2022, Нина Баринова
Слушать новость
Нужные слова для бездомных: как в Тюмени возвращают в общество тех, кто из него выпал. Директор центра помощи «Милосердие» рассказал, как психологи корректируют измененное сознание людей, оказавшихся на улице.

Вернуть бездомного человека в общество – так ли это просто? Одеть, накормить, вылечить и вручить потерянные документы – это только начало. Однако, чтобы ему вновь не остаться на обочине жизни, предстоит большая работа. И без помощи психологов не обойтись.

– Неуверенность в завтрашнем дне, несбывшиеся ожидания, разрушенные родственные связи, трагедии личного плана, которые влияют на выбор жизненного пути – таков психологический портрет, который объединяет подопечных центра помощи «Милосердие», – рассказал корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» директор учреждения Андрей Якунин.

По образованию врач нарколог-психотерапевт с таким непростым контингентом работает уже более 20 лет. Когда-то параллельно с лечебной практикой занимался людьми в кризисной ситуации. На каком-то этапе, признался он, окончательно стало понятно, что пора выбирать. Решил, что надо помогать людям. В 2017 году был создан центр «Милосердие». За эти пять лет количество людей на попечении увеличилось с 80 до 160.

Служба психологической помощи возникла в организации, исходя из необходимости. У каждого, кто появляется на пороге «Милосердия», своя беда, с которой человек самостоятельно справиться не может. Плыть по течению без ответственности за собственную жизнь им проще. Те, кто оказался на улице, отказываются от борьбы за улучшение своего положения. Они остаются во власти обстоятельств.

– Мы предоставляем социальную помощь, чтобы как-то смягчить эту ситуацию, но внутренние переживания влияют на качество жизни, на спокойствие и взаимоотношения с окружающими людьми. Задача специалиста – выявить нарушения в психологическом плане, которые есть у человека, и поработать над коррекцией. При необходимости, если наблюдается психическое расстройство, то мы обращаемся в государственную психиатрическую службу для лечения, а параллельно с обратившимися к нам работают наши психологи. В штате три специалиста, – говорит руководитель центра «Милосердие».

Фото Екатерины Христозовой

След улицы

Андрей Якунин обратил внимание, что время, проведенное на улице, откладывает серьезный отпечаток на сознание бездомного. И чем дольше он жил в таких условиях, тем сложнее вновь социализировать его, поскольку утрачиваются даже элементарные навыки.

В качестве примера могу привести исследования, проведенные в Индии, где возможность заработка определена сезоном. Так вот интеллектуальные способности одних и тех же людей снижались в период их бедствующего положения. Наших подопечных, долгое время проживших на улице, мы заново учим писать и читать, хотя раньше они обладали этими навыками, говорит руководитель приюта.

Он добавил, что психика бездомного ломается, они ставят на себе крест и катятся по наклонной, «куда сточная канава выведет». То, что для нормального человека – барьеры, для бомжа – привычный образ жизни, они к этому уже адаптировались и нашли удобное для этого обоснование, чтобы сохранить психологическую зону комфорта. Нарушается восприятие окружающей среды и отсутствие бытовых условий никак их не пугает.

Все попавшие в центр «Милосердие» либо страдают зависимостью алкогольной или наркотической, либо психически больные люди. Пока гнойник не вскроешь – рану не залечишь, поэтому мы должны говорить, что такая зависимость и психические расстройства – ключевой фактор попадания на улицу, а сама ситуация может быть разной. Например, обманом лишили квартиры, или больной человек остался без необходимого обслуживания близких людей , – подчеркнул Андрей Якунин.

Психологи «Милосердия» во время работы по коррекции сознания бездомного человека используют те же методики, что и с другими людьми. Специальных технологий нет. По словам директора учреждения, 50% успеха зависит не от методики, а от специалиста и личности самого подопечного.

Фото Екатерины Христозовой

Завоевать доверие

Уже в момент, когда человек поступает в центр, психолог знакомится с подопечным, выявляет проблемы. На начальном этапе важно установить доверительные отношения, чтобы новенький понял, что ему искренне хотят помочь, а не просто выполняют какой-то план, который прописан в организации. И здесь бывают сложности, ведь многие из бездомных в своей жизни не раз обожглись, а душевные раны глубоки, и теперь они не готовы доверять.

– Здесь психолог старается через личный контакт и доброе отношение растопить лед в сердце. Где-то поговорить о жизни, не заставляя ворошить прошлое, избегая боли воспоминаний. Однако бывает, что именно через жизненную ситуацию, в которую они попали, получается вывести на разговор – когда сам человек может осознать, какую роль он сыграл в той истории. Что его привело к тому, что он имеет? Это в том случае, если человек готов брать на себя ответственность. Однако часто наши подопечные придерживаются обвинительной позиции, считая, что с ними несправедливо обошлись, а сами они – исключительно жертвы обстоятельств. Именно этим они оправдывают свое бездействие, сложившуюся ситуацию и часто зависимое положение от алкоголя, наркотиков. Так срабатывает механизм психологической защиты, как у любого человека. Со временем, когда эти люди видят доброжелательное отношение и искренний интерес к своей жизни – они раскрываются и готовы делиться переживаниями. Так начинается коррекция, – пояснил Якунин.

Задача психолога – помочь человеку здесь и сейчас, в настоящем, организовать свою жизнь так, чтобы начать по-новому воспринимать то, что с ним происходит, не бередя старые раны, с которыми он не готов на данном этапе работать. Психологи «Милосердия» не стремятся возложить на них ответственность, если она для них непомерно тяжела.

– Если его, как котенка, тыкать в его проблему, то решить ее у него все равно не получится, а ситуация только усугубится. Для начала нужно дать понять, что мы готовы принимать их такими, какие они есть. Однако нарушение дисциплины, конфликты с окружающими и употребление алкоголя недопустимы. Мы проводим беседы на тему, как правильно выстроить взаимоотношения. Для верующих приглашаем священника, готовим к исповеди – это ведь тоже психологическая работа. Есть и такие подопечные, которые находятся на последнем отрезке своей жизни. Это тяжелый этап, и здесь важно поддержать и правильно настроить человека, чтобы ему было легче справляться со своими болезнями, – рассказал руководитель учреждения.

Фото Екатерины Христозовой

Роль опоры

Понятно, что насильно заставить бездомного, привыкшего к своей жизни, стать другим человеком, невозможно. Поэтому кому-то приходится брать на себя роль опоры, чтобы усилить мотивацию к дальнейшим переменам.

– Мы, по большому счету, сейчас спутники их жизни. Создаем социально-поддерживающую среду, которая должна им дать шанс, которым они раньше не воспользовались, потому что были еще не готовы. Мы должны сопроводить и поддержать – это командная работа. Ведь часто бездомные не верят, что им восстановят документы. Они считают, что все равнодушны к их судьбе, и их жизнь никого не заботит на самом деле. В результате, когда благодаря действиям социальных работников, документы все же восстановлены – часть проблем и психологического плана, которые вызывали недоверие и негатив, решена. Одному такому подопечному сейчас оформляют инвалидность. Когда-то он лишился пальцев ног из-за обморожения. Он также с тревогой наблюдал, что восстановление документов занимает много времени, и не верил, что это все-таки произойдет. Теперь воспрял духом, – поделился директор центра «Милосердие».

Чтобы достичь успеха, психологу нужно уметь подбирать слова. Они, продиктованные любовью, бывают разные: и строгие, и ласковые, главное, чтобы с состраданием, ведь человек воспринимает информацию в том числе и на эмоциональном уровне. Как отмечает директор центра, часто жесткие высказывания приносят больше пользы, порой это лучше, чем нянчиться.

По словам Андрея Якунина, эффективность работы психолога с такими подопечными, безусловно, ниже, чем с людьми, которые живут дома и ходят на консультации к специалистам. Однако бросается в глаза, что для бездомных очень важно общение, чтобы их выслушали и поддержали. В повседневной жизни они не так часто сталкиваются с проявлением внимания, поэтому, несмотря ни на что, положительно оценивают такие беседы.

– Не все бывшие подопечные остаются в поле нашего внимания. Для них пребывание в приюте для бездомных ассоциируется с драматичным этапом жизни. Они только в крайнем случае, когда возникает безвыходная ситуация, снова к нам обращаются, а в основном не хотят о нас вспоминать. Поэтому фраза, которую обычные люди, желающие помочь, говорят: «Если что, обращайся!», в этом случае может только смутить «выздоровевших», поскольку воспринимается как дурное предзнаменование, рассказал специалист.

Статистику вернувшихся в общество бывших бездомных в центре «Милосердие» не ведут, поскольку каждый, кто смог расстаться с таким образом жизни, не хочет об этом даже вспоминать, и тем более приходить сюда, чтобы рассказать о своих успехах, нет эмоциональных сил. Однако, как рассказал Андрей Якунин, такие все-таки есть – те, кто, получив опору в нужный момент, воспользовался ей и смог подняться.

– Чтобы осознать действительность и найти в себе силы что-то изменить — нужна работа — это тяжелый труд, не всегда у наших подопечных находятся нужные ресурсы. Смотрю в глаза и лица людей, которые обращаются к нам за помощью, и вижу целую жизнь. Жизнь разную, но с одним этапом — этапом нужды в посторонней помощи. А близких нет или отказались. И тут уже важно не столько, по какой причине это произошло, сколько то, как помочь бездомным, чтобы на улицах нашей страны их стало гораздо меньше, – подытожил Андрей Якунин.

Фото Екатерины Христозовой Фото Екатерины Христозовой

Вернуть бездомного человека в общество – так ли это просто? Одеть, накормить, вылечить и вручить потерянные документы – это только начало. Однако, чтобы ему вновь не остаться на обочине жизни, предстоит большая работа. И без помощи психологов не обойтись.

– Неуверенность в завтрашнем дне, несбывшиеся ожидания, разрушенные родственные связи, трагедии личного плана, которые влияют на выбор жизненного пути – таков психологический портрет, который объединяет подопечных центра помощи «Милосердие», – рассказал корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» директор учреждения Андрей Якунин.

По образованию врач нарколог-психотерапевт с таким непростым контингентом работает уже более 20 лет. Когда-то параллельно с лечебной практикой занимался людьми в кризисной ситуации. На каком-то этапе, признался он, окончательно стало понятно, что пора выбирать. Решил, что надо помогать людям. В 2017 году был создан центр «Милосердие». За эти пять лет количество людей на попечении увеличилось с 80 до 160.

Служба психологической помощи возникла в организации, исходя из необходимости. У каждого, кто появляется на пороге «Милосердия», своя беда, с которой человек самостоятельно справиться не может. Плыть по течению без ответственности за собственную жизнь им проще. Те, кто оказался на улице, отказываются от борьбы за улучшение своего положения. Они остаются во власти обстоятельств.

– Мы предоставляем социальную помощь, чтобы как-то смягчить эту ситуацию, но внутренние переживания влияют на качество жизни, на спокойствие и взаимоотношения с окружающими людьми. Задача специалиста – выявить нарушения в психологическом плане, которые есть у человека, и поработать над коррекцией. При необходимости, если наблюдается психическое расстройство, то мы обращаемся в государственную психиатрическую службу для лечения, а параллельно с обратившимися к нам работают наши психологи. В штате три специалиста, – говорит руководитель центра «Милосердие».

Фото Екатерины Христозовой

След улицы

Андрей Якунин обратил внимание, что время, проведенное на улице, откладывает серьезный отпечаток на сознание бездомного. И чем дольше он жил в таких условиях, тем сложнее вновь социализировать его, поскольку утрачиваются даже элементарные навыки.

В качестве примера могу привести исследования, проведенные в Индии, где возможность заработка определена сезоном. Так вот интеллектуальные способности одних и тех же людей снижались в период их бедствующего положения. Наших подопечных, долгое время проживших на улице, мы заново учим писать и читать, хотя раньше они обладали этими навыками, говорит руководитель приюта.

Он добавил, что психика бездомного ломается, они ставят на себе крест и катятся по наклонной, «куда сточная канава выведет». То, что для нормального человека – барьеры, для бомжа – привычный образ жизни, они к этому уже адаптировались и нашли удобное для этого обоснование, чтобы сохранить психологическую зону комфорта. Нарушается восприятие окружающей среды и отсутствие бытовых условий никак их не пугает.

Все попавшие в центр «Милосердие» либо страдают зависимостью алкогольной или наркотической, либо психически больные люди. Пока гнойник не вскроешь – рану не залечишь, поэтому мы должны говорить, что такая зависимость и психические расстройства – ключевой фактор попадания на улицу, а сама ситуация может быть разной. Например, обманом лишили квартиры, или больной человек остался без необходимого обслуживания близких людей , – подчеркнул Андрей Якунин.

Психологи «Милосердия» во время работы по коррекции сознания бездомного человека используют те же методики, что и с другими людьми. Специальных технологий нет. По словам директора учреждения, 50% успеха зависит не от методики, а от специалиста и личности самого подопечного.

Фото Екатерины Христозовой

Завоевать доверие

Уже в момент, когда человек поступает в центр, психолог знакомится с подопечным, выявляет проблемы. На начальном этапе важно установить доверительные отношения, чтобы новенький понял, что ему искренне хотят помочь, а не просто выполняют какой-то план, который прописан в организации. И здесь бывают сложности, ведь многие из бездомных в своей жизни не раз обожглись, а душевные раны глубоки, и теперь они не готовы доверять.

– Здесь психолог старается через личный контакт и доброе отношение растопить лед в сердце. Где-то поговорить о жизни, не заставляя ворошить прошлое, избегая боли воспоминаний. Однако бывает, что именно через жизненную ситуацию, в которую они попали, получается вывести на разговор – когда сам человек может осознать, какую роль он сыграл в той истории. Что его привело к тому, что он имеет? Это в том случае, если человек готов брать на себя ответственность. Однако часто наши подопечные придерживаются обвинительной позиции, считая, что с ними несправедливо обошлись, а сами они – исключительно жертвы обстоятельств. Именно этим они оправдывают свое бездействие, сложившуюся ситуацию и часто зависимое положение от алкоголя, наркотиков. Так срабатывает механизм психологической защиты, как у любого человека. Со временем, когда эти люди видят доброжелательное отношение и искренний интерес к своей жизни – они раскрываются и готовы делиться переживаниями. Так начинается коррекция, – пояснил Якунин.

Задача психолога – помочь человеку здесь и сейчас, в настоящем, организовать свою жизнь так, чтобы начать по-новому воспринимать то, что с ним происходит, не бередя старые раны, с которыми он не готов на данном этапе работать. Психологи «Милосердия» не стремятся возложить на них ответственность, если она для них непомерно тяжела.

– Если его, как котенка, тыкать в его проблему, то решить ее у него все равно не получится, а ситуация только усугубится. Для начала нужно дать понять, что мы готовы принимать их такими, какие они есть. Однако нарушение дисциплины, конфликты с окружающими и употребление алкоголя недопустимы. Мы проводим беседы на тему, как правильно выстроить взаимоотношения. Для верующих приглашаем священника, готовим к исповеди – это ведь тоже психологическая работа. Есть и такие подопечные, которые находятся на последнем отрезке своей жизни. Это тяжелый этап, и здесь важно поддержать и правильно настроить человека, чтобы ему было легче справляться со своими болезнями, – рассказал руководитель учреждения.

Фото Екатерины Христозовой

Роль опоры

Понятно, что насильно заставить бездомного, привыкшего к своей жизни, стать другим человеком, невозможно. Поэтому кому-то приходится брать на себя роль опоры, чтобы усилить мотивацию к дальнейшим переменам.

– Мы, по большому счету, сейчас спутники их жизни. Создаем социально-поддерживающую среду, которая должна им дать шанс, которым они раньше не воспользовались, потому что были еще не готовы. Мы должны сопроводить и поддержать – это командная работа. Ведь часто бездомные не верят, что им восстановят документы. Они считают, что все равнодушны к их судьбе, и их жизнь никого не заботит на самом деле. В результате, когда благодаря действиям социальных работников, документы все же восстановлены – часть проблем и психологического плана, которые вызывали недоверие и негатив, решена. Одному такому подопечному сейчас оформляют инвалидность. Когда-то он лишился пальцев ног из-за обморожения. Он также с тревогой наблюдал, что восстановление документов занимает много времени, и не верил, что это все-таки произойдет. Теперь воспрял духом, – поделился директор центра «Милосердие».

Чтобы достичь успеха, психологу нужно уметь подбирать слова. Они, продиктованные любовью, бывают разные: и строгие, и ласковые, главное, чтобы с состраданием, ведь человек воспринимает информацию в том числе и на эмоциональном уровне. Как отмечает директор центра, часто жесткие высказывания приносят больше пользы, порой это лучше, чем нянчиться.

По словам Андрея Якунина, эффективность работы психолога с такими подопечными, безусловно, ниже, чем с людьми, которые живут дома и ходят на консультации к специалистам. Однако бросается в глаза, что для бездомных очень важно общение, чтобы их выслушали и поддержали. В повседневной жизни они не так часто сталкиваются с проявлением внимания, поэтому, несмотря ни на что, положительно оценивают такие беседы.

– Не все бывшие подопечные остаются в поле нашего внимания. Для них пребывание в приюте для бездомных ассоциируется с драматичным этапом жизни. Они только в крайнем случае, когда возникает безвыходная ситуация, снова к нам обращаются, а в основном не хотят о нас вспоминать. Поэтому фраза, которую обычные люди, желающие помочь, говорят: «Если что, обращайся!», в этом случае может только смутить «выздоровевших», поскольку воспринимается как дурное предзнаменование, рассказал специалист.

Статистику вернувшихся в общество бывших бездомных в центре «Милосердие» не ведут, поскольку каждый, кто смог расстаться с таким образом жизни, не хочет об этом даже вспоминать, и тем более приходить сюда, чтобы рассказать о своих успехах, нет эмоциональных сил. Однако, как рассказал Андрей Якунин, такие все-таки есть – те, кто, получив опору в нужный момент, воспользовался ей и смог подняться.

– Чтобы осознать действительность и найти в себе силы что-то изменить — нужна работа — это тяжелый труд, не всегда у наших подопечных находятся нужные ресурсы. Смотрю в глаза и лица людей, которые обращаются к нам за помощью, и вижу целую жизнь. Жизнь разную, но с одним этапом — этапом нужды в посторонней помощи. А близких нет или отказались. И тут уже важно не столько, по какой причине это произошло, сколько то, как помочь бездомным, чтобы на улицах нашей страны их стало гораздо меньше, – подытожил Андрей Якунин.



Как закаливаются тюменские дети, изучили столичные эксперты

23 ноября

В Тюменской области пройдет показ молодежных короткометражек

23 ноября