Тюменка создает уютный мир игрушек из плюша
Женщина рассказала о том, как хобби стало любимой работой
Сегодня, 27 октября, отмечается Международный день плюшевого мишки тедди.
Мишки тедди давно перестали быть только игрушками, сегодня они – предмет обожания и коллекционирования для сотен тысяч людей по всему миру. Даже термин соответствующий появился – «теддимания». Если это болезнь, то среди заразившихся и тюменка Ольга Дрогалину – вот уже пять лет мастер шьет игрушки.
Обычная тюменская квартира в микрорайонах города. В уютной мастерской на полке над рабочим столом расположились длинноухие зайцы, лисята, есть даже плюшевый слоник.
Фото Сергея Мжельского
Но основные обитатели здесь – мишки тедди. Хозяйка Ольга Дрогалину, когда-то успешный финансист, работу в престижной компании сменила на увлечение, ставшее делом жизни – она мастер-теддист.
– Творчеством занимаюсь лет с двенадцати, есть даже швейное образование. Потом поступила в финансовую академию и всю жизнь проработала в этой сфере – в банке и нефтяной компании. Но вот уже два года, как ушла с работы, потому что пять лет назад занялась созданием тедди, – рассказывает Ольга.
Тедди появились в жизни женщины как-то внезапно и в кризисный момент. Просто пришло откуда-то изнутри желание – хочу сшить медведя. Ольга побежала в ближайший магазин и купила кусок меха, даже выкройку в интернете не догадалась взять, – придумала свою. В итоге получился весьма неказистый на вид медведь, но начинающему мастеру он тогда показался классным. С него все и началось. А точнее – понеслось: закружил, просто затянул Ольгу мир плюшевых мишек и зайцев. Тюменка стала учиться – покупать мастер-классы у опытных мастеров, закупать материалы в онлайн-магазинах.
– Когда погрузилась в процесс, оказалось, что это целая индустрия: огромный мир мастеров, сообществ, коллекционеров, производителей материалов. Стоимость игрушек достаточно дорогая, потому что мало того, что мастер вкладывает свой труд, игрушки создаются из эксклюзивных тканей. Часто мастера работают с вискозой – это современный материал, чаще всего импортный. Но моя любовь – плюш, – признается теддист.
Один за другим мастер выдвигает ящики стеллажа. Здесь аккуратными стопочками разложены разноцветные мягкие кусочки ткани, которым только предстоит стать мишками, зайками, слонятами. Большинство материалов изготовлено еще в советские времена, сохранилось где-то на складах в Узбекистане или Таджикистане. Мастера покупают и окрашивают ткань, вытравливая исконный цвет (рыжий, желтый, красноватый), а затем красят и тонируют кусочки. Потому и стоит плюш недешево.
Фото Сергея Мжельского
Крутой поворот
Насколько захватило новое увлечение женщину, можно судить по тому, что из совы Ольга превратилась в жаворонка. Раньше она могла встать в пять утра, чтобы перед работой успеть немного времени потратить на любимое хобби. Сначала тюменка и не думала менять стабильную, хорошую работу – тедди были отдушиной. Но потом поняла, что пора делать выбор. Семья поддержала решение, и вот в Тюмени появился профессиональный мастер-теддист.
Сегодня у нее – свой круг ценителей творчества, правда, в связи с кризисом многие зарубежные коллекционеры остались без русских мишек тедди.
– Сейчас коллекционеры пишут, пытаются следить за творчеством, но в силу сложившегося положения игрушки редко покидают родную страну. Кстати, в России и Белоруссии очень много настоящих сильных мастеров, и с тех пор, как армия русских мастеров ушла с мировых площадок онлайн-продаж, мировой рынок тедди стал скуднее, – уверена Ольга.
Над ее рабочим столом висит карта мира. Женщина признается, что давно мечтает отметить на ней места, где сейчас живут ее игрушки. Русские тедди разлетелись по всему свету.
– Любой кризис – это точка роста. Поэтому из онлайн-продаж нужно выходить в офлайн. Участие в «Тюменской марке» для меня было новым шагом и жизни и творчестве. Впервые показала себя публике вот так, в натуральном виде. Конечно, пришлось многое подготовить, ведь у меня даже визиток не было. А еще – разработать презентации, оформить стенд, придумать для себя стильный и гармоничный образ. Очень переживала, но все понравилось. Это было знакомство жителей Тюмени с данным видом творчества, – рассказывает Ольга.
Знакомство прошло успешно, но как по-разному реагировали на тедди тюменцы! Конечно, мастер получила массу положительных отзывов, что не могло не воодушевить, но Ольга искренне удивляется, что мимо с равнодушным взглядом проходили девочки-подростки: если в 10 лет ребенка не интересует этот стенд, то что же его вообще интересует? Могли равнодушно скользнуть взглядом женщины, слишком погруженные в свои проблемы, но останавливались и с детским восторгом рассматривали медведей солидные взрослые дяди.
Недетская игрушка
Классический тедди-медведь – это игрушка из плюша. Мастер плотно, иногда до деревянного состояния, набивает его опилками. Хотя игрушка все равно остается мягкой, приятной на ощупь. У настоящего тедди обязательно все конечности и голова подвижные, вращаются, для этого используется пятиштифтовое соединение. Живым и глубоким взгляд делают стеклянные глазки. Настоящие теддисты используют только натуральные материалы – бархат, шелк, опилки, плюш. После сшитый мишка тонируется. Ольга, как и многие мастера, придерживается такого направления, как винтажирование, то есть искусственное состаривание готового изделия. Используется также штопка. Кто-то из теддистов даже проходится наждачной бумагой, чтобы на мишке появились проплешинки как следы времени.
Тюменка признается, что за годы проб и ошибок у нее выработался свой узнаваемый стиль – непременное условие для любого мастера, стремившегося занять свое место в данном весьма высоком ценовом сегменте. Два года ушло на создание образов. В основном мастер шьет две разновидности медведей – с авангардными пропорциями (удлиненное тело, короткие лапки) и «аутфиты» – мишки в образах, в одежде и с аксессуарами.
Внимание к деталям
Рассматривая наряд, подготовленный для очередного мишки, только диву даешься: маленькая курточка – на подкладе, с меховой оторочкой и помпончиками на концах ленточек-завязок. На комбинезоне – микроскопические пуговки, а сами штанишки держат кожаные подтяжки. Обувь – отдельный разговор: таких кожаных ботинок ручной работы нет и у модного лондонского денди (Ольга училась у настоящего мастера-обувщика).
– В нашем деле одно из важнейших условий – внимание к деталям. Они создают образ, – считает тюменка.
Мишки-авангарды обычно получают от мастера лишь какой-то головной убор или шейный аксессуар – манишку, жабо, шарфик.
Ольга признается, что небольшого мишку теперь может сшить за три дня, гораздо больше времени уходит на то, чтобы продумать образ.
– Иногда они сильно капризничают – просто кошмар. Уже сшитого медведя могу отложить на несколько дней, а все потому, что он не захотел этот образ. Я никогда не делаю эскизов, как некоторые мастера – это бесполезно. У меня всегда получится что-то совершенно другое. Поэтому доверяю своим чувствам, ощущениям. Порой вообще неожиданный образ получается, – смеется Ольга.
Фото Сергея Мжельского
Мастер демонстрирует свою любимицу – медведицу Бусину. Она и правда похожа на бусинку – вся такая ладная, круглая. Бусинка появилась на свет во время пребывания в Санкт-Петербурге. Девочка-тедди сшита из ношеного плюша, купленного где-то в антикварной лавке, бывшего в прошлом скатертью или портьерой. Поэтому в ней какая-то особая история, настоящая, неподдельная винтажность.
– Это был двухлетний творческий поиск форм, выкроек, образов. Долго искала устраивающие меня пропорции, где должны крепиться лапы. Ведь образ зависит, как ни странно, даже от расположения ушей, – уверена мастер.
А еще от настроения автора, от атмосферы, что его окружает. В 2022 году Ольга Дрогалину как самозанятая оказалась в числе 10 победителей и взяла грант, средства которого направила на обустройство своей мастерской. Все здесь устроено по ее мечтам и запросам – вместительный стеллаж с обилием ящиков, чтобы не тратить время на поиски нужных материалов, удобный рабочий стол, где все под рукой. А еще тюменке помогают в творчестве родные – рядом на стене маленький семейный фотоархив: со старых фотографий смотрят на нее мама, бабушки, прабабушка и прадедушка.
– Мне очень нравятся эти черно-белые фотографии, и я чувствую их поддержку, – признается Ольга Дрогалину.
Немного истории
В 1902 году Теодор Рузвельт, президент США, пожалел на охоте маленького медвежонка. Об этом в газете прочитала жена владельца магазина игрушек Морриса Мичтома. Женщина сшила плюшевого медвежонка, похожего на изображение из газетного шаржа, и выставила игрушку на витрину, подписав как «Медвежонок Тедди» (сокращенная форма имени Теодор). Необычный медвежонок привлек внимание. Его популярность помогла наладить пошив игрушек, которые пользовались большим спросом. Медвежонок стал не только детской игрушкой, но и универсальным сувениром. Одновременно появились и коллекционеры, которые старались собрать как можно больше самых разных мишек Тедди.